Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Поднебесье
Не хотела бы я быть вундеркиндом


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 1, замечено за сутки: 1

вернуться на список тем

Jul  
Не хотела бы я быть вундеркиндом
Jul
Иногда читаю о судьбах детей, которые в детстве были вундеркиндами. Не были они счастливы. И умирали в большинстве своем достаточно рано. Но родители почему-то очень хотели, чтобы их дети были ВУНДЕРКИНДАМИ. И тем самым, по моему мнению, убивали их детство и калечили жизнь
Jul  
яркий пример - Ника Турбина
Jul
Думаю, о ней все наслышаны, но я сейчас кратно напомню основные моменты
Jul  
И так, Ника Турбина
Jul
Сперва скептики не верили, что ребенок способен писать столь драматичные и даже пугающие произведения. Но когда маленькая Ника Турбина начинала декламировать, - с надрывом и театральными паузами - все сомнения отпадали. Девочка стала литературным феноменом, но слава закатилась так же быстро, как накрыла Нику.

17 декабря 1974-го в Ялте родилась девочка, о которой до сих пор слагают легенды. Более того - о ней снимали документальное, а теперь и художественное кино: в следующем году на экраны выйдет фильм "Ника", создаваемый по мотивам истории юной советской поэтессы.

Ника Торбина, взявшая впоследствии псевдоним Турбина, появилась на свет в результате случайной связи художницы Майи Никаноркиной и певца Георгия Торбина, так что папа никогда не участвовал в воспитании наследницы. Ребенок рос с мамой и бабушкой Людмилой Карповой. В три года малышка начала рифмовать первые строки: била по клавишам рояля и сочиняла, говоря, что "внутри столько слов, что теряешься..."

С раннего детства Ника страдала бронхиальной астмой, диабетом и аллергией на шерсть животных. Поговаривали, что несмотря на все это, мать и бабушка постоянно курили и держали в доме несколько кошек. Кроме того, Турбина мучилась бессонницей, которая к пяти годам стала хронической. Майя Никаноркина давала малышке снотворное, которое вызывало привыкание. Но кто был виноват в том, что звезда поэтессы зажглась в начале 80-х, а угасла меньше чем через 10 лет?

Кстати, до сих пор не утихают споры: Ника была гениальным поэтом или проектом?
Jul  
продолжу
Jul
Я - полынь-трава,
Горечь на губах,
Горечь на словах,
Я - полынь-трава...
И над степью стон.
Ветром окружен
Тонок стебелек,
Переломлен он...
Болью рождена
Горькая слеза.
В землю упадет -
Я - полынь-трава...".

Эти строчки написала маленькая девочка-поэтесса Ника Турбина, родившаяся в 1974 году. "Полынь-трава" вошла в список кандидатов на звание одного из ста лучших стихотворений за все время. А что же не так в жизни Ники?

Повторюсь, она была дочерью творческого союза - художницы Майи Никаноркиной и певца Георгия Турбина, отец не принимал участия в воспитании девочки, потому вся ответственность ложилась на маму и бабушку. Именно последняя и узнала о таланте будущей поэтессы: однажды ночью она услышала, как внучка говорит невнятные слова во сне, впоследствии оказавшиеся строчками ее стихотворений.

Турбина страдала аллергией на животных, астмой, диабетом, а к пяти годам заработала хроническую бессонницу. По этой причине мама давала ей снотворное, от которого выработалось привыкание. К слову, поэт и биограф Александр Ратнер даже написал книгу "Тайны жизни Ники Турбиной ("Я не хочу расти...")", в которой отметил - родители принуждали ее писать:

"Ника действительно плохо спала ночами, но не из-за астмы, которая беспокоила ее в основном днем, а из-за психического нездоровья. Когда она была совсем маленькой, во сне она выкрикивала какие-то слова, обрывки фраз, которые дописывались, додумывались, и наутро ребенку говорили, что она ночью надиктовала стих.

Потом эти стихи Ника заучивала, но неохотно. Она взрослела и, убежденная в своей гениальности, уже сама наговаривала строки. В выходные дни к ним присоединялась бабушка, Людмила Карпова, тоже поэтесса, и они уже втроем играли в стихосложение - по очереди придумывали строчки, пока не выстраивалось стихотворение".

Как итог - в девять лет Ника выпустила свой первый сборник, "Черновик", переведенный на двенадцать языков. В этом большом деле девочке помог поэт Евгений Евтушенко. Еще через три года юное дарование покорило венецианский поэтический фестиваль и получила статуэтку "Золотого льва". Была Турбина и в США, где познакомилась с Бродским.

Там же Майе Никаноркиной говорили, что ребенку требуется психологическая помощь, только просьбы прошли мимо ушей, из-за чего Нику в 16 лет отправили на лечение в Швейцарию. Там же поэтесса стала жить с 74-летним психиатром Джованни Мастропаоло. Именно он, как утверждают биографы, и подсадил девушку на крепкие напитки. По возвращении в Москву Турбина не была уже прежней - она привязалась к алкоголю и запрещенным веществам, а попытки восстановить жизнь оказывались тщетными. Девушка даже поступала в Институт культуры, однако дурные привычки не позволяли ей влиться в обычную жизнь.

Александр Ратнер отмечал, что у Ники был и актерский талант, который полностью раскрыть не удалось:
"По сути, она повторила судьбу своей матери - была иждивенкой, встречалась с мужчинами и пила. Она успела немножко поработать со своим последним гражданским мужем Сашей Мироновым. Где-то на окраине Москвы была студия "Диапазон" для неблагополучных детей, и они ставили там спектакли. Саша говорил, что она играла блестяще. А блестяще, потому что девочке бог дал артистический дар, но никто его развивать не хотел и не собирался".

Одним майским днем прославленная личность отдыхала в компании друзей, сидя на подоконнике (на пятом этаже). С него она упала и получила серьезные травмы - умерла поэтесса в 27 лет. Только вот до сих пор неизвестно, был ли это намеренный поступок или же последствия алкоголя.
Дон Румата  
Когда говорят
Дон Румата
о вундеркиндах, действительно, первого кого вспоминаешь, именно Ника Турбина!
Jul  
иногда
Jul
ее жизнь называют "историей испорченного ангела"

Вот, например, воспоминания человека, который встречался с ней лично:
"Кажется, живьем я видел ее всего один раз. Но этот раз запомнил хорошо. Я работал тогда в детской редакции Всесоюзного радио, потому и оказался в Доме кино, где устроили пресс-конференцию по поводу некой, связанной с поддержкой юных талантов, акции. Ника сидела неподалеку. Если б ее не представили, не узнал бы. От большеглазой чудо-девочки с прической "а-ля Мирей Матье" мало что осталось. Нет, она была красива и даже весьма, но какой-то потрепанной, неухоженной красотой. Осунувшаяся, черные круги под глазами, надменный взгляд. В грязно-джинсовом костюме, с вульгарными блестками по вороту. И, как мне показалось, в тот день она мучилась похмельем. А может, не вполне здорова? Или противна была ей вся эта тусовка: мальчики со скрипочками, девочки -- белый верх, черный низ, чиновницы с халами на голове, ленивые и нелюбопытные журналюги...

Насколько позволяли приличия, я глазел на нее во время обмена ненужных вопросов на пустопорожние ответы. Кажется, Нику тоже заставили что-то рассказывать. И она говорила -- путаные, необязательные слова. И было видно, что больше всего на свете ей хочется удрать на крылечко, затянуться сигареткой, глотнуть пивка. Что, кажется, она и сделала, улучив момент.

И я не стал подходить к ней, совать под нос микрофон, просить "почитать стихи для наших радиослушателей". Даже знакомиться не стал. Хотя очень хотел. Ведь это была уже другая Ника".
Jul  
давайте, немного стихов
Jul
"Дождь. Ночь. Разбитое окно" (1981)

Дождь. Ночь. Разбитое окно.
И осколки стекла застряли в воздухе,
Как листья, не подхваченные ветром.
Вдруг звон. Точно так
Обрывается жизнь человека.

"Убаюкайте меня" (1982)

Убаюкайте меня, укачайте,
И укройте потеплее одеялом,
Колыбельной песней обманите,
Сны свои мне утром подарите,
Дни с картинками, где солнце голубее дня,
Под подушку утром положите,
Но не ждите, слышите, - не ждите...
Детство убежало от меня.

"День зачёркнут" (1982)

День зачёркнут.
Все страницы
Будут собраны в сомненья.
День зачёркнут.
Отзовитесь
Все, кто канули в неверье,
Все, кто дымкой запоздалой
Были от меня укрыты.
Отзовитесь!
Слышен еле.
Поезда гудок охриплый.
Все дороги словом смыты,
Перепутаны тропинки.
Отзовитесь, дни былые,
Что звенели звонью зыбкой.
Только ветер странно воет
Перекрестки все сметая.
Я сама страниц сомненья
Зачеркну, не понимая.

"Уронила в руки волосы" (1983)

Уронила в руки волосы -
Как пшеничная вода.
А напьешься -
Вмиг накатится.
Серебристая волна.
Время горького дыханье
Подступило, не унять.
Как трава ещё не вялая,
Только стоит ли срывать?
Завтра по утру оглянешься -
Вышел год.
Уронила в руки волосы -
Твой черёд.

"Слепой ребёнок" (1983)

Слепой ребёнок
На куче хлама
Играл осколками стекла
И в мертвых его глазах
Сияло солнце,
Не виденное им.
И блики мерцали
На колких стёклышках,
И пальцы, дрожа,
Перерывали мусор,
Думая, что это
Цветы,
Растущие под небом
Рая.
Слепой ребёнок
Радовался утру,
Не зная
И не ведая, что ночь
Всегда стоит
За детскими
Его плечами.

"Елене Камбуровой" (1983)

Три кровавые слезы, три тюльпана...
Молча женщина сидит. От дурмана
Закружилась голова, сжалось сердце -
Три тюльпана получила ты в наследство...
Только ветер прошумел - быть им ложью.
Но глаза твои кричат - "Быть не может!"
Три кровавые слезы - облетели.
Молча женщина сидит. Им - не веря.

"Черновик" (1983)

Жизнь моя - черновик,
На котором все буквы - созвездия...
Сочтены наперёд все ненастные дни.
Жизнь моя - черновик.
Все удачи мои, невезения
Остаются на нём
Как надорванный выстрелом крик.

"Я стою у черты" (1983)

Я стою у черты,
Где кончается
Связь со Вселенной.
Здесь разводят мосты
Ровно в полночь
То время бессменно.
Я стою у черты
Ну, шагни,
И окажешься сразу бессмертна.
Оглянулась за мною дни,
Что дарили мне столько света.
И я
Сделать последний шаг
Не могу.
Но торопит время.
Утром меркнет моя звезда
И черта обернулась мгновеньем.

"Благослови меня, строка" (1983)

Благослови меня, строка, благослови мечом и раной,
Я упаду, но тут же встану.
Благослови меня, строка.

"Евгению Евтушенко" (1983)

Вы - поводырь, а я - слепой старик.
Вы - проводник. Я еду без билета!
Иной вопрос остался без ответа,
И втоптан в землю прах друзей моих.
Вы - глас людской. Я - позабытый стих.

"Остановись на миг" (1983)

Зачем, когда придёт пора,
Мы гоним детство со двора,
Зачем стараемся скорей
Перешагнуть мы радость дней?
Спешим расти, и годы все
Мы пробегаем, как во сне...
Остановись на миг, смотри -
Забыли мы поднять с земли
Мечты об алых парусах,
О сказках, ждущих нас впотьмах...
Я по ступенькам, как по дням,
Сбегу к потерянным годам,
Я детство на руки возьму,
И жизнь свою верну.

"Сорок первый год" (1983)

Города горят,
И леса горят.
По стране идёт
Чёрным шагом
Враг.
Смертью смотрит
Глаз,
И рукой своей
Враг заносит меч
Над землёй моей.
И закрыл крылом
Страшный ястреб
Свет.
И кричит земля:
Мне покоя нет.
Отчего вы,
Люди,
Хуже зверей,
Убиваете даже
Малых детей?
Города горят,
И леса горят.
По земле идёт
Чёрным шагом
Враг.

"Не надо спрашивать меня" (1984)

Не надо спрашивать меня,
Зачем живут стихи больные.
Я понимаю: лучше было
Иметь запас здоровых слов...
Нельзя спросить - зачем приходят,
Зачем ночные палачи
Из ножен вынули мечи,
И на меня идёт гурьбою,
Зачем столпились у дверей
Недетской памяти моей
Слепые загнанные люди...
Огонь сжирал десятки судеб,
Но разве появился тот,
Кто на себя всё зло возьмёт?

"Чужие окна" (1985)

Чужие окна, немое кино,
Темно на улице, в кадре светло...
Молча кричит ребёнок - не я его качаю,
Бьётся посуда к счастью - не я его получаю.
И в зале полно безбилетных,
На этом сеансе - молчанье...
Моё окно - звуковое.
Подёрнуты стёкла печалью.
Дон Румата  
Юль, Спасибо!
Дон Румата
Давно не перечитывал (а некоторые первый раз прочитал)
Лего  
У Ники была
Лего
Совершенно неадекватная маманя, надо сказать. Где - то в 80 они все приезжали в Тулу, на поэтический фестиваль, в Ясной поляне. Маманя ее с грудным ребенком и Ника. Я тоже тогда потащилась на этот фестиваль. ( у нас друзья были сотрудник Ясной поляны. ) в последний момент сказали что у Ники обострение астмы, она выступать не будет. Ее стихи маманя читала, прижимая к груди дочку. Ну не знаю, такое впечатление было, что она читала разные стихи - Ники и свои собственные. ( причем не к одной меня было такое впечатление)
Лего  
Вот что прочла
Лего
" 2022 году вышел художественный фильм "Ника" о жизни поэтессы. Роль Ники исполнила Елизавета Янковская, роль Майи - Анна Михалкова[24]. Из-за запрета правообладателей в фильме не использовались стихи Турбиной."(с) кто нибудь видел фильм?
Лего  
А про вундеркиндов.
Лего
Не знаю, вот Денис мацуев совершенно не выглядит человеком, у которого совсем не было детства.
Эльвира  
Тяжело
Эльвира
читать все, что про Нику написано. Бабушка с матерью точно приложили руки к её психическому состоянию. Жизнь перевернули девочке.
Всё могло бы быть иначе.

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩