Часто глупец, в неразумении, метким словом обмолвится.
Эразм Роттердамский, "Похвала глупости".
Самое последнее дело - винить во всём других, в своих неудачах искать виновных среди третьих лиц. Но сейчас я не знаю, что и подумать. Началось всё вроде бы с совершенно безобидной реплики...
- Тема сегодняшнего урока - "Млекопитающие". Внезапно, проходя по рядам я вижу, как ребёнок жирными буквами выводит фломастером МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ.
- Ну разве трудно правильно списать с доски? И к тому же я говорю по буквам. Почему же - питающиеся?
- А какая разница? Пресмыкающиеся, млекопитающиеся...
- Ну хорошо. Давайте вспомним, почему же русские люди назвали рептилий пресмыкающимися. Что означает этот глагол пресмыкаться? - Молчание, недоумённые взгляды. - Ладно! Найдите здесь корень.
- Смык? - робкая реплика из класса.
- Правильно! А что это может означать? - я вижу, что не всё потеряно, потому что сразу поднимается несколько рук.
- Это что-то связано с едой: программа "Смак"?! Нет, что-то с замками: одного вора звали "Гоп со смыком"! А может быть, что-то связано со словом смысл? Такого оборота я не ожидал! Хочется взорваться. При чём здесь смысл? Вернее, где здесь смысл?
- Когда о человеке говорят: "Он пресмыкается перед другими", стоит ли это рассматривать как комплимент или оскорбление? (Не мытьём, так катаньем).
- Думаю, это оскорбление. Это так говорят о мелких фирмах, которые, чтобы не разориться, вынуждены примкнуть к более крупным и сильным, войти в их подчинение.
При всей абсурдности сказанного, зерно здравого смысла здесь всё-таки есть.
- Ага! Оказывается, слова пресмыкающиеся, смыкаться, примкнуть, сомкнуться - однокоренные. Примкнуть - значит, присоединиться. Ну, после такой подсказки кто скажет, почему же...
- Получается, эти животные к чему-то присоединяются, - логично рассуждают ребята. - Уж не к млекопитающимся ли? Ведь они же хищники!
Я смотрю на детей с любовью. Какие милые ребятки! И шрамы от лоботомии их почти не портят. Один ноль в их пользу. Но игра ещё не окончена.
- Пресмыкаться - значит, ползать, волочить брюхо по земле, смыкаться с нею. Ведь именно так передвигаются рептилии - касаясь животом по поверхности почвы. Но вернёмся к тому, с чего начали. Что означает частица "-ся"?
Снова недоумённое молчание. Я опять начинаю терять терпение.
- Ну какая разница: вернуть или вернутьСЯ, кормить или кормитьСЯ, смотреть или смотретьСЯ? Питать или питатьСЯ?
- Питать - это когда мы кормим, а питаться - когда кормимся.
Я поражён такой жёсткой логикой. Но и тут что-то здравое есть.
- Следовательно, млекопитающие что делают? Питают (кормят) млеком. А что такое млеко? Так вот где собака зарыта! Они и этого не знают!
- Какие же железы называют млечными? Ну какие у зверей могут быть самые заметные железы?
- Может быть, потовые? Ведь у птиц и рептилий кожа сухая...
Важно не упасть на пол раньше звонка с урока. Потому что и в этой реплике есть своя логика. Пора заканчивать, иначе я никогда не выпутаюсь из этой ловушки. Поймать бы сейчас того, кто сказал, что дети и так всё знают, важно только помочь им вспомнить.
- Млеко - это устаревшая форма слова молоко. Млечными называются... - кто-то шепчет "cиси!" - да-да, именно те самые железы. И если звери питают (кормят) кого-то молоком, значит, это их самая главная особенность, если следовать логике тех, кто придумал данное название. А кого они кормят?
- Человека!
- Да в гробу они видели этого человека! Нужен он им очень! Детёнышей своих они выкармливают молоком!
- А при чём здесь пресмыкающие и млекопитающиеся?
- Если животное само ест молоко, его можно назвать "питающимСЯ". Но если оно кого-то кормит им - то это уже млекопитающие. Рептилии никого не пресмыкают, они сами ползают на брюхе, то есть пресмыкаютСЯ. Теперь понятно?!!
... Вот вам и терминологическая работа на уроке. И коснулись-то не какого-нибудь древнегреческого, а нашего, русского языка. Скажете, дети не обязаны знать устаревшие формы современных слов? Что ж, очи, уста, ланита, власа, брег - всё это можно оставить филологам. Но нам-то что делать?
И как может повернуться язык у человека, утверждающего, что биолог должен учить своему предмету, а филолог - своему? И какой из них главнее? И можно ли сравнивать эти понятия?
Школу я закончил в 1971 году. Тогда такие проблемы могли возникнуть только в дурдоме, школе для умственно отсталых.
И кто-то после этого говорит о прогрессе??