В последнее время часто слышу слово "гендер". В разных сочетаниях. И возникает ощущение что люди, как сказать... не совсем понимают, о чем говорят. То есть под словами "гендер", "гендерный" понимается принадлежность человека к мальчикам, или девочкам. Например,
В английском языке есть два слова для обозначения пола - "sex" и "gender". Секс - это биологический пол, определояемый физиологией человека. Сексуальных полов два - мальчики и девочки.
Гендер - это пол социальный, в первую очередь определяемый тем, как человек сам себя ощущает. Какую половую роль он играет в обществе, в общении с другими людьми, как люди воспринимают его. Гендеров, или гендерных ролей, существует много, трудно даже точно сказать сколько.
Например в Тайланде распознается пять гендеров - гетеросексуальные мужчины, гетеросексуальные женщины, катой (феминизированные трансы MtF), маскулинные лесбиянки и феминные лесбиянки. И каждый гендер определяет собой определенную социальную роль.
У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды означало выполнение соответствующих социальных функций.
В Полинезии (прежде всего, на Самоа) существуют фаафафины. Это мужчины, которых с самого раннего детства воспитывают как девочек. Они живут как женщины, носят женскую одежду, хотя рождаются мальчиками. Роль фаафафинов в обществе четко определена: они заботятся о семье, воспитывают детей, выполняют работу по хозяйству и заботятся о старых и больных. Фаафафины рассматриваются на Самоа как представители "третьего пола" и не считаются гомосексуалами. Партнёром фаафафины может быть как мужчина, так и женщина, а также и другой фаафафина.
В Албании существует гендерная роль "клятвенной девственницы". Клятвенная девственница = это женщина, добровольно принявшая клятву целомудрия и безбрачия (т. е. полного отказа от брака и сексуальной жизни) и исполняющая мужскую роль в семье. После принесения клятвы перед старейшинами деревни с "клятвенной девственницей" обходятся как с мужчиной. Она носит мужскую одежду, ведёт мужской образ жизни и имеет право голоса в управлении общиной наравне с мужчинами.
В Индии, Бангладеш и Пакистане существует каста хиджр. Это одна из каст неприкасаемых, в которую входят мужчины "третьего пола": бигендеры, кроссгендеры, интерсексуалы, гомосексуалы и трансгендеры. Эти биологические мужчины одеваются и ведут себя как женщины, называют себя женским именем, но не относят себя ни к одному, ни к другому полу. Во время очередной переписи населения в Индии хиджры потребовали признать их третьим полом, отказываясь регистрироваться как "мужчины" или "женщины".
расценивать фразу: "дискриминация по гендерному признаку"? Скажем, весьма уважаемый академический словарь трактует это так: "Гендерная дискриминация (англ. gender - род, пол) - дискриминация по половому признаку, практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим"...(с)
Ну, я тоже слышу, и чо?..
Мне почему-то нет никакого дела кто как себя ощущает по половому признаку и позиционирует в обществе - сдается мне, что автор тонко троллит..)
поняла, хотя прочитала внимательно. Социальная роль, но, ведь, определенного пола. Значит, есть и признаки этого пола. Которые нужно "играть")))
Или как?))
путаница имеет под собой "фундамент". Поскольку это слово - калька из английского, то и смотрим в английские толковые словари.
Оксфордский словарь
1 [mass noun] the state of being male or female (typically used with reference to social and cultural differences rather than biological ones):traditional concepts of gender
[count noun] the members of one or other sex:differences between the genders are encouraged from an early age
Словарь Вебстера
a : SEX
b : the behavioral, cultural, or psychological traits typically associated with one sex
И мы видим, что первое значение слова gender обозначает пол (sex) либо присутствует оговорка, что (typically used with reference to social and cultural differences rather than biological ones - обычно употребляется в значении социальных и культурных различий в отличие от биологических.
Но, наверное, это из серии, когда говоришь, что типичный мужчина и типичная женщина поведут себя вот таким вот образом, а в ответ слышишь, что нет все разные. Да, разные, но есть типичные женские черты и поведенческие реакции, а есть мужские. То есть апелляция идет к мужскому началу и женскому, а не вообще к мужчине и женщине.
Так и здесь. Нам не очень, видимо, понятна нетождественность биологического пола и социального. Если я женщина, то какая разница, скажу ли я, что у меня женский пол или женский гендер... ха-ха, все равно дискриминация по гендерному признаку, то бишь по половому: ))
Ну, вот статейки нашла, может, помогут разобраться. Похоже, тут просто требуется немножко абстрагироваться от своего пола биологического))
1. \\Слово "гендерный" относится не к мужчине и женщине, а к понятиям мужской и женский, другими словами речь идет о качествах или характеристиках, которые общество предписывает каждому полу. Люди рождаются женского или мужского пола, но учатся быть женщинами или мужчинами. Понятие гендерный имеет глубокие корни и по-разному воспринимается как в рамках каждой культуры, так и в различных культурах, причем это понятие меняется со временем. Однако во всех культурах гендерный фактор определяет уровень власти и ресурсов, которыми наделяются женщины и мужчины.\\
2. Если говорить о гендере в широком смысле, то он является отражением жизни в мире, создавшем нас не просто людьми, но всегда женщиной или мужчиной. В мире, где любое различие или разделение находятся в системе строгих иерархических и доминирующих отношений.
Именно гендерные установки отражают в известном смысле "стратегию" системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного ("мужского") всегда выше пассивного ("женского") в соответствии сиерархией отношений.
Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, "пассивный" мир), где их обучают быть "женщинами": накрывать на стол, пеленать ребенка и др. (вести домашнее хозяйство). У мальчиков воспроизведен город (внешний, "активный" мир), где они изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями (но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательного характера, а девочкам - детскую кулинарию. И хотя книга по кулинарии носит название детской, она ассоциируется только с девочками и только им предназначена.
Эта концептуальная структура и есть то, что феминистски ориентированные ученые-социологи обозначили как "система пол - гендер". Традиционные (не феминистские) культурные концепции рассматривают мужское и женское как категории не только противоположные, но и полностью взаимоисключающие. При помощи этих категорий за всеми человеческими существами закреплено строго определенное место. Такие культурные концепции основывают тендерную, символическую систему, или систему значений внутри каждой культуры. Именно эта система связывает пол с культурным содержанием в соответствии с социальными установками и иерархиями.
Хотя в каждой культуре значения варьируются, гендерная система, политические и экономические факторы в обществе всегда взаимосвязаны. В этом плане культурное конструирование (толкование) пола в гендер, а также асимметрия, характеризующая гендерные системы в различных культурах, могут пониматься как системы, тесно связанные с организацией социального неравенства.
И если гендерные представления понимать как социальные позиции с различными значениями, то для кого-либо быть представленной (ым) или представить саму(ого) себя как женщину или мужчину означает принять весь набор подобных содержаний.
Можно сказать, что конструкция гендера - одновременно продукт и процесс представления как о других, так и о самих себе. Какова технология его формирования? Феминистки предполагают: как представление общества, так и представление себя - продукт различных социальных технологий. И не только практики повседневной жизни, но и таких технологий, как кинематограф.
В каждодневной жизни через культурные нормы общество и мы сами формируем образ и выучиваем роли "настоящей женщины" и "настоящего мужчины". Наши действия и ощущения нормируются осуждением или одобрением со стороны общества. Так, например, незамужняя или замужняя, но бездетная или с детьми, но разведенная женщина подвергается осуждению и считается ущербной. (В различных культурах количество детей как норма варьируется.) А "настоящему мужчине" стыдно заниматься домашним хозяйством, т. е. "чисто женским" и абсолютно не важным делом. (По мнению многих российских женщин, это лишает мужчин сексуальной привлекательности.) Он должен заниматься делами, которые оцениваются в обществе как более значимые и, соответственно, мужские. Не потерять лицо мужчина может, лишь иногда помогая женщинам в их ("женских") делах - домашних.
Соответствующая технология формирования гендерных ролей проявляется в кинематографе. Если сравнить советский кинематограф 50-х годов с сегодняшним, можно ясно увидеть смену построения и оценки образа женщины. Политическая установка общества на привлечение женщин к социальной активности в то время вела к созданию на экране образов героинь, которые не только строили свою жизнь сами, но и оказывали влияние на общество, т. е. женщин самостоятельных. Героиня сегодняшнего дня - чаще всего красивая игрушка с длинными ногами в качестве положительного образа или дешевая проститутка в качестве образа отрицательного.
Во множестве рекламных роликов мужчина представлен как босс, компетентный специалист, а женщине отводится обслуживающая роль. С экранов смотрят на нас умные, очень важные мужчины и экзальтированные женщины, радостно обнюхивающие колбасы, стиральные порошки, грязные рубашки или с восторгом разглядывающие подарки, начиная с домашней техники и заканчивая ювелирными украшениями, полученные от "настоящих мужчин". Здесь наиболее очевидно проступает технология построения гендера через кинематограф.
В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий. И то, что гендер не имеет окончательного и однозначного определения,- не недостаток или проблема а, скорее, особенность самого понятия. Сложность заключается в том, что здесь прослеживается взаимосвязь действия и мышления, которые не могут быть разъединены. Мы имеем дело с динамизмом, окончательно не определенным, ибо само определение есть действие, влекущее серьезные последствия.
вот что нашла... это выдержки из статьи (В русском языке не существует эквивалента слову "гендер")
опубликовано на сайте Известия Науки
\Изменение женских и мужских ролей в современном обществе нашли свое языковое подтверждение в широком распространении слова "гендер", есть социокультурный пол.\
\Если посмотрим в развитии, то видим, что в нелингвистическом, ненаучном употреблении эта лексема очень стремительно взлетела вверх по частотности. Исследования в диахронии развития, начиная с 1996 и по 2004 г. частотность употребления слова "гендер" и его производных в текстах СМИ увеличилось более чем в 30 раз. На самом деле это очень много для такой лексемы, которая, во-первых, иностранного происхождения, то есть не имеет отчетливой внутренней формы, во-вторых, довольно странно звучит для русского языка по сочетанию гласных, согласных, третье, никак не выходит ни на область рекламы, ни на область повседневного знания. Если в 1990-х г. слово "гендер" встречалось в СМИ в основном в составе имен собственных (например: "В Петербурге состоялась конференция по гендеру" или "конференция "Гендер в жизни общества"), затем - в сообщениях о новых книгах, то теперь слово "гендер" стало употребляться внутри собственно авторского текста. Далее, если раньше в основном использовалось именно существенное "гендер", то сейчас массово стали использоваться его производные: гендерный, гендерно, гендеролог, а также гендерно маркированный, гендерно отмеченный, гендерно ориентированный и так далее.
- Чего тут больше - моды или действительного интереса?
А можем ли мы разделять моду и действительный интерес? Происходят какие-то процессы в обществе, и у определенной группы, у той группы, которая как раз задает моду, появляется интерес к тому или иному феномену. И мы видим, что гендер из политической категории превращается в научную и, скажем так, наивно-научную. А на самом деле наивно-научные категории - это очень большой рычаг в движении общества.
Таким образом, став модным, слово "гендер" теперь пользуется популярностью не только у политиков, но и у обычных людей. По-видимому, половой самоидентификации современному человеку недостаточно, независимо от того, мужчина или женщина он\ ( с)