Калашников и Шмайсер
Умер Михаил Калашников. С ним ушла часть советской эпохи, одним из символов которой он был. И символ этот нес на себе характерные черты эпохи.
Калашников считается создателем самого популярного автомата XX века. Но на самом деле Михаил Тимофеевич к конструированию знаменитого оружия никакого отношения не имел. Для специалистов давно уже не секрет, что автомат Калашникова - это модернизированная копия германской штурмовой винтовки 1944 года, разработанной конструкторским бюро Хуго Шмайсера. До конца войны немцы успели выпустить примерно 450 тысяч автоматов этого образца. (Кстати сказать, в советских фильмах "шмайсером" часто называют германский автомат 1942 года, созданный в совсем другом конструкторском бюро.)
Иногда Калашникову приписывается модернизация затворного механизма германского автомата 1944 года. В действительности этот механизм заимствован у американской штурмовой винтовки. И эта винтовка была хорошо известна немецким конструкторам, которые в 1946-1952 годах трудились во главе со Шмайсером над новыми образцами советского оружия в Ижевске.
Сам Шмайсер в конце войны оказался в Тюрингии, которая была сначала занята американскими войсками. Американцы конструктора подробно допросили, но забирать к себе не стали. Дело в том, что в США после войны сделали ставку на более сложную в обращении штурмовую винтовку с большей прицельной дальностью, предназначенную для лучше подготовленных солдат. Результатом этого направления в развитии стрелкового оружия стала знаменитая автоматическая винтовка М-16. Но когда Тюрингия перешла под советскую оккупацию, винтовкой Шмайсера всерьез заинтересовались, как простым в обращении массовым оружием для миллионов призывников, и его вместе с его командой отправили в Ижевск.
Шмайсер (он умер в восточногерманском Эрфурте в сентябре 1953 года) утверждал, что дал советским товарищам лишь несколько ценных советов. В характеристике Шмайсера, сохранившейся в советских архивах, говорится: "Технического образования не имеет. В процессе своей работы над проектами проявил себя как практик-конструктор. От каких-либо конструкторских разработок отказывается, ссылаясь на отсутствие специального образования и неумение самостоятельно конструировать. Ни на каких работах завода использован он быть не может". Тем не менее этакого бездарного бездельника почему-то держали в Ижевске целых шесть лет, выплачивая ему приличное жалованье.
Хуго Шмайсер действительно был не столько конструктором, сколько организатором производства, но несомненно, что его сотрудники принимали самое непосредственное участие в конструировании советского автомата. А когда стали думать, как назвать новое оружие, оказалось, что видным советским конструкторам-оружейникам, таким как Георгий Шпагин или Василий Дегтярев, совестно ставить свое имя под чужим изобретением. Другое дело юный самородок Михаил Калашников, не имевший, подобно народному академику Трофиму Лысенко, никакой специальной подготовки. Со временем Михаил Тимофеевич искренне уверовал, что именно он изобрел знаменитый автомат, и столь же искренне возмущался тем, что за рубежом его тиражируют без покупки российской лицензии. Что ж, блажен, кто верует.
Борис Соколов(c)
вот... статья не нравится, о мертвых или хорошо, или никак... но может кто знает больше?
Калашников считается создателем самого популярного автомата XX века. Но на самом деле Михаил Тимофеевич к конструированию знаменитого оружия никакого отношения не имел. Для специалистов давно уже не секрет, что автомат Калашникова - это модернизированная копия германской штурмовой винтовки 1944 года, разработанной конструкторским бюро Хуго Шмайсера. До конца войны немцы успели выпустить примерно 450 тысяч автоматов этого образца. (Кстати сказать, в советских фильмах "шмайсером" часто называют германский автомат 1942 года, созданный в совсем другом конструкторском бюро.)
Иногда Калашникову приписывается модернизация затворного механизма германского автомата 1944 года. В действительности этот механизм заимствован у американской штурмовой винтовки. И эта винтовка была хорошо известна немецким конструкторам, которые в 1946-1952 годах трудились во главе со Шмайсером над новыми образцами советского оружия в Ижевске.
Сам Шмайсер в конце войны оказался в Тюрингии, которая была сначала занята американскими войсками. Американцы конструктора подробно допросили, но забирать к себе не стали. Дело в том, что в США после войны сделали ставку на более сложную в обращении штурмовую винтовку с большей прицельной дальностью, предназначенную для лучше подготовленных солдат. Результатом этого направления в развитии стрелкового оружия стала знаменитая автоматическая винтовка М-16. Но когда Тюрингия перешла под советскую оккупацию, винтовкой Шмайсера всерьез заинтересовались, как простым в обращении массовым оружием для миллионов призывников, и его вместе с его командой отправили в Ижевск.
Шмайсер (он умер в восточногерманском Эрфурте в сентябре 1953 года) утверждал, что дал советским товарищам лишь несколько ценных советов. В характеристике Шмайсера, сохранившейся в советских архивах, говорится: "Технического образования не имеет. В процессе своей работы над проектами проявил себя как практик-конструктор. От каких-либо конструкторских разработок отказывается, ссылаясь на отсутствие специального образования и неумение самостоятельно конструировать. Ни на каких работах завода использован он быть не может". Тем не менее этакого бездарного бездельника почему-то держали в Ижевске целых шесть лет, выплачивая ему приличное жалованье.
Хуго Шмайсер действительно был не столько конструктором, сколько организатором производства, но несомненно, что его сотрудники принимали самое непосредственное участие в конструировании советского автомата. А когда стали думать, как назвать новое оружие, оказалось, что видным советским конструкторам-оружейникам, таким как Георгий Шпагин или Василий Дегтярев, совестно ставить свое имя под чужим изобретением. Другое дело юный самородок Михаил Калашников, не имевший, подобно народному академику Трофиму Лысенко, никакой специальной подготовки. Со временем Михаил Тимофеевич искренне уверовал, что именно он изобрел знаменитый автомат, и столь же искренне возмущался тем, что за рубежом его тиражируют без покупки российской лицензии. Что ж, блажен, кто верует.
Борис Соколов(c)
вот... статья не нравится, о мертвых или хорошо, или никак... но может кто знает больше?