Стереотипы
"Мыслит стереотипами" - кажется, так говорят о человеке с ограниченным набором понятий о том, что такое хорошо и плохо и как должен выглядеть "реальный пацан". И этот набор - готовый к употреблению продукт, над которым не нужно размышлять, который не подвергается критике. Зачем нужна нам такая пища для разума и не вредна ли она для нашего душевного здоровья?
Фильтруя реальность через стереотипы, мы производим мыслительную и эмоциональную работу - подтверждаем свои знания о неком объекте и одновременно даем ему свою оценку.
Один из первых исследователей стереотипов - Уолтер Липпман - описал четыре свойства этих феноменов:
1. стереотипы всегда проще реальности - они описывают сложнейшие явления двумя-тремя фразами (например, понятие "мужская полигамность, выработанная в процессе эволюции для максимально широкого распространения генов" сокращается до "все мужики ходят налево");
2. стереотипы попадают к нам в голову извне (в детстве - от взрослых, затем - из СМИ и от ближайшего окружения), а не вырабатываются на основе собственного жизненного опыта; впитывая культурные стереотипы, мы принимаем их как непреложные истины, не подвергая критике и осмыслению;
3. все стереотипы ложны, поскольку конкретной персоне приписываются черты, которыми он обязан обладать в силу своей принадлежности какой-либо группе ("говоря о любви, индусы переходят на язык музыки и танца", "американцы едят только гамбургеры", "староверцы носят бороды до пояса");
4. по своей убедительности стереотипы сильнее реальности, разворачивающейся перед нашими глазами: встретив серьезного и делового индуса, мы покачаем головой и решим, что это был единственный в мире индус, не танцующий и не поющий.
Как вы уже поняли, стереотипы всегда касаются какой-либо группы явлений, а не конкретного единичного явления. Классическую формулу стереотипа можно сформулировать так: "Все Х обладают свойством Y" - "все китайцы низкорослые" (притом что самый высокий игрок NBA Яо Минь, ростом 2 м 29 см - китаец), "рэп - это музыка для афроамериканцев" (Маршалл Брюс Мэтерс III, более известный как Эминем, не мог бы с этим согласиться), "гольф - игра для богатых мужчин" (на XIX чемпионат России по гольфу были допущены 32 гольфиста и 16 гольфисток, две из которых профессионально играют за рубежом) и т. д. Основой для конструирования стереотипа может быть национальность ("итальянцы не могут хранить верность"), раса ("азиаты никогда не будут с тобой искренними"), пол ("бабы - дуры"), возраст ("молодежь сидит на шее у родителей"), религия ("ислам = террор"), профессия ("все политики - лжецы") и т. д.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Стереотип - это совершенно необходимый нашему сознанию инструмент. Он помогает экономить энергию, превращая сложную реальность в набор четких и коротких суждений. Воспринимая окружающую действительность сквозь фильтры стереотипов, мы оказываемся в простом и понятном мире, где у каждого явления есть ярлык.
Как пишет доктор социологических наук Игорь Кон, "стереотипы - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение".
Кроме глобального упрощения мира вокруг нас, стереотипы помогают нам находить общий язык с окружающими. Представители одной культуры образуют что-то вроде клуба по интересам, члены которого разделяют общие убеждения. Благодаря стереотипам появляются две группы: "мы" и "они", где "мы" - носители всего самого доброго и вечного, а "они" - носители противоположных черт.
С одной стороны, это свойство человеческой психики помогает нам чувствовать себя защищенными среди своих, с другой - создает богатейшую питательную среду для ненависти и страха. (c)
Фильтруя реальность через стереотипы, мы производим мыслительную и эмоциональную работу - подтверждаем свои знания о неком объекте и одновременно даем ему свою оценку.
Один из первых исследователей стереотипов - Уолтер Липпман - описал четыре свойства этих феноменов:
1. стереотипы всегда проще реальности - они описывают сложнейшие явления двумя-тремя фразами (например, понятие "мужская полигамность, выработанная в процессе эволюции для максимально широкого распространения генов" сокращается до "все мужики ходят налево");
2. стереотипы попадают к нам в голову извне (в детстве - от взрослых, затем - из СМИ и от ближайшего окружения), а не вырабатываются на основе собственного жизненного опыта; впитывая культурные стереотипы, мы принимаем их как непреложные истины, не подвергая критике и осмыслению;
3. все стереотипы ложны, поскольку конкретной персоне приписываются черты, которыми он обязан обладать в силу своей принадлежности какой-либо группе ("говоря о любви, индусы переходят на язык музыки и танца", "американцы едят только гамбургеры", "староверцы носят бороды до пояса");
4. по своей убедительности стереотипы сильнее реальности, разворачивающейся перед нашими глазами: встретив серьезного и делового индуса, мы покачаем головой и решим, что это был единственный в мире индус, не танцующий и не поющий.
Как вы уже поняли, стереотипы всегда касаются какой-либо группы явлений, а не конкретного единичного явления. Классическую формулу стереотипа можно сформулировать так: "Все Х обладают свойством Y" - "все китайцы низкорослые" (притом что самый высокий игрок NBA Яо Минь, ростом 2 м 29 см - китаец), "рэп - это музыка для афроамериканцев" (Маршалл Брюс Мэтерс III, более известный как Эминем, не мог бы с этим согласиться), "гольф - игра для богатых мужчин" (на XIX чемпионат России по гольфу были допущены 32 гольфиста и 16 гольфисток, две из которых профессионально играют за рубежом) и т. д. Основой для конструирования стереотипа может быть национальность ("итальянцы не могут хранить верность"), раса ("азиаты никогда не будут с тобой искренними"), пол ("бабы - дуры"), возраст ("молодежь сидит на шее у родителей"), религия ("ислам = террор"), профессия ("все политики - лжецы") и т. д.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Стереотип - это совершенно необходимый нашему сознанию инструмент. Он помогает экономить энергию, превращая сложную реальность в набор четких и коротких суждений. Воспринимая окружающую действительность сквозь фильтры стереотипов, мы оказываемся в простом и понятном мире, где у каждого явления есть ярлык.
Как пишет доктор социологических наук Игорь Кон, "стереотипы - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение".
Кроме глобального упрощения мира вокруг нас, стереотипы помогают нам находить общий язык с окружающими. Представители одной культуры образуют что-то вроде клуба по интересам, члены которого разделяют общие убеждения. Благодаря стереотипам появляются две группы: "мы" и "они", где "мы" - носители всего самого доброго и вечного, а "они" - носители противоположных черт.
С одной стороны, это свойство человеческой психики помогает нам чувствовать себя защищенными среди своих, с другой - создает богатейшую питательную среду для ненависти и страха. (c)