Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Татьяна  

Дата создания поста: 17 мая 2008, 23:45

Выставка Прерафаэлитов в Третьяковке.

Сегодня с утра пораньше побежала в Третьяковку за "ускользающей" живописью. Все никак не могла собраться посмотреть выставку графики "Вдохновленные рисунком" и очередную предпродажную выставку Сотби с прерафаэлитами. Дождалась последнего дня, тогда и побежала... Вот продадут все на аукционе, и никогда я уже не смогу увидеть то, что осядет в частных коллекциях...
Посмотреть в последний раз на прерафаэлитов в последний день собралась не одна я, таких набежало на редкость много, так что в трех маленьких залах было тесновато. Прерафаэлиты - это эстетско-мистическое направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в. Началось все с возникновения "прерафаэлитского братства", состоявшего первоначально из 7 "братьев"- живописцев. Отсюда и название. Часто сюжеты картин перекликались с литературными произведениями того времени. Эстетизм, романтизм, мистицизм и прочие черты присущие "серебряному веку"...
Приглянулись мне работы Уотерхауса "Лалия" 1909 г. и "Св. Цецилия" 1895 г.. Лалия - это иллюстрация к мифу о том, как змею превратили в прекрасную, холодную женщину, погубившую своей любовью возлюбленного. Эта красавица сидит у воды и расчесывает волосы, глядясь в воду. На коленях у нее змеиная кожа, бывшая ее прежним обличьем. А Св. Цецилия- покровительница музыки и прелестная молодая женщина, жившая в платоническом браке со своим мужем, - сидит в кресле на террасе с видом на море, перед ней на коленях стоят два ангела, играющих на мандолине и скрипке, между ангелами виден клавесин или спинет. Миф говорит, что когда она уговаривала мужа сохранять целомудрие, он обещал ей это в том случае, если ему явится ангел-хранитель Цецилии, который и не замедлил появиться. Пришлось ему сдержать данное слово. Если учесть, что биография Цецилии относится к 3 веку, то клавесин тут не очень уместен. Но сама картина умиротворяет своим покоем.
Чудесная черно-золотая картина Джеймса Тиссо "Сирота" 1879 г.- это малоформатная версия большой картины. Сквозь камыши на берегу пруда видны женщина в черном платье с печальным, но спокойным и уверенным лицом и прижавшаяся к ее коленям очаровательная девчушка с пушистыми светлыми волосами в черном платьице. Золото осени оттеняет их тревожные лица. Каждая из них по-своему раздумывает над вопросом: "Что же теперь будет?"
На картине Дикси "Рыцарство" 1885 г. на первом плане - привязанная к дереву красавица, на втором - прекрасный юный рыцарь без шлема прячет меч в ножны, у его ног закованный в латы, поверженный злодей. Полный набор романтических героев...
Картина Коллиера "Спящая красавица" 1921 г. написана к средневековому романтическому сюжету о спящей красавице, ждущей своего принца. На кровати спит принцесса в каком-то очень эклектичном одеянии - что-то вроде сарафана, только расшит он каким-то прерывистым ярким орнаментом совсем не славянского толка. Две девушки-служанки в подобных однотонных голубых одеяниях спят, сидя на подушках возле кровати, а за окном с частым переплетом бушует лето и в углу спальни тоже бойко растет какой-то цветок.
Самая знаменитая картина, бывшая на выставке, это полотно Лоуренса Альма-Тадема "Обучение детей Хлодвига" 1861 г. На картине мать-королева наблюдает, как ее сыновья учатся владеть оружием, чтобы со временем отомстить за смерть отца. Самый старший мальчик лет 10-ти бросает боевые топорики в щит. За этим с одобрением наблюдает несколько вождей. Картина эта успела побывать и в музейных коллекциях и в коллекции бельгийского короля Леопольда III, после Отечественной войны картина была продана королем, чтобы получить деньги на восстановление страны.
Две картины Альберта Джозефа Мура производят странное впечатление. На картине "Грезы" девушка с веером сидит в кресле, но сидит она не расслабленно отдыхая, а так, как сидят на троне в присутствии посторонних, напряженно и прямо. Как будто она среди приема отвлеклась и на минуту ушла в свои мысли, забыв даже помахивать веером. Общая тональность картины - серовато-зеленая с большим количеством очень мелких деталей, начиная от рисунка обоев, до рисунка отделки кресла. Вторая картина "Жасмин" - вся розово-красная. Девушка в белом полупрозрачном платье полулежит на диване, два ярко-розовых покрывала на спинке дивана и у ее ног оттеняют розоватость кожи, а вот маленькую веточку жасмина в ее руке я заметила не сразу. Жасмин находится в точке пересечения всех мыслимых диагоналей и линий на картине и держит всю композицию, но это только после прочтения разъяснений начинаешь выяснять для себя. На этом разгульно-розовом фоне жасмин совсем теряется. И опять множество мелких деталей, перегружающих композицию. Оригинально, но замысел ускользает за обилием мелочей. Хотя художник может этого и добивался, чтобы не скучно было подолгу разглядывать картины... или это попытка создать красоту не по вдохновению, а извлекая ее из набора вновь придуманных правил, "поверить алгеброй гармонию".
Последнее, что остановило взгляд, было полотно Лейтона "Между надеждой и страхом" 1894 г. На стуле боком сидит женщина и просто смотрит на тебя. Но как! Как удалось художнику передать такие нюансы настроения - загадка.
Еще пяток картин более позднего периода 1920-х, написанных в стиле авангардизма, но их уже не тянет рассматривать и анализировать. Практически всю выставку описала, так она невелика, впрочем, как все выставки Сотби.
Про рисунок - попозже напишу. Там есть очень интересные работы.

Было изменено: 23:54 19/05/2008.

Комментарии:

Shade  
А я так и не сходила... :(
Прерафаэлиты - это нечто. Любовь с первого взгляда, с "Офелии" Милле.

Спасибо за подробный обзор!

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩