Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Хочу на ручки  

Дата создания поста: 14 января 2014, 15:25

Без названия

Мама, учительница русского языка и русской литературы, в детстве частенько упоминала про Льва Толстого, мол, тяжелый был человек, жену измучил.
Биографиями писателей я не увлекаюсь. По той простой причине, что часто это влияет на мое восприятие их произведений (я ранее писала здесь про Чайковского, примерно на ту же тему). С тех пор как я узнала, как Цветаева относилась к своим дочкам, меня больше не тянуло ни на биографии ни на Цветаеву. (хотя в школе на уроках литературы моя учительница любила "присолить" скучные "учебниковые" биографии, неординарная была мадам, сильно за сорок, никогда не была замужем и без детей, похоже, тихонько сходила с ума, а может, наоборот, так радовалась жизни, в отличие от замужних скучных училок). Но сейчас не о ней.

Итак. О Толстом Л. Н.

"Лев Толстой познакомился со своей будущей женой Соней Берс, когда ей было семнадцать, а ему тридцать четыре года. Вместе они прожили 48 лет, родили 13 детей.
Первые двадцать лет они были счастливы. Однако потом часто ссорились, в основном из-за убеждений и образа жизни, которые Толстой определил для себя.

По своей натуре Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого.

Толстой после этого дал себе обещание: "У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать".
Но преодолеть искушение плоти он не мог. Однако после сексуальных утех всегда возникало чувство вины и горечь раскаяния.

Особенно долгой и сильной была связь Льва Николаевича с крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Отношения их продолжались три года, хотя Аксинья была женщиной замужней. Толстой описал это в повести "Дьявол".

Когда Лев Николаевич сватался к своей будущей жене Софье Берс, он ещё сохранял связь с Аксиньей, которая забеременела.
Перед женитьбой Толстой дал прочитать невесте свои дневники, в которых откровенно описывал все свои любовные увлечения, чем вызвал у неискушённой девушки шок. Она помнила об этом всю жизнь.

Восемнадцатилетняя жена Соня в интимных отношениях была неопытна и холодна, чем огорчала своего опытного тридцатичетырёхлетнего мужа.

Лев Толстой изменял жене даже во время её беременности.
Оправдывая себя устами Стивы в романе "Анна Каренина", Лев Толстой признаётся: "Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!"

В конце 1899 года Толстой писал в дневнике: "Главная причина семейных несчастий та, что люди воспитаны в мысли, что брак даёт счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастье, которое поддерживает общественное мнение и литература; но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворённое половое желание".

Непосредственный свидетель Александр Гольденвейзер писал: "С годами Толстой всё чаще и чаще высказывает свои мнения о женщинах. Мнения эти ужасны".
Уж если нужно сравнение, то брак следует сравнивать с похоронами, а не с именинами, говорил Лев Толстой. Человек шёл один ему привязали за плечи пять пудов, а он радуется. Что тут и говорить, что если я иду один, то мне свободно, а если мою ногу свяжут с ногою бабы, то она будет тащиться за мной и мешать мне.
Зачем же ты женился? спросила графиня.
А не знал тогда этого.
Ты, значит, постоянно меняешь свои убеждения.
Сходятся два чужих между собою человека, и они на всю жизнь остаются чужими. ... Конечно, кто хочет жениться, пусть женится. Может быть, ему удастся устроить свою жизнь хорошо. Но пусть только он смотрит на этот шаг, как на падение, и всю заботу приложит лишь к тому, чтобы сделать совместное существование возможно счастливым".

Лично я считаю, что никто другой не смог бы выносить Льва Николаевича столь долго, как его жена Софья Андреевна. Прожить всю жизнь с таким человеком, это настоящий подвиг!
Когда жена не могла делить с мужем супружеское ложе, Толстой увлекался либо очередной горничной, либо кухаркой, или посылал в деревню за солдаткой.

За 48 лет супружеской жизни Софья Андреевна родила тринадцать детей, пятеро из них умерли. В сорок четыре года Софья Андреевна родила своего последнего ребёнка, который через шесть лет умер.
Вынести она этого не смогла. Ей казалось, что муж разлюбил её. И она влюбилась. Объектом её страсти стал друг семьи композитор Александр Сергеевич Танеев. Ей было 52 года!

Все догадывались о влюблённости Софьи Андреевны, кроме самого Танеева. Любовниками они так и не стали.
В дневнике Софья Андреевна писала: "Знаю я это именно болезненное чувство, когда от любви не освещается, а меркнет божий мир, когда это дурно, нельзя а изменить нет сил".
Перед смертью она сказала дочери Татьяне: "Любила я одного твоего отца".

Софья Андреевна боялась остаться в памяти потомков не достойной своего гениального мужа. И потому старалась вычёркивать из дневников Толстого все нелестные упоминания о ней.
Зная, что жена Софья Андреевна читает его дневники, Толстой завёл "тайный" дневник, а потом "дневник для одного себя", который хранил в банковском сейфе.

В конце жизни Толстой пережил крах. Рухнули его представления о семейном счастье. Лев Толстой не смог изменить жизнь своей семьи сообразно со своими взглядами.
"Крейцерову сонату", "Семейное счастье" и "Анну Каренину" Лев Николаевич писал на основе опыта своей семейной жизни.

В соответствии со своим учением, Толстой старался избавиться от привязанности к близким, пытался быть ровным доброжелательным ко всем.
Софья Андреевна, напротив, сохраняла тёплое отношение к мужу, но учение Толстого ненавидела всеми силами души.

Ты дождёшься, что тебя на верёвке поведут в тюрьму! пугала Софья Андреевна.
Этого мне только и надо, невозмутимо отвечал Лев Николаевич.

Последние пятнадцать лет своей жизни Толстой думал о том, чтобы стать странником. Но он не решался оставить семью, ценность которой проповедовал в своей жизни и в творчестве.
Страстное желание бросить всё и стать странником Толстой выразил в последнем, не опубликованном при жизни рассказе, "Отец Сергий".

Под влиянием единомышленников Лев Толстой отказался от авторских прав на произведения, созданные им после 1891 года. В 1895 году Толстой сформулировал в дневнике свою волю на случай смерти. Он советовал наследникам отказаться от авторского права на его сочинения. "Сделаете это, - писал Толстой, - хорошо. Хорошо это будет и для вас; не сделаете - это ваше дело. Значит вы не готовы это сделать. То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, было самым тяжёлым для меня делом жизни".

Все свои права на имущество Толстой передал жене. Но ей этого было мало. Софья Андреевна хотела стать наследницей всего созданного её великим мужем. А это были большие деньги по тем временам. За монопольное право издания всех сочинений Толстого некоторые фирмы предлагали миллион золотых рублей!

В дневнике 10 октября 1902 года Софья Андреевна писала: "Отдать сочинения Льва Николаевича в общую собственность я считаю и дурным и бессмысленным. Я люблю свою семью и желаю ей лучшего благосостояния, а передав сочинения в общественное достояние, - мы наградили бы богатые фирмы издательские... Я сказала Льву Николаевичу, что если он умрёт раньше меня, я не исполню его желания и не откажусь от прав на его сочинения".

Именно из-за этого и разгорелся семейный конфликт. Душевной близости и взаимопонимания между супругами уже не было. Интересы и ценности семьи были для Софьи Андреевны на первом месте. Она заботилась о материальном обеспечении своих детей.
А Толстой мечтал всё раздать и стать странником.
Непрекращающиеся конфликты угнетали Толстого и лишали психического равновесия его жену.

"В июне 1910 года двое приглашённых в Ясную врачей психиатр профессор Россолимо и хороший врач Никитин, знавший Софью Андреевну давно, после двухдневных исследований и наблюдений, установили диагноз "дегенеративной двойной конституции: паранойяльной и истерической, с преобладанием первой".

"Начался ад. Несчастная женщина потеряла над собой всякую власть. Она подслушивала, подглядывала, старалась не выпускать мужа ни на минуту из виду, рылась в его бумагах, разыскивая завещание или записи о себе... Она каталась в истериках, стреляла, бегала с банкой опиума, угрожая каждую минуту покончить с собою, если тот или иной каприз её не будет исполнен немедленно..."

"Толстой думал о том, чтобы уйти из этого "дома сумасшедших", заражённых ненавистью и борьбою. Ему стало неудержимо хотеться умереть в спокойной обстановке, вдали от людей, "разменявших его на рубли".

В третьем часу ночи с 27 на 28 октября 1910 года Толстой проснулся, услышав как Софья Андреевна роется в его бумагах, видимо, разыскивая текст тайного завещания, в котором писатель отказывался от авторских прав на свои произведения.

Чаша терпения переполнилась. Толстой понял, что "для него настал момент спасать не себя, Льва Николаевича, а то человеческое достоинство и искру Божию, которые были в конец унижены его положением в Ясной Поляне".
Восьмидесятидвухлетний Лев Николаевич был вынужден ночью тайно бежать из собственного дома. Помогали ему в этом его дочь Александра и врач Маковицкий.

Софья Андреевна давно уже обещала мужу покончить с собой, если он уйдёт. Когда она узнала о бегстве Толстого, графиня не переставая плакала, била себя в грудь то тяжёлым пресс-папье, то молотком, колола себя ножами, ножницами, хотела выброситься в окно, бросалась в пруд.

Для Софьи Андреевны уход мужа это был позор. Своим уходом он растоптал 48 лет их совместной жизни, которые была наполнены её самопожертвованием ради любимого.

Толстой хотел уехать на Кавказ, но простудился и вынужден был сойти на станции Астапово.
Умирающий Лев Толстой лежал в квартире начальника станции и попросил не пускать к нему жену. В бреду ему чудилось, что жена его преследует и хочет забрать домой, куда Толстому ужасно не хотелось возвращаться.

Умер Лев Толстой 7 ноября 1910 года.
29 ноября Софья Андреевна записала в дневнике: "Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу... Жить не могу".
Она хотела покончить с собой.
В конце жизни Софья Андреевна призналась дочери: "Да, сорок восемь лет прожила я со Львом Николаевичем, а так и не узнала, что он за человек..."

Было изменено: 15:58 14/01/2014.

Комментарии:

Котеище  
есть в этих скачках по женщинам,
в этой его постоянной неудовлетворённости что-то гомосячье.
в поисках потерянного рая - это называется.

я, когда задумался об этом, открыл наугад повести Толстого. описание офицера, присевшего к огню. совершенно женское. ещё открыл страницу - опять то же, не очень мужское.

для меня более показательно такое его качество, как корректировка Бога.
сидит Лев Николаевич с карандашиком, читает Евангелие и зачёркивает, поправляет: вот здесь Бог сказал правильно, а вот здесь - неправильно, надо вот эдак.
Хочу на ручки  
Котеище
А Вы сами как к корректировке священных текстов относитесь? Я бы вот тоже кое-что поправила :)
Хочу на ручки  
***
И почему сразу гомосячье? Полигамность - основная черта мужчин. У многих зажата до безумия воспитанием и осуждением общества, но эта зажатость рано или поздно где-то все равно выплывает...
olga  
К слову, дочерей у
Цветаевой, по сути не было.
Ариадна да Мур. Несчастная крошка Ирина практически не в счет, да и отмучилась раньше и едва ли не легче всех них...
Хочу на ручки  
***
конечно, не было. она их в детдом сдала.
Котеище  
там была неумеренная полигамность
и я к Священным текстам отношусь как к священным текстам - выше Бога себя не считаю.
да я и к обычным текстам похоже отношусь: не я автор - не фиг править.
Хочу на ручки  
***
При чем здесь бог? Священные тексты - это мнение людей о боге, знания, как надо жить, чтобы жить счастливо. Жизнь не стоит на месте. И священные тексты тоже устаревают...
Котеище  
тип мышления не у всех, как у Вас.
то, что Вам кажется привычным и видится естественным, не обязательно таково.

Священные тексты продиктованы Богом или написаны как Откровение, данное Богом. а люди - это один такой большой Толстой. могут карандашиком где угодно и сколько угодно чиркать, но мир изменить способны настолько, насколько Господь им попустит. чаще всего - именно на карандашную чёрточку.

эти истины вечны - устареть они не могут. воровать нынче не грех? убивать - тоже нет? Священное писание суть инструкция по пользованию человеком себя. человек неизменен, значит и инструкция сгодятся.
Хочу на ручки  
***
В мире всё меняется каждую секунду. И человек в том числе. И вечных истин нет. А уж по чужим инструкциям жить - совсем беда.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩