Вся власть воображению
24 января 41 года нашей эры заговорщики убили римского императора Гая Цезаря Германика по прозвищу Калигула. Император вошел в историю как развратник и тиран, способный ради собственного удовольствия казнить подданных, отбирать у них жен и спускать казенные деньги на мимолетные прихоти. "Русская планета" рассказывает о нем и других правителях, отличавшихся особенным сумасбродством.
Калигула
Прозвище Калигула ("Сапожок") Гай Цезарь Германик получил в детстве, поскольку рос среди воинов и с малого возраста носил военную обувь. После смерти двоюродного деда Тиберия Августа (которому он, вероятно, помог умереть), Калигула стал единоличным правителем Римской империи. Первые его распоряжения были весьма благородны: император освободил всех осужденных и изгнанных Тиберием, сжег все бумаги с доносами, разрешил хранение и чтение ранее запрещенных книг. Когда Германик заболел, это стало горем для народа, и многие люди дали клятву, что отдадут свою жизнь за выздоровление правителя. Позднее их принудительно заставили выполнить обещание.
Оправившись от болезни, Калигула вступил на путь разврата и расточительства. Со всеми своими сестрами он состоял в кровосмесительной связи. На пирах он пристально рассматривал жен своих гостей и тут же пользовался понравившимися, после чего делился своими впечатлениями с публикой. По словам древнеримского историка Светония, Калигула мог состоять в отношениях с несколькими мужчинами, а "юноша из консульского рода" Валерий Катулл жаловался, что из-за ненасытного императора у него болит поясница.
Калигула отличался большой кровожадностью, которая заставляла его клеймить собственных граждан каленым железом и скармливать их животным только за то, что они не похвалили его гений или зрелища. Не упускал он и возможности распилить кого-нибудь пилой. Пир не был императору в радость, если на нем не было допросов, пыток и казней. Отцов он заставлял смотреть, как убивают их сыновей, а затем приглашал их к столу, где им надлежало веселиться и шутить.
Император очень любил себя и награждал прозвищами вроде "благочестивый", "отец войска", "Цезарь благой и величайший". Он построил себе храм, где стояла его статуя в виде Юпитера Латийского, которую ежедневно переодевали в ту же одежду, что была на императоре. Чтобы утвердиться в своей божественности, Калигула периодически появлялся в облачении Вакха, Аполлона, Юпитера, Венеры и Дианы (к женской одежде у него была некоторая слабость). В штат жрецов храма имени себя Калигула назначил свою лошадь, которая потом была повышена до должности консула.
Потребность жить красиво быстро разорила казну меньше чем за год не стало наследства в 2, 7 миллиарда сестерциев. Для пополнения бюджета Калигула изобретал налоги, заставлял римлян вписывать себя в завещания и в принудительном порядке продавал с торгов все, что оставалось после зрелищ.
Была у императора одна слабая сторона: он очень боялся грозы и от раскатов грома прятался под кровать.
Иди Амин
Став в 1971 году в ходе военного переворота президентом Уганды, Иди Амин выпустил всех политзаключенных и распустил секретную полицию. Но на этом добрые дела закончились. Вслед за первыми 70 офицерами, которые поплатились за то, что были на неправильной стороне во время переворота, на тот свет отправились еще десять тысяч военнослужащих. Голову одного из них Амин хранил у себя в холодильнике как напоминание о своих достижениях.
Экономика с первых же дней правления Амина стала приходить в упадок, и президент решил, что во всем виноваты евреи. Исход израильтян из Уганды не помог экономике страны, и тогда Аллах, по словам Амина, указал ему на азиатов. Большинство из 50 тысяч проживающих в Уганде азиатов были выходцами из Индии и Пакистана, им дали три месяца на то, чтобы покинуть страну. Вся их собственность была национализирована.
Экономика продолжала оставаться в упадке, и тогда Иди Амин придумал изощренный способ пополнения казны. Созданное им для борьбы с инакомыслием Бюро государственных расследований имело полномочия арестовывать и убивать случайных прохожих. Так как жители Уганды исповедуют культ предков, родственникам убитого приходилось выкупать тело у самих палачей.
В 1976 году Амин присвоил себе титул "Его Превосходительство Пожизненный Президент, Фельдмаршал Аль-Хаджи Доктор Иди Амин, VC, DSO, MC, Повелитель Всех Зверей на Земле и Рыб в Море, Завоеватель Британской Империи в Африке в общем и Уганды в частности".
Несмотря на высокий титул и способность повелевать зверьми и рыбами, с собственной страной у Амина выходило не очень, и опять надо было найти виноватых. На этот раз террору планировалось подвергнуть христиан. Церковные сановники пытались остановить диктатора с помощью петиции, в ответ на которую Амин в феврале 1977 года собственноручно убил архиепископа Уганды, Руанды и Бурунди Янани Лувума. Перед тем, как выстрелить, президент попросил архиепископа помолиться за Уганду.
Президент был каннибалом и не стыдился этого, считая, что нет ничего плохого в том, чтобы добить и съесть раненного на войне товарища. Амин не гнушался и мясом своих подданных и врагов, благо для этих целей в резиденции имелся большой холодильник.
Иван Грозный
Рано осиротев (отец Ивана Василий III умер, когда тому было три года, мать Елена Глинская пережила супруга всего на пять лет, причем исследование ее останков указывает на причину смерти отравление ртутью), будущий царь, писал Ключевский, рос одиноким, нервным и пугливым ребенком.
Известен эпизод, когда бояре-опекуны Шуйские "за три часа до света" ворвались в спальню престолонаследника, чтобы низложить и взять под стражу укрывшегося в царских покоях митрополита московского Иоасафа. Травмы раннего детства, очевидно, сказались на психике ребенка. "Иоанн Грозный, как увидим дальше, представляет собою замечательный образец параноика", утверждал три столетия спустя автор первых российских пособий по судебной психиатрии Павел Ковалевский.
Уже в 12 лет Иван развлекался, сбрасывая с крыш кошек и собак, а позже переключился на простолюдинов, которых ему нравилось топтать конями; по воспоминаниям близкого к царю Андрея Курбского, тот однажды распорядился задушить своего ровесника и товарища по подростковым забавам 15-летнего Михаила Трубецкого. Вопрос о сексуальных предпочтениях монарха остается открытым; Карамзин писал о его "любимцах", которых современники упрекали в том, что те служат государю "гнусными делами содомскими". При этом количество жен или наложниц царя также достоверно неизвестно: исторические документы сохранили сведения о четырех "венчаных" супругах Ивана и еще четырех женщинах, сожительство с которыми церковь не благословляла; все они либо умирали при туманных обстоятельствах, либо отправлялись в монастырь.
Британский дипломат Джером Горсей, оставивший подробные воспоминания о своей миссии в Москве, утверждал также (якобы, со слов самого Ивана), что счет его любовницам и внебрачным детям, которые по приказу царя умерщвлялись в младенчестве, шел на сотни или даже тысячи. Впрочем, нельзя исключать, что сообщение англичанина основывалось на хвастливом преувеличении. Так или иначе, количество жертв правления Ивана до сих пор вызывает ожесточенные споры: например, согласно "Синодику опальным" в ходе новгородской экспедиции Ивана в 1569-70 годах казнили около двух тысяч новгородцев, а по оценкам советского историка Владимира Кобрина, была уничтожена почти половина населения города 10-15 тысяч человек из тридцати. Известно, что в разгар террора 1570-71 годов Иван лично выдумывал способы казни, не лишенные патологического остроумия; в частности, опального стрелецкого командира Голохвастова, принявшего монашество, чтобы избежать расправы, царь приказал "отправить на небо", то есть взорвать на бочке с порохом. В конкурсе "Имя России", проведенном телеканалом "Россия" в 2008 году, Иван IV Грозный занял десятое место, получив 230 тысяч зрительских голосов и уверенно обойдя Александра II Освободителя, которому удалось набрать всего 83 тысячи голосов.
Франсуа Дювалье
Правил Гаити на протяжении почти 25 лет, а затем передал власть своему 18-летнему сыну. "Непререкаемый лидер революции", "апостол национального единства", "достойный наследник основателей гаитянской нации", "великий электровозбудитель душ", "большой босс коммерции и промышленности", "покровитель народа", "благодетель бедных", "исправитель ошибок", это далеко не полный список регалий Папы Дока, такую кличку Дювалье придумал сам.
Он правил, опираясь на отряды тонтон-макутов добровольцев национальной безопасности. Лично преданные Дювалье они расправлялись с любым проявлением инакомыслия или даже подозрения на него. Соломенные шляпы, джинсовые рубашки и солнцезащитные очки: так предпочитали одеваться тонтон-макуты. Для устрашения они использовали ритуалы вуду, забивали жертв камнями и выставляли напоказ.
Дювалье, ранее примыкавший к Рабоче-Крестьянскому движению, пришел к власти в 1957 году. Вскоре, он стал расправляться со своими оппонентами и бывшими союзниками. Экс-начальник его тайной полиции Клеман Барбо рассказывал, что получил приказ от Дювалье убивать по 500 человек каждый год. Но только первые годы тонтон-макуты придерживались такого плана, далее они нарастили темп. До 1986 года, когда сын Папы Дока был свергнут, тонтон-макуты убили, по оценкам экспертов, не менее 60 тысяч человек. (c)
Калигула
Прозвище Калигула ("Сапожок") Гай Цезарь Германик получил в детстве, поскольку рос среди воинов и с малого возраста носил военную обувь. После смерти двоюродного деда Тиберия Августа (которому он, вероятно, помог умереть), Калигула стал единоличным правителем Римской империи. Первые его распоряжения были весьма благородны: император освободил всех осужденных и изгнанных Тиберием, сжег все бумаги с доносами, разрешил хранение и чтение ранее запрещенных книг. Когда Германик заболел, это стало горем для народа, и многие люди дали клятву, что отдадут свою жизнь за выздоровление правителя. Позднее их принудительно заставили выполнить обещание.
Оправившись от болезни, Калигула вступил на путь разврата и расточительства. Со всеми своими сестрами он состоял в кровосмесительной связи. На пирах он пристально рассматривал жен своих гостей и тут же пользовался понравившимися, после чего делился своими впечатлениями с публикой. По словам древнеримского историка Светония, Калигула мог состоять в отношениях с несколькими мужчинами, а "юноша из консульского рода" Валерий Катулл жаловался, что из-за ненасытного императора у него болит поясница.
Калигула отличался большой кровожадностью, которая заставляла его клеймить собственных граждан каленым железом и скармливать их животным только за то, что они не похвалили его гений или зрелища. Не упускал он и возможности распилить кого-нибудь пилой. Пир не был императору в радость, если на нем не было допросов, пыток и казней. Отцов он заставлял смотреть, как убивают их сыновей, а затем приглашал их к столу, где им надлежало веселиться и шутить.
Император очень любил себя и награждал прозвищами вроде "благочестивый", "отец войска", "Цезарь благой и величайший". Он построил себе храм, где стояла его статуя в виде Юпитера Латийского, которую ежедневно переодевали в ту же одежду, что была на императоре. Чтобы утвердиться в своей божественности, Калигула периодически появлялся в облачении Вакха, Аполлона, Юпитера, Венеры и Дианы (к женской одежде у него была некоторая слабость). В штат жрецов храма имени себя Калигула назначил свою лошадь, которая потом была повышена до должности консула.
Потребность жить красиво быстро разорила казну меньше чем за год не стало наследства в 2, 7 миллиарда сестерциев. Для пополнения бюджета Калигула изобретал налоги, заставлял римлян вписывать себя в завещания и в принудительном порядке продавал с торгов все, что оставалось после зрелищ.
Была у императора одна слабая сторона: он очень боялся грозы и от раскатов грома прятался под кровать.
Иди Амин
Став в 1971 году в ходе военного переворота президентом Уганды, Иди Амин выпустил всех политзаключенных и распустил секретную полицию. Но на этом добрые дела закончились. Вслед за первыми 70 офицерами, которые поплатились за то, что были на неправильной стороне во время переворота, на тот свет отправились еще десять тысяч военнослужащих. Голову одного из них Амин хранил у себя в холодильнике как напоминание о своих достижениях.
Экономика с первых же дней правления Амина стала приходить в упадок, и президент решил, что во всем виноваты евреи. Исход израильтян из Уганды не помог экономике страны, и тогда Аллах, по словам Амина, указал ему на азиатов. Большинство из 50 тысяч проживающих в Уганде азиатов были выходцами из Индии и Пакистана, им дали три месяца на то, чтобы покинуть страну. Вся их собственность была национализирована.
Экономика продолжала оставаться в упадке, и тогда Иди Амин придумал изощренный способ пополнения казны. Созданное им для борьбы с инакомыслием Бюро государственных расследований имело полномочия арестовывать и убивать случайных прохожих. Так как жители Уганды исповедуют культ предков, родственникам убитого приходилось выкупать тело у самих палачей.
В 1976 году Амин присвоил себе титул "Его Превосходительство Пожизненный Президент, Фельдмаршал Аль-Хаджи Доктор Иди Амин, VC, DSO, MC, Повелитель Всех Зверей на Земле и Рыб в Море, Завоеватель Британской Империи в Африке в общем и Уганды в частности".
Несмотря на высокий титул и способность повелевать зверьми и рыбами, с собственной страной у Амина выходило не очень, и опять надо было найти виноватых. На этот раз террору планировалось подвергнуть христиан. Церковные сановники пытались остановить диктатора с помощью петиции, в ответ на которую Амин в феврале 1977 года собственноручно убил архиепископа Уганды, Руанды и Бурунди Янани Лувума. Перед тем, как выстрелить, президент попросил архиепископа помолиться за Уганду.
Президент был каннибалом и не стыдился этого, считая, что нет ничего плохого в том, чтобы добить и съесть раненного на войне товарища. Амин не гнушался и мясом своих подданных и врагов, благо для этих целей в резиденции имелся большой холодильник.
Иван Грозный
Рано осиротев (отец Ивана Василий III умер, когда тому было три года, мать Елена Глинская пережила супруга всего на пять лет, причем исследование ее останков указывает на причину смерти отравление ртутью), будущий царь, писал Ключевский, рос одиноким, нервным и пугливым ребенком.
Известен эпизод, когда бояре-опекуны Шуйские "за три часа до света" ворвались в спальню престолонаследника, чтобы низложить и взять под стражу укрывшегося в царских покоях митрополита московского Иоасафа. Травмы раннего детства, очевидно, сказались на психике ребенка. "Иоанн Грозный, как увидим дальше, представляет собою замечательный образец параноика", утверждал три столетия спустя автор первых российских пособий по судебной психиатрии Павел Ковалевский.
Уже в 12 лет Иван развлекался, сбрасывая с крыш кошек и собак, а позже переключился на простолюдинов, которых ему нравилось топтать конями; по воспоминаниям близкого к царю Андрея Курбского, тот однажды распорядился задушить своего ровесника и товарища по подростковым забавам 15-летнего Михаила Трубецкого. Вопрос о сексуальных предпочтениях монарха остается открытым; Карамзин писал о его "любимцах", которых современники упрекали в том, что те служат государю "гнусными делами содомскими". При этом количество жен или наложниц царя также достоверно неизвестно: исторические документы сохранили сведения о четырех "венчаных" супругах Ивана и еще четырех женщинах, сожительство с которыми церковь не благословляла; все они либо умирали при туманных обстоятельствах, либо отправлялись в монастырь.
Британский дипломат Джером Горсей, оставивший подробные воспоминания о своей миссии в Москве, утверждал также (якобы, со слов самого Ивана), что счет его любовницам и внебрачным детям, которые по приказу царя умерщвлялись в младенчестве, шел на сотни или даже тысячи. Впрочем, нельзя исключать, что сообщение англичанина основывалось на хвастливом преувеличении. Так или иначе, количество жертв правления Ивана до сих пор вызывает ожесточенные споры: например, согласно "Синодику опальным" в ходе новгородской экспедиции Ивана в 1569-70 годах казнили около двух тысяч новгородцев, а по оценкам советского историка Владимира Кобрина, была уничтожена почти половина населения города 10-15 тысяч человек из тридцати. Известно, что в разгар террора 1570-71 годов Иван лично выдумывал способы казни, не лишенные патологического остроумия; в частности, опального стрелецкого командира Голохвастова, принявшего монашество, чтобы избежать расправы, царь приказал "отправить на небо", то есть взорвать на бочке с порохом. В конкурсе "Имя России", проведенном телеканалом "Россия" в 2008 году, Иван IV Грозный занял десятое место, получив 230 тысяч зрительских голосов и уверенно обойдя Александра II Освободителя, которому удалось набрать всего 83 тысячи голосов.
Франсуа Дювалье
Правил Гаити на протяжении почти 25 лет, а затем передал власть своему 18-летнему сыну. "Непререкаемый лидер революции", "апостол национального единства", "достойный наследник основателей гаитянской нации", "великий электровозбудитель душ", "большой босс коммерции и промышленности", "покровитель народа", "благодетель бедных", "исправитель ошибок", это далеко не полный список регалий Папы Дока, такую кличку Дювалье придумал сам.
Он правил, опираясь на отряды тонтон-макутов добровольцев национальной безопасности. Лично преданные Дювалье они расправлялись с любым проявлением инакомыслия или даже подозрения на него. Соломенные шляпы, джинсовые рубашки и солнцезащитные очки: так предпочитали одеваться тонтон-макуты. Для устрашения они использовали ритуалы вуду, забивали жертв камнями и выставляли напоказ.
Дювалье, ранее примыкавший к Рабоче-Крестьянскому движению, пришел к власти в 1957 году. Вскоре, он стал расправляться со своими оппонентами и бывшими союзниками. Экс-начальник его тайной полиции Клеман Барбо рассказывал, что получил приказ от Дювалье убивать по 500 человек каждый год. Но только первые годы тонтон-макуты придерживались такого плана, далее они нарастили темп. До 1986 года, когда сын Папы Дока был свергнут, тонтон-макуты убили, по оценкам экспертов, не менее 60 тысяч человек. (c)