Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 9 февраля 2014, 22:33

Зачем ходить к Бабе-яге

Функции многих сказочных персонажей нам уже непонятны. Забыты они были давно, когда перестало существовать первобытное общество. Но некоторые из них мы можем восстановить с помощью сравнительной мифологии. "Вокруг света" берется расшифровать образ Бабы-яги.


Неосознанные страхи
Баба-яга не просто персонаж, знакомый каждому с детства, это образ из нашего подсознания. Психологические тесты, проведенные в Институте психического здоровья РАМН осенью прошлого года, выявили, что эмоции, связанные со страхом, испугом и т. п., часто визуализируются у опрашиваемых именно в образе Бабы-яги. Ее облик настолько прочно засел в глубинах мозга с ранних лет, что дает о себе знать даже тогда, когда мы давно перестали читать сказки.
Так кто же она, Баба-яга?
Уже в детстве ее образ вызывал массу вопросов, ответов на которые не находилось даже у взрослых.
Почему у Яги избушка на курьих ножках?
Почему у нее нос в потолок врос?
Почему нога костяная?
И почему именно гуси-лебеди служат ей.

"Баба-яга, - пишет историк Иван Забылин, - является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу.
В других сказках Баба-яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет небесными конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом и гуслями-самогудами".

Как совместить эти два образа?

Сказка - зашифрованный обряд
Ответ на эти вопросы надо искать в том, что такое сказка, ведь это не простая страшилка или байка о волшебных персонажах.
"Сказка, - пишет известный фольклорист Владимир Пропп, - это иносказательное описание обряда инициации. Обряда, характерного для первобытных обществ всех народов, отсюда схожесть сказочных сюжетов по всему миру".

Инициация - это посвящение мальчиков во взрослые члены племени, процедура, во время которой они должны были символически умирать, чтобы вновь возродиться мужчинами, имеющими право вступить в брак. Такой ритуал и описывают сказки о Бабе-яге.


Сказка начинается с того, что герой, в реальности инициируемый, отправляется в темный лес, царство мертвых (в более поздних вариантах Баба-яга сама его похищает). На краю леса стоит избушка на курьих ножках. Обойти ее нельзя, можно только войти в нее, сказав заветные слова, чтобы она повернулась к пришедшему передом, а к лесу задом.
О том, что на самом деле представляет собой эта избушка, говорят ее курьи ножки, название которых происходит не от слова "курица", а от слов "курить", "окурять".

"Древние славяне, - пишет этнограф Дмитрий Зеленин, - погребальные сооружения ставили на столбах, которые окуряли дымом можжевеловых веток, отсюда и "курьи".
Таким образом, избушка на курьих ножках - это дом мертвых, который стоит на границе царства смерти, в котором инициируемый должен ритуально умереть. Часто дом окружен частоколом из костей, запорами ворот служат руки и ноги, а замком открытый рот с зубами. По мнению Проппа, всё это пережитки древних культов, до сих пор еще встречающиеся у американских индейцев или австралийских аборигенов, когда дома мертвых строились в виде людей или животных, которые проглатывали посвящаемых.
Войдя в дом, герой видит Ягу, которая лежит на печи - нос в потолок врос, одна нога в окне, другая в углу. Это не Яга такая большая, а дом маленький. Это гроб. "Фу, фу, фу, русским духом запахло" - говорит Яга. На самом деле она не видит героя, так как принадлежит царству смерти, а мертвые не могут видеть живых. Яга - живой мертвец (об этом говорит и ее костяная нога нога скелета), хозяйка и проводник в мир умерших, и именно она должна убить гостя.
Сказки описывают это по-разному: Яга может посадить гостя в печь (как правило неудачно - но это уже позднейшая интерпретация), может превратить его в камень, но чаще всего она предлагает ему ритуальную пищу мертвых - "напоила-накормила". Так герой ритуально отправляется на тот свет (в реальности роль Яги выполняли шаманы или шаманки). И только после этого начинаются расспросы, зачем гость пожаловал. Обычно после них или после нескольких загадок Яга дарит пришельцу волшебный клубок, гребень, гусли, коня или еще какой-нибудь предмет, с которым тот может уже идти в дремучий лес, где обретает волшебное знание (изучает язык птиц), находит невесту, сокровища, а потом возвращается к живым, но уже обновленным, инициированным.


Древняя богиня плодородия
Но как Баба-яга превратилась в хозяйку мира смерти? Это произошло не сразу. Некоторые сказки рисуют ее с гипертрофированными женскими органами - свидетельство о том, что она имела отношение к плодородию. "Об этом же, - рассказывает сотрудник Института этнографии Павел Куприянов, - говорят средства ее передвижения - ступа и пест, предметы домашней женской утвари. Кроме того, она может обращаться в тучу (ступа также является символом тучи, а пест - грома, когда ударяет по ступе) и распоряжаться небесной (живой) водой - черта, тоже свойственная для божеств, связанных с плодородием". Яга пасет небесных кобылиц, и когда она их доит, идет дождь. Это очень распространенный мотив в индоевропейской мифологии: Индра и Тор тоже доят небесных кобылиц.
Таким образом, есть все основания полагать, что в эпоху матриархата (у Яги нет мужа, тогда рождение мыслилось без участия мужчин) Яга была богиней плодородия (и земных недр, именно поэтому она хранит медь, золото и серебро).
Но не только плодородия. По древним поверьям, за тучами скрывались души как еще не рожденных, так и уже умерших, которых туда приносили гуси как существа, связанные со смертью (тоже универсальный индоевропейский мотив, в немецких сказках до сих пор встречаются черти с гусиными лапами). Так что царство смерти было тоже в ее распоряжении. Кроме того, Яга была матерью всех зверей, а позже считалось, что в зверей (тотемов) превращаются души умерших. Отсюда связь Яги с лесом и царством мертвых. Так из богини плодородия Баба-яга стала хозяйкой и хранительницей входа в мир смерти.

Бояться не надо

Тяга к смерти была названа доктором Зигмундом Фрейдом одним из основных человеческих инстинктов. Поэтому образ Бабы-яги никогда не уйдет из нашего подсознания и будет являться нам иногда в страшных снах. Это нормально. Надо ли бояться Ягу? Психологи говорят, что не стоит: надо просто осознать, что это часть нашего я, от которого никуда не денешься и которое лучше всего воспринимать отстраненно.

Павел Котов (c)

Комментарии:

Котеище  
Котову в глаз,
несмотря на фамилию.

ибо глупость написал.
Black  
)))
а можно коммент раскрыть?)

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩