"Поститесь, как можете...".
... пост - это прежде всего духовное делание. Поэтому самый распространенный ответ на вопрос о посте, который можно услышать от священника: "Поститесь, как можете...".
Бывает так: приходит христианин в первый день Великого поста на работу, где ему предложили, к примеру, поесть колбасы или сала, и он, не долго думая, поел. "А что делать: есть-то больше нечего, а есть хочется, не умирать же с голоду!" - оправдывает он себя при этом. И вроде бы все нормально, и греха нет, а если и есть, то "Бог же человека любит, ведь мы не по Ветхому Завету живем!" - начинает рассуждать такой "горе-христианин", убаюкивая свою совесть. Хочется обратить внимание на еще одно лукавое мудрствование о том, что поститься нужно строго две недели - первую и последнюю. Приходят иные христиане после первой недели поста на исповедь, совесть их обличает за то, что они не постились, но тут же самооправдание ее усыпляет: "Ничего, у меня не получилось строго попоститься на первой неделе (иногда в качестве причины приводится тот факт, что осталась скоромная пища и пришлось ее доедать), но я постараюсь попоститься на последней неделе". Так и хочется спросить такого "находчивого" христианина: "А что? Разве пост идет две недели?". Не лучше ли не откладывать на долгое время свое обещание, а исполнить его уже сразу? Ведь если бесы помогли нам найти причину не соблюсти пост в начале, то еще больше найдется причин, которые они предложат нам в конце. И, наконец, самый весомый аргумент: а доживем ли мы до конца Великого поста?
"Нет нужды для разумного человека доказывать важность постов в смысле духовной подготовки к последующему торжеству. И не будем об этом много говорить; но только пусть всякий знает, что кто не постился, как должно, тот не знает полной радости Пасхи. И хотя святой Златоуст в своем славном пасхальном слове приглашает радоваться и принять участие в "пире веры" и постящихся и непостящихся, этим он лишь указывает на чрезмерную щедрость Божию в этот день, когда и постящиеся и непостящиеся не лишаются Торжества; несомненно, Златоуст не хочет отменить пост или умалить его значение.
Пост - один из самых легчайших видов подвига. Самый начальный, элементарный... И если кто уже этого подвига не поднимет на себя, то о чем большем можно думать ему?! Неверный в малом тем более будет неверен в более важном... И, конечно же, не будем забывать: истинный пост есть злых (от зла) отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления - сих (этого) оскудение пост истинный есть и благоприятный. А если еще на место этих ядовитых зол стяжать святые чувства и дела, то и совсем ясно будет, зачем введен пост и отчего радуется так ему Церковь".
Алексей (Алексий) Юрьевич ВЕЛИКОПОЛЬСКИЙ [21. 07. 1958, Смоленск], майор запаса, священник церкви Святого мученика Меркурия Смоленского (память 24 ноября/7 декабря), участник боевых действий в Афганистане (В 1415 ЗРП, ноябрь 1981- ноябрь 1983) и Республике Ангола.
Бывает так: приходит христианин в первый день Великого поста на работу, где ему предложили, к примеру, поесть колбасы или сала, и он, не долго думая, поел. "А что делать: есть-то больше нечего, а есть хочется, не умирать же с голоду!" - оправдывает он себя при этом. И вроде бы все нормально, и греха нет, а если и есть, то "Бог же человека любит, ведь мы не по Ветхому Завету живем!" - начинает рассуждать такой "горе-христианин", убаюкивая свою совесть. Хочется обратить внимание на еще одно лукавое мудрствование о том, что поститься нужно строго две недели - первую и последнюю. Приходят иные христиане после первой недели поста на исповедь, совесть их обличает за то, что они не постились, но тут же самооправдание ее усыпляет: "Ничего, у меня не получилось строго попоститься на первой неделе (иногда в качестве причины приводится тот факт, что осталась скоромная пища и пришлось ее доедать), но я постараюсь попоститься на последней неделе". Так и хочется спросить такого "находчивого" христианина: "А что? Разве пост идет две недели?". Не лучше ли не откладывать на долгое время свое обещание, а исполнить его уже сразу? Ведь если бесы помогли нам найти причину не соблюсти пост в начале, то еще больше найдется причин, которые они предложат нам в конце. И, наконец, самый весомый аргумент: а доживем ли мы до конца Великого поста?
"Нет нужды для разумного человека доказывать важность постов в смысле духовной подготовки к последующему торжеству. И не будем об этом много говорить; но только пусть всякий знает, что кто не постился, как должно, тот не знает полной радости Пасхи. И хотя святой Златоуст в своем славном пасхальном слове приглашает радоваться и принять участие в "пире веры" и постящихся и непостящихся, этим он лишь указывает на чрезмерную щедрость Божию в этот день, когда и постящиеся и непостящиеся не лишаются Торжества; несомненно, Златоуст не хочет отменить пост или умалить его значение.
Пост - один из самых легчайших видов подвига. Самый начальный, элементарный... И если кто уже этого подвига не поднимет на себя, то о чем большем можно думать ему?! Неверный в малом тем более будет неверен в более важном... И, конечно же, не будем забывать: истинный пост есть злых (от зла) отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления - сих (этого) оскудение пост истинный есть и благоприятный. А если еще на место этих ядовитых зол стяжать святые чувства и дела, то и совсем ясно будет, зачем введен пост и отчего радуется так ему Церковь".
Алексей (Алексий) Юрьевич ВЕЛИКОПОЛЬСКИЙ [21. 07. 1958, Смоленск], майор запаса, священник церкви Святого мученика Меркурия Смоленского (память 24 ноября/7 декабря), участник боевых действий в Афганистане (В 1415 ЗРП, ноябрь 1981- ноябрь 1983) и Республике Ангола.