Часто то, что нам кажется злом, отнюдь не является тако
Часто то, что нам кажется злом, отнюдь не является таковым в замысле Божьем. Господь видит намного дальше, чем мы с нашим узеньким кругозором и ограниченным разумом, и поэтому причиняет нам то, что мы расцениваем как боль и проявление безжалостности. Самый простой пример того, насколько опасными и безжалостными для нас самих могут быть наши представления о собственном счастье - одна из вариаций на тему известной сказки о рыбаке и рыбке. Старик поймал золотую рыбку, держит ее за жабры и говорит: "Значит так, рыбка! Я хочу быть молодым, красивым, богатым, знаменитым, знатным, чтобы у меня была молодая жена-красавица, чтобы она любила меня безумно". Рыбка отвечает: "Будет сделано". Старик отпускает ее и видит вдруг, что лежит на мягкой постели в роскошной дворцовой спальне. За окном лучи восходящего солнца озаряют листву прекрасного придворного парка. Дверь открывается, в комнату входит прекрасная молодая женщина в пеньюаре, подходит к нему, нежно целует и с улыбкой говорит: "Фердинанд, милый, вставай, нам пора ехать в Сараево".
(Тем, кого это не улыбнуло, поясняю: с убийства наследника австро-венгерского императорского трона Фердинанда в Сараево и началась Первая мировая война).
В общем, человек может намечтать себе такое будущее, что потом не дай Господь в него вляпаться. В мечте должна быть своя культура, нужно понимать - о чем можно мечтать, а о чем ни мечтать, ни молиться не стоит. Есть безусловные границы добра и зла, а есть относительные, мнимые. Иногда человек считает, что все у него плохо, жизнь не удалась, он всеми забыт, и Богом в том числе. Но все это по тем самым мнимым критериям.
То, что мы считаем злом, болезнью, неудачей, может приходить к нам не только из нашего прошлого, оно может приходить и из будущего. Из того, что Господь знает о нашем будущем - и о том, которое мы себе готовим, и о том, для которого готовит Он нас.
Вот простой пример из жизни: бывает, что мы даем ребенку по руке, когда эта рука еще только потянулась к раскаленному утюгу. Мы причиняем ему боль раньше его прикосновения к горячему железу. Наше знание о том, что вот-вот наступит страшное будущее, заставляет нас сейчас проявлять безжалостную милость.
Да, человеку дана свобода. Но наивно было бы ожидать, что Господь, заранее знающий обо всех утюгах, к которым мы в своей жизни потянемся, хотя бы не попытался уберечь нас от грозящей нам опасности. Пускай даже через боль, через страдания и неудобства нашей нынешней, земной жизни. На вопрос о происхождении зла невозможно найти исчерпывающий ответ в рамках рациональных категорий, но можно найти такой ответ в мистическом опыте. Ведь этот вопрос может быть обращен только к Богу, а обращение к Богу - это уже молитва. И если мы научимся жить с неразрешимыми вопросами, если научимся претворять эти свои вопросы в молитву, тогда в опыте молитвенной жизни к нам обязательно придет понимание очень важной истины: любое, даже самое безжалостное действие Бога всегда является лишь еще одним выражением Его бесконечной любви и милосердия к людям. А любовь в оправдании уже не нуждается.
(c)(православный богослов и публицист, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев)
(Тем, кого это не улыбнуло, поясняю: с убийства наследника австро-венгерского императорского трона Фердинанда в Сараево и началась Первая мировая война).
В общем, человек может намечтать себе такое будущее, что потом не дай Господь в него вляпаться. В мечте должна быть своя культура, нужно понимать - о чем можно мечтать, а о чем ни мечтать, ни молиться не стоит. Есть безусловные границы добра и зла, а есть относительные, мнимые. Иногда человек считает, что все у него плохо, жизнь не удалась, он всеми забыт, и Богом в том числе. Но все это по тем самым мнимым критериям.
То, что мы считаем злом, болезнью, неудачей, может приходить к нам не только из нашего прошлого, оно может приходить и из будущего. Из того, что Господь знает о нашем будущем - и о том, которое мы себе готовим, и о том, для которого готовит Он нас.
Вот простой пример из жизни: бывает, что мы даем ребенку по руке, когда эта рука еще только потянулась к раскаленному утюгу. Мы причиняем ему боль раньше его прикосновения к горячему железу. Наше знание о том, что вот-вот наступит страшное будущее, заставляет нас сейчас проявлять безжалостную милость.
Да, человеку дана свобода. Но наивно было бы ожидать, что Господь, заранее знающий обо всех утюгах, к которым мы в своей жизни потянемся, хотя бы не попытался уберечь нас от грозящей нам опасности. Пускай даже через боль, через страдания и неудобства нашей нынешней, земной жизни. На вопрос о происхождении зла невозможно найти исчерпывающий ответ в рамках рациональных категорий, но можно найти такой ответ в мистическом опыте. Ведь этот вопрос может быть обращен только к Богу, а обращение к Богу - это уже молитва. И если мы научимся жить с неразрешимыми вопросами, если научимся претворять эти свои вопросы в молитву, тогда в опыте молитвенной жизни к нам обязательно придет понимание очень важной истины: любое, даже самое безжалостное действие Бога всегда является лишь еще одним выражением Его бесконечной любви и милосердия к людям. А любовь в оправдании уже не нуждается.
(c)(православный богослов и публицист, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев)