Деятели культуры млин..
Настоящий киевский рок-н-ролл
Опубликовано! Ссылки Запрещены!/blogs/blogger/listings/zakhar-prilepin" itemprop="author">Захар Прилепин
Воскресенье, 16 Март 2014
в! Ссылки Запрещены!/blogs/categories/listings/reviews">Обзоры
О письмах протеста деятелей культуры
Периодически на глаза попадаются
высказывания на тему, что обращения культурной общественности против
"крымского аншлюса" напоминают "расстрельные" письма 37-го года. (Вообще
ничем не напоминают, но мы не об этом). Такие ассоциации помогают всем
российским противникам "крымского аншлюса" воспринимать себя выше,
твёрже, сильнее: на них ужасный 37-й катит катком, а они стоят на пути,
взявшись за руки и погибели не страшась.
Некая смехотворность ситуации
заключается в том, что оппозиционная общественность ничем не рискует -
но напротив, получает бесплатную возможность уважать себя всё больше,
думать о себе всё лучше, всё честней смотреть в глаза зарубежным
коллегам, читателям и слушателям, всё острее надеяться на международное
признание, на чистую совесть, на место в раю.
Гастроли им точно не отменят ни в
разных странах СНГ (как театру Безрукова в Грузии), ни в Европе, ни в
США, ни на Украине тем более - а могут и лишний раз позвать в гости.
Зрителей, читателей и слушателей они не потеряют - причём даже в России.
В том числе, и потому, что русский зритель, читатель и слушатель на
удивление толерантен - ему вообще всё равно, каких именно взглядов
придерживается Акунин, Гребенщиков или Лия Ахеджакова. Хорошо делают
свою работу - и ладно.
Куда сильней рискуют как раз
сторонники "крымского аншлюса" - хотя лишнего страха нагонять не станем и
сразу оговоримся, что их риск тоже не смертельный. Тем не менее,
моральные травмы, которые они несут - куда более серьёзны. Все желающие
могут отследить, какой обструкции подвергся, к примеру, замечательный
русский поэт и филолог Дмитрий Бак - как его в один день за одну подпись
под одним письмом разом объявили нерукопожатным самые неожиданные люди -
и с какой силой своей моральной правоты они Бака отчитывали (ни разу не
спросив себя: "Кто я вообще такой?").
А какие категорические определения звучали по поводу режиссёра Павла Лунгина и режиссёра Карена Шахназарова!
Мой знакомый журналист (и хороший
журналист! - но либеральных взглядов) немедленно определил, что самим
отношением к крымским событиям наконец проведена чёткая линия между
"советской культурой" и просто культурой. Так кромешный антисоветчик и
великий актёр Олег Табаков, матёрый антикоммунист и великий поэт Юрий
Кублановский, всемирно известный джазмен Игорь Бутман и всемирно
известный пианист Денис Мацуев - вообще никоим образом не причастные к
большевикам, разом угодили в "советскую культуру".
И что, вам - на вашем рукопожатном
берегу - не скучно будет? В лоне настоящей культуры? Конечно, мы
понимаем, что с вами Шевчук, Макаревич и Лев Рубинштейн - но всё-таки:
не скучно?
Меня мучают догадки, что, к примеру,
ряд крупнейших, того же уровня, что Шевчук с Макаревичем, рок-музыкантов
придерживаются несколько иных, чем они, взглядов по украинской проблеме
- но молчат. Причина молчания элементарна: они ж знают - если угораздит
высказаться, их тут же начнут жрать поедом. Причём, не на Украине, а
здесь, здесь, у себя дома. "Продался! - будут кричать из каждой
форточки, в смысле - из сорока тысяч фейсбучных форточек, со страниц
самых глянцевых журналов и самых независимых сайтов, а также в рупоры
самых популярных радиостанций. - Продался! Ату его!"
В России давно мало кого покупает
государство (ему проще содержать трёх телеведущих вместо трёх Союзов
композиторов и трёх Союзов писателей) - но все по-прежнему ужасно
бояться быть заподозренными в продажности. Это касается и актёров, и
художников, и литераторов всех мастей.
Образованные люди прекрасно отдают
себе отчёт, какую позицию заняли бы сегодня другие представители
"советской культуры" в лице таких разных персонажей как Солженицын или
Бродский. Идём дальше - как Михаил Булгаков или Леонид Леонов. Идём ещё
дальше - как Достоевский или Константин Леонтьев, Гоголь или Пушкин. О
Грибоедове или Державине вообще молчим - эти вообще были на службе у
тиранов.
Во всех этих случаях вопрос выбора вообще не стоял бы и минуты.
Иное дело теперь. На классиков оглядка
- моветон. На российскую государственность и способы её создания -
тоже. Из нашей истории прогрессивная общественность хорошо помнит только
Гитлера. Видимо, именно так звали создателя и собирателя Российской
империи.
"Времена меняются", - скажете вы. Да
нет, ничего не меняется. В XVIII веке считали, что, слава Богу, на дворе
не XVII-й. В XIX-м благодарили за то, что не в XVIII-м живут. В XX-м
все понимали, как далеко ушли от XIX-го. Но делали из века в век одно и
то же. И дальше будет ровно то же самое.
Карту мира ещё сто раз перерисуют - и
участвовать в этом будут не только проклятые российские империалисты, но
и "мировые демократии". Собственно, они и не прекращали этим заниматься
ни на минуту.
Если что и меняется, так это
самовольное причисление к национальной российской элите тех людей,
которые... Ну, скажем так: за всю элиту и тем более - за всю нацию
отвечать не могут. Только за ее часть. И только по праву таланта. Но
никак не по праву необычайного мужества.
Кто ведёт себя смело сегодня - так это
представители украинской интеллигенции. Когда лидер группы "Океан
Эльзи" заявляет о своей позиции на Майдане - он отдаёт себе отчёт, что
его могут услышать в России и уверенно ставит на кон свой успех и свои
концерты здесь. И местными слушателями не дорожит: ему собственная
Родина важней.
А чем таким рискует Максим Леонидов и
некоторые другие вышеупомянутые российские звёзды, твёрдо ставшие на
путь борьбы с отечественным милитаризмом? Они просто принимают сторону
добра, света, общечеловеческих ценностей и прочего сгущённого молока.
Собственно говоря, так всегда и было.
Никакой пресловутой борьбы с Советской властью наши рок-идолы никогда не
вели - понемногу играли и пели себе и нам на радость. Столь же мирно
перешли через ужас и хаос 90-х. "Зато теперь любой за границу может
выезжать свободно", - часто говорил тогда БГ. Особенно не бузили все
названные и в "нулевые" - а чего бузить, когда можно просто петь -
петь-то не мешают?
Самое главное, что и дальше всё останется, как прежде. 37-й не настанет - и никто о нынешней позиции им не напомнит.
А пройдёт месяц, другой, третий - и
"Океан Эльзи" всё равно приедет в Россию выступать: местные чиновники -
забудут, как именно называлась группа этих украинских хлопцев, а русским
людям традиционно всё едино - они одновременно и за Крым и за
"Океан...".
Если и можно сегодня проявить какое-то
серьёзное, на отрыв башки и перелом нервов, мужество - так это одним
образом: взять и в Киеве какому-нибудь известному персонажу (российскому
или украинскому, не важно) во всеуслышание прокричать: "А я против!"
- Да мы все против, - ответили бы ему.
- Нет, я против другого, - ответил бы он. И все в удивлении затихли бы.
- Я против сил добра и света,
прогрессивных ценностей, европейского выбора, либерального порядка и
всего вашего сгущённого молока. Если вы за демократию - дайте всем
демократии. Если вы против чужеродного вмешательства - надо было слать к
лешему и москалей, и Меркель, и Нуланд, а не кого-то одного. Если
против коррупции - не стоило менять коррупцию на коррупцию. Если вы за
войну - идите и воюйте. Если за мир - не зовите НАТО. А если вы за всё
перечисленное одновременно - тогда идите к чёрту.
Тут тоже бы 37-й год не случился.
Но это точно был бы настоящий рок-н-ролл.
Опубликовано! Ссылки Запрещены!/blogs/blogger/listings/zakhar-prilepin" itemprop="author">Захар Прилепин
Воскресенье, 16 Март 2014
в! Ссылки Запрещены!/blogs/categories/listings/reviews">Обзоры
О письмах протеста деятелей культуры
Периодически на глаза попадаются
высказывания на тему, что обращения культурной общественности против
"крымского аншлюса" напоминают "расстрельные" письма 37-го года. (Вообще
ничем не напоминают, но мы не об этом). Такие ассоциации помогают всем
российским противникам "крымского аншлюса" воспринимать себя выше,
твёрже, сильнее: на них ужасный 37-й катит катком, а они стоят на пути,
взявшись за руки и погибели не страшась.
Некая смехотворность ситуации
заключается в том, что оппозиционная общественность ничем не рискует -
но напротив, получает бесплатную возможность уважать себя всё больше,
думать о себе всё лучше, всё честней смотреть в глаза зарубежным
коллегам, читателям и слушателям, всё острее надеяться на международное
признание, на чистую совесть, на место в раю.
Гастроли им точно не отменят ни в
разных странах СНГ (как театру Безрукова в Грузии), ни в Европе, ни в
США, ни на Украине тем более - а могут и лишний раз позвать в гости.
Зрителей, читателей и слушателей они не потеряют - причём даже в России.
В том числе, и потому, что русский зритель, читатель и слушатель на
удивление толерантен - ему вообще всё равно, каких именно взглядов
придерживается Акунин, Гребенщиков или Лия Ахеджакова. Хорошо делают
свою работу - и ладно.
Куда сильней рискуют как раз
сторонники "крымского аншлюса" - хотя лишнего страха нагонять не станем и
сразу оговоримся, что их риск тоже не смертельный. Тем не менее,
моральные травмы, которые они несут - куда более серьёзны. Все желающие
могут отследить, какой обструкции подвергся, к примеру, замечательный
русский поэт и филолог Дмитрий Бак - как его в один день за одну подпись
под одним письмом разом объявили нерукопожатным самые неожиданные люди -
и с какой силой своей моральной правоты они Бака отчитывали (ни разу не
спросив себя: "Кто я вообще такой?").
А какие категорические определения звучали по поводу режиссёра Павла Лунгина и режиссёра Карена Шахназарова!
Мой знакомый журналист (и хороший
журналист! - но либеральных взглядов) немедленно определил, что самим
отношением к крымским событиям наконец проведена чёткая линия между
"советской культурой" и просто культурой. Так кромешный антисоветчик и
великий актёр Олег Табаков, матёрый антикоммунист и великий поэт Юрий
Кублановский, всемирно известный джазмен Игорь Бутман и всемирно
известный пианист Денис Мацуев - вообще никоим образом не причастные к
большевикам, разом угодили в "советскую культуру".
И что, вам - на вашем рукопожатном
берегу - не скучно будет? В лоне настоящей культуры? Конечно, мы
понимаем, что с вами Шевчук, Макаревич и Лев Рубинштейн - но всё-таки:
не скучно?
Меня мучают догадки, что, к примеру,
ряд крупнейших, того же уровня, что Шевчук с Макаревичем, рок-музыкантов
придерживаются несколько иных, чем они, взглядов по украинской проблеме
- но молчат. Причина молчания элементарна: они ж знают - если угораздит
высказаться, их тут же начнут жрать поедом. Причём, не на Украине, а
здесь, здесь, у себя дома. "Продался! - будут кричать из каждой
форточки, в смысле - из сорока тысяч фейсбучных форточек, со страниц
самых глянцевых журналов и самых независимых сайтов, а также в рупоры
самых популярных радиостанций. - Продался! Ату его!"
В России давно мало кого покупает
государство (ему проще содержать трёх телеведущих вместо трёх Союзов
композиторов и трёх Союзов писателей) - но все по-прежнему ужасно
бояться быть заподозренными в продажности. Это касается и актёров, и
художников, и литераторов всех мастей.
Образованные люди прекрасно отдают
себе отчёт, какую позицию заняли бы сегодня другие представители
"советской культуры" в лице таких разных персонажей как Солженицын или
Бродский. Идём дальше - как Михаил Булгаков или Леонид Леонов. Идём ещё
дальше - как Достоевский или Константин Леонтьев, Гоголь или Пушкин. О
Грибоедове или Державине вообще молчим - эти вообще были на службе у
тиранов.
Во всех этих случаях вопрос выбора вообще не стоял бы и минуты.
Иное дело теперь. На классиков оглядка
- моветон. На российскую государственность и способы её создания -
тоже. Из нашей истории прогрессивная общественность хорошо помнит только
Гитлера. Видимо, именно так звали создателя и собирателя Российской
империи.
"Времена меняются", - скажете вы. Да
нет, ничего не меняется. В XVIII веке считали, что, слава Богу, на дворе
не XVII-й. В XIX-м благодарили за то, что не в XVIII-м живут. В XX-м
все понимали, как далеко ушли от XIX-го. Но делали из века в век одно и
то же. И дальше будет ровно то же самое.
Карту мира ещё сто раз перерисуют - и
участвовать в этом будут не только проклятые российские империалисты, но
и "мировые демократии". Собственно, они и не прекращали этим заниматься
ни на минуту.
Если что и меняется, так это
самовольное причисление к национальной российской элите тех людей,
которые... Ну, скажем так: за всю элиту и тем более - за всю нацию
отвечать не могут. Только за ее часть. И только по праву таланта. Но
никак не по праву необычайного мужества.
Кто ведёт себя смело сегодня - так это
представители украинской интеллигенции. Когда лидер группы "Океан
Эльзи" заявляет о своей позиции на Майдане - он отдаёт себе отчёт, что
его могут услышать в России и уверенно ставит на кон свой успех и свои
концерты здесь. И местными слушателями не дорожит: ему собственная
Родина важней.
А чем таким рискует Максим Леонидов и
некоторые другие вышеупомянутые российские звёзды, твёрдо ставшие на
путь борьбы с отечественным милитаризмом? Они просто принимают сторону
добра, света, общечеловеческих ценностей и прочего сгущённого молока.
Собственно говоря, так всегда и было.
Никакой пресловутой борьбы с Советской властью наши рок-идолы никогда не
вели - понемногу играли и пели себе и нам на радость. Столь же мирно
перешли через ужас и хаос 90-х. "Зато теперь любой за границу может
выезжать свободно", - часто говорил тогда БГ. Особенно не бузили все
названные и в "нулевые" - а чего бузить, когда можно просто петь -
петь-то не мешают?
Самое главное, что и дальше всё останется, как прежде. 37-й не настанет - и никто о нынешней позиции им не напомнит.
А пройдёт месяц, другой, третий - и
"Океан Эльзи" всё равно приедет в Россию выступать: местные чиновники -
забудут, как именно называлась группа этих украинских хлопцев, а русским
людям традиционно всё едино - они одновременно и за Крым и за
"Океан...".
Если и можно сегодня проявить какое-то
серьёзное, на отрыв башки и перелом нервов, мужество - так это одним
образом: взять и в Киеве какому-нибудь известному персонажу (российскому
или украинскому, не важно) во всеуслышание прокричать: "А я против!"
- Да мы все против, - ответили бы ему.
- Нет, я против другого, - ответил бы он. И все в удивлении затихли бы.
- Я против сил добра и света,
прогрессивных ценностей, европейского выбора, либерального порядка и
всего вашего сгущённого молока. Если вы за демократию - дайте всем
демократии. Если вы против чужеродного вмешательства - надо было слать к
лешему и москалей, и Меркель, и Нуланд, а не кого-то одного. Если
против коррупции - не стоило менять коррупцию на коррупцию. Если вы за
войну - идите и воюйте. Если за мир - не зовите НАТО. А если вы за всё
перечисленное одновременно - тогда идите к чёрту.
Тут тоже бы 37-й год не случился.
Но это точно был бы настоящий рок-н-ролл.