О пропаганде..
С просторов И-нета.
Когда я училась в младших классах, моя страна вела войну. Холодную.
Впрочем, и горячую тоже. Но я ничего об этом не знала. Я была уверена,
что живу в мирной стране, которая когда-то победила в великой войне, а
теперь только борется за мир.
А войны хотела Америка. Далекая,
несправедливая, злая и страшная страна. В Америке делали атомные бомбы,
однажды их уже сбросили на Хиросиму и Нагасаки, а теперь собирались на
нас.
Что такое атомная бомба, я прекрасно знала. У нас были уроки
гражданской обороны, мы записывали в тетрадку четыре фактора поражения
ядерным оружием: вспышка, ударная волна, тепловой ожог, проникающая
радиация.
Наш класс водили на экскурсию в бомбоубежище и давали померить
противогазы. Но вообще-то было понятно: противогазов, если что, на всех
не хватит, поэтому на уроках труда мы шили ватно-марлевые повязки,
простеганные ватой, с широкими завязками.
Один
мальчик принес из дому повязку с узкими тесемками его мама работала
медсестрой и учительница объяснила перед всем классом, что от такой
повязки в случае атомной бомбардировки толку не будет. Родители, правда,
не были уверены, что спасет и правильная, широкая. Но шить помогали.
Я
знала, что если атомная бомба застанет меня в школе, то будет длинный,
непрекращающийся звонок. Мы наденем повязки, построимся парами и пойдем в
бомбоубежище. А если дома, то об этом объявят по телевизору или по
радио, и еще на улице будут все время сигналить машины. Тогда я тоже
надену повязку, а в бомбоубежище отведут родители.
Война пока не
начиналась только потому, что мы хорошо боролись за мир. Рисовали
мелками на асфальте земной шар и белого голубя, читали стихи про
японскую девочку и бумажных журавликов. Наша страна не хотела войны. Ее
хотела Америка и лично мистер Рейган.
Мы ненавидели его всем
классом. Мальчишки спрашивали: как зовут собаку Рейгана? и со
злорадным смехом отвечали: Рональд! А я в первом или во втором классе
даже написала постапокалиптические стихи о ядерном взрыве Земли,
которого захотел мистер Рейган; правда, не показывала их никому это
был сокровенный страх.
Мы прекрасно знали, что Америка Империя зла.
Иногда
я втайне думала, что вот повезло же мне родиться в Советском Союзе,
прекрасном, справедливом и, главное, мирном! А вдруг бы не повезло,
вдруг бы в Америке, бедной маленькой негритянкой?! Мы знали, что у них
там нищета, безработица, слушают ужасный рок, употребляют наркотики и
бьют негров. А нехорошие богачи делают атомные бомбы и готовятся
напасть.
Я понятия не имела о том, что в СССР тоже производится
ядерное оружие; формулировка "гонка вооружений" не вызывала у меня
никаких подозрений в отношении своей страны для "гонки" было вполне
достаточно одной Америки.
О войне в Афганистане слышала краем уха, что
там злые душманы, а наши воины-интернационалисты благородно исполняют
интернациональный долг. И, конечно же, нам не объяснили в школе, какую
страну, кто и при каких обстоятельствах назвал "Империей зла".
Когда
я училась в старших классах, вдруг оказалось: все, или почти все, что
нам рассказывали неправда.
И ватно-марлевая повязка не спасает от
атомной бомбы, и война в Афганистане не такой уж долг, и Америка вовсе
не мечтает уничтожить Советский Союз заодно со всей Землей, а тоже
хочет, как ни странно, безопасности и мирной жизни. Очень многое
выяснилось, высветилось, перевернулось в те годы, когда я училась в
старших классах.
Мое поколение, переболев в детстве, как ветрянкой,
оголтелой пропагандой, получило иммунитет на всю жизнь.
Ну, мне так казалось.
Сейчас,
когда я слышу аргументы россиян и пророссийски настроенных украинцев о
том, что во всем виновата злая Америка, что нехороший негр Обама спит и
видит, как бы уничтожить Россию, а она, в свою очередь, благородно
защищает "русских братьев" в Крыму, ДНР и ЛНР от страшных правосеков, я
первым делом задаюсь вопросом: а какого вы года рождения?
Подождите,
но как же так? Если и вы тоже в восьмидесятые учились в младших
классах, слушали уроки гражданской обороны, мерили противогазы и
ненавидели Рейгана должны же вы были хоть что-то понять?!
Отследить
неприкрытое дежавю, усмехнуться и вспомнить себя в старших классах? Тех,
кто был тогда взрослее, это касается в еще большей степени.
Можно поддаться пропаганде в нежном, доверчивом детстве. Можно, наверное, и в более сознательном возрасте.
Но ведь не дважды за жизнь!
Было изменено: 15:37 23/08/2014.
Когда я училась в младших классах, моя страна вела войну. Холодную.
Впрочем, и горячую тоже. Но я ничего об этом не знала. Я была уверена,
что живу в мирной стране, которая когда-то победила в великой войне, а
теперь только борется за мир.
А войны хотела Америка. Далекая,
несправедливая, злая и страшная страна. В Америке делали атомные бомбы,
однажды их уже сбросили на Хиросиму и Нагасаки, а теперь собирались на
нас.
Что такое атомная бомба, я прекрасно знала. У нас были уроки
гражданской обороны, мы записывали в тетрадку четыре фактора поражения
ядерным оружием: вспышка, ударная волна, тепловой ожог, проникающая
радиация.
Наш класс водили на экскурсию в бомбоубежище и давали померить
противогазы. Но вообще-то было понятно: противогазов, если что, на всех
не хватит, поэтому на уроках труда мы шили ватно-марлевые повязки,
простеганные ватой, с широкими завязками.
Один
мальчик принес из дому повязку с узкими тесемками его мама работала
медсестрой и учительница объяснила перед всем классом, что от такой
повязки в случае атомной бомбардировки толку не будет. Родители, правда,
не были уверены, что спасет и правильная, широкая. Но шить помогали.
Я
знала, что если атомная бомба застанет меня в школе, то будет длинный,
непрекращающийся звонок. Мы наденем повязки, построимся парами и пойдем в
бомбоубежище. А если дома, то об этом объявят по телевизору или по
радио, и еще на улице будут все время сигналить машины. Тогда я тоже
надену повязку, а в бомбоубежище отведут родители.
Война пока не
начиналась только потому, что мы хорошо боролись за мир. Рисовали
мелками на асфальте земной шар и белого голубя, читали стихи про
японскую девочку и бумажных журавликов. Наша страна не хотела войны. Ее
хотела Америка и лично мистер Рейган.
Мы ненавидели его всем
классом. Мальчишки спрашивали: как зовут собаку Рейгана? и со
злорадным смехом отвечали: Рональд! А я в первом или во втором классе
даже написала постапокалиптические стихи о ядерном взрыве Земли,
которого захотел мистер Рейган; правда, не показывала их никому это
был сокровенный страх.
Мы прекрасно знали, что Америка Империя зла.
Иногда
я втайне думала, что вот повезло же мне родиться в Советском Союзе,
прекрасном, справедливом и, главное, мирном! А вдруг бы не повезло,
вдруг бы в Америке, бедной маленькой негритянкой?! Мы знали, что у них
там нищета, безработица, слушают ужасный рок, употребляют наркотики и
бьют негров. А нехорошие богачи делают атомные бомбы и готовятся
напасть.
Я понятия не имела о том, что в СССР тоже производится
ядерное оружие; формулировка "гонка вооружений" не вызывала у меня
никаких подозрений в отношении своей страны для "гонки" было вполне
достаточно одной Америки.
О войне в Афганистане слышала краем уха, что
там злые душманы, а наши воины-интернационалисты благородно исполняют
интернациональный долг. И, конечно же, нам не объяснили в школе, какую
страну, кто и при каких обстоятельствах назвал "Империей зла".
Когда
я училась в старших классах, вдруг оказалось: все, или почти все, что
нам рассказывали неправда.
И ватно-марлевая повязка не спасает от
атомной бомбы, и война в Афганистане не такой уж долг, и Америка вовсе
не мечтает уничтожить Советский Союз заодно со всей Землей, а тоже
хочет, как ни странно, безопасности и мирной жизни. Очень многое
выяснилось, высветилось, перевернулось в те годы, когда я училась в
старших классах.
Мое поколение, переболев в детстве, как ветрянкой,
оголтелой пропагандой, получило иммунитет на всю жизнь.
Ну, мне так казалось.
Сейчас,
когда я слышу аргументы россиян и пророссийски настроенных украинцев о
том, что во всем виновата злая Америка, что нехороший негр Обама спит и
видит, как бы уничтожить Россию, а она, в свою очередь, благородно
защищает "русских братьев" в Крыму, ДНР и ЛНР от страшных правосеков, я
первым делом задаюсь вопросом: а какого вы года рождения?
Подождите,
но как же так? Если и вы тоже в восьмидесятые учились в младших
классах, слушали уроки гражданской обороны, мерили противогазы и
ненавидели Рейгана должны же вы были хоть что-то понять?!
Отследить
неприкрытое дежавю, усмехнуться и вспомнить себя в старших классах? Тех,
кто был тогда взрослее, это касается в еще большей степени.
Можно поддаться пропаганде в нежном, доверчивом детстве. Можно, наверное, и в более сознательном возрасте.
Но ведь не дважды за жизнь!
Было изменено: 15:37 23/08/2014.