Про речь)
Ученые "очеловечили" мышей, изменив у них ген, отвечающий у человека за речь. Результат - мыши успешнее обучались находить приманку в лабиринте.
Способность к членораздельной речи - главная черта, отличающая человека даже от самых высокоорганизованных животных. Речь не возникла на пустом месте. Если человек произошел от обезьяны, то и наш мозг - это продукт эволюции. И что-то такое с ним у наших предков произошло, что сделало возможным появление речи.
Современные генетики, раскладывая по полочкам данные анализа генома человека, обратили внимание на ген FOXP2 как наиболее близкий к тому, чтобы называться геном речи. Люди, у которых ген FOXP2 функционально неактивен хотя бы в одной хромосоме, страдают расстройством речи, как устной, так и письменной.
Ген FOXP2 имеется не только у человека, но и у всех млекопитающих, в том числе у мышей. Что будет, если эти изменения внести в ген FOXP2 у мышей, решили посмотреть исследователи из Массачусетского технологического института. Они произвели в мышином гене две замены, сделав его человеческим.
Эта операция радикально повлияла на грызунов. "Очеловеченные" мыши стали умнее своих собратьев. Мышей обычных и с человеческим геном FOXP2 обучали находить приманку в лабиринте в форме буквы Т. Чтобы его получить, мышам нужно было, дойдя до развилки, бежать либо направо, либо налево. На местонахождение приманки им указывали различные ключи-подсказки.
И вот здесь "очеловеченные" мыши показали свое преимущество: они обучались быстрее и с меньшим количеством ошибок.
Далее ученые решили посмотреть, какие изменения происходили в мозге "очеловеченных" мышей. В наиболее интересующих их областях мозга они проанализировали все активные гены (для этого собрали всю РНК, которая синтезируется на матрице ДНК, в то время как ген работает). И обнаружили, что "очеловечение" одного гена сильно повлияло на уровень активности многих других генов. Далее, оказалось, что человеческий ген изменил уровень дофамина - важнейшего передатчика нервного сигнала в некоторых частях мозга мышей. А также увеличил пластичность синапсов - контактов между нейронами. Это важнейшее условие хорошего обучения.
В общем, еще немного экспериментов, и ученые смогут понять, как удалось заговорить нашим предкам. (c)
Способность к членораздельной речи - главная черта, отличающая человека даже от самых высокоорганизованных животных. Речь не возникла на пустом месте. Если человек произошел от обезьяны, то и наш мозг - это продукт эволюции. И что-то такое с ним у наших предков произошло, что сделало возможным появление речи.
Современные генетики, раскладывая по полочкам данные анализа генома человека, обратили внимание на ген FOXP2 как наиболее близкий к тому, чтобы называться геном речи. Люди, у которых ген FOXP2 функционально неактивен хотя бы в одной хромосоме, страдают расстройством речи, как устной, так и письменной.
Ген FOXP2 имеется не только у человека, но и у всех млекопитающих, в том числе у мышей. Что будет, если эти изменения внести в ген FOXP2 у мышей, решили посмотреть исследователи из Массачусетского технологического института. Они произвели в мышином гене две замены, сделав его человеческим.
Эта операция радикально повлияла на грызунов. "Очеловеченные" мыши стали умнее своих собратьев. Мышей обычных и с человеческим геном FOXP2 обучали находить приманку в лабиринте в форме буквы Т. Чтобы его получить, мышам нужно было, дойдя до развилки, бежать либо направо, либо налево. На местонахождение приманки им указывали различные ключи-подсказки.
И вот здесь "очеловеченные" мыши показали свое преимущество: они обучались быстрее и с меньшим количеством ошибок.
Далее ученые решили посмотреть, какие изменения происходили в мозге "очеловеченных" мышей. В наиболее интересующих их областях мозга они проанализировали все активные гены (для этого собрали всю РНК, которая синтезируется на матрице ДНК, в то время как ген работает). И обнаружили, что "очеловечение" одного гена сильно повлияло на уровень активности многих других генов. Далее, оказалось, что человеческий ген изменил уровень дофамина - важнейшего передатчика нервного сигнала в некоторых частях мозга мышей. А также увеличил пластичность синапсов - контактов между нейронами. Это важнейшее условие хорошего обучения.
В общем, еще немного экспериментов, и ученые смогут понять, как удалось заговорить нашим предкам. (c)