Как изменить сценарий отношений?
Человек, который не хочет быть один, никогда не будет один.
Показать полностью..
В нашем перенаселенном мире все больше людей чувствуют себя одинокими, не понятыми, не поддержанными. Людей вокруг море, однако, отношения складываются трудно. Очевидно, что ПОТРЕБНОСТЬ в отношениях у людей частенько превышает СПОСОБНОСТЬ эти отношения выдерживать.
Психологами отмечено, не осознавая, что творим, мы САМИ часто сводим свои отношения на нет, а потом чувствуем себя брошенными и ненужными. Парадокс!
Как же и почему так происходит? Приведу живые примеры парадоксальных способов поведения людей в отношениях. Примеры взяты из практики ведения терапевтической группы.
Лилия
Одна из участниц данной группы пришла для того, чтобы получить обратную связь людей о ней, оценку примерно такого толка: "Что я делаю не так? В результате чего я так одинока в своей жизни?". Это то, что она сказала.
При этом в поведении она, много говорит, буквально "забивая эфир", и таким образом, не давая сказать/избегая услышать, а что собственно думают о ней другие! Задавая вопрос, она не слушает, перебивает ответ. Рассказывая о себе, она неявно, но напрашивается на одобрение себя и способа своей жизни.
Одобрение или оценка?
Все бы ничего, одобрение так одобрение (каждый из нас нуждается в одобрении и всегда есть, за что человека одобрить!). ИЛИ, оценка так оценка (у каждого участника возникла своя реакция на Лилию Лилия могла бы собрать выборку оценок!). Но не одновременно! Ведь и я, и участники группы получаем от Лилии ДВОЙНОЕ послание: 1) "Скажите, что вы искренне думаете/чувствуете ко мне?" 2) "Подтвердите, что я хорошая и все делаю правильно". Одно, бывает, противоречит другому, и просто НЕВОЗМОЖНО ответить!
Если участник группы начинал одобрять Лилию, восхищаться, она говорила что-то типа: "приятно конечно, но в жизни мне это мое достоинство не особо помогает". Если же участник честно высказывал по её запросу одно из своих переживаний по отношению к ней, например, досаду, что она говорит много, а для него "ни о чем" - что она хочет, так ему и не понятно, она в ответ говорила что-то вроде: "это не так, на себя посмотри".
Страх негативной оценки людей
Неосознанный страх негативной оценки людей толкал её буквально закрывать рот этим людям, когда речь заходила о ней, подставлять свое мнение, вместо выслушивания их. Так она справлялась со своим страхом оценки, и одновременно, частично реализовывала свое желание искреннего контакта с людьми. Результат ни рыба, ни мясо. Она довольно быстро вызвала раздражение большинства участников группы и осталась в относительном эмоциональном одиночестве. То есть, в ТОЙ САМОЙ ситуации, с жалобой на которую она собственно пришла, в которой она находилась в своей жизни.
И это вполне закономерно, все мы строим отношения по одному и тому же сценарию, куда бы ни попали. Повторяющиеся ситуации, сценарии отношений воссоздаются не кем-то там, а нами. Потому и говорят: от себя не уйдешь.
Лилия развернула свой сценарий на группе, создав привычную ситуацию отношений, однако благодаря этому я (терапевт) и участники смогли увидеть и вернуть/подсветить ей её сценарий. Осознав свой сценарий, она смогла разделить два своих желания (одобрения и оценки). Она стала запрашивать желаемое по-отдельности, и с вниманием принимать отклики группы. В результате, она установила эмоциональный контакт с участниками, а они стали относится к ней с интересом и теплотой. Этот опыт она перенесла и в свою обычную жизнь.
Верная инструкция
Наши иллюзии, фантазии, надежды, возникшие при первом знакомстве с человеком, часто не оправдываются ещё и потому, что мы даем неверную "инструкцию" человеку. Вот так и в случае Лилии. Она просит: "Оцените меня". А хочет при этом поддержки, и ей бы следовало просить: "Поддержите меня".
По сути, Лилия "бежит вперед паровоза". Она не учитывает свою ранимость, ведет себя так, будто негативные оценки её не ранят. На самом же деле оценки Лилию очень даже ранят, и она неосознанно всячески их избегает.
Понятно, что рано или поздно, а встретиться с негативными оценками людей Лилии все равно придется. Однако Лилия только тогда сможет воспринять эти оценки, не изранившись, когда достигнет достаточного уровня само-поддержки, а также заручиться поддержкой хотя-бы нескольких других людей. Для этого важно дать себе время встретится со своей ранимостью, научиться учитывать её в контакте с людьми, запрашивать и принимать поддержку своей ранимости у людей.
Нарцисс
Другой участник группы пришел, чтобы понять, в чем ценность отношений и любви. Чувствуете, уже парадокс, противоречие между словами и действиями? Он вроде иносказательно заявляет, что не ощущает ценности людей и отношений для себя (то, что говорит). И при этом он в действии проявляет нужду в людях и отношениях (то, что делает пришел в группу, которая называется между прочим "Отношения от А до Я").
("Psychology-General")
Показать полностью..
В нашем перенаселенном мире все больше людей чувствуют себя одинокими, не понятыми, не поддержанными. Людей вокруг море, однако, отношения складываются трудно. Очевидно, что ПОТРЕБНОСТЬ в отношениях у людей частенько превышает СПОСОБНОСТЬ эти отношения выдерживать.
Психологами отмечено, не осознавая, что творим, мы САМИ часто сводим свои отношения на нет, а потом чувствуем себя брошенными и ненужными. Парадокс!
Как же и почему так происходит? Приведу живые примеры парадоксальных способов поведения людей в отношениях. Примеры взяты из практики ведения терапевтической группы.
Лилия
Одна из участниц данной группы пришла для того, чтобы получить обратную связь людей о ней, оценку примерно такого толка: "Что я делаю не так? В результате чего я так одинока в своей жизни?". Это то, что она сказала.
При этом в поведении она, много говорит, буквально "забивая эфир", и таким образом, не давая сказать/избегая услышать, а что собственно думают о ней другие! Задавая вопрос, она не слушает, перебивает ответ. Рассказывая о себе, она неявно, но напрашивается на одобрение себя и способа своей жизни.
Одобрение или оценка?
Все бы ничего, одобрение так одобрение (каждый из нас нуждается в одобрении и всегда есть, за что человека одобрить!). ИЛИ, оценка так оценка (у каждого участника возникла своя реакция на Лилию Лилия могла бы собрать выборку оценок!). Но не одновременно! Ведь и я, и участники группы получаем от Лилии ДВОЙНОЕ послание: 1) "Скажите, что вы искренне думаете/чувствуете ко мне?" 2) "Подтвердите, что я хорошая и все делаю правильно". Одно, бывает, противоречит другому, и просто НЕВОЗМОЖНО ответить!
Если участник группы начинал одобрять Лилию, восхищаться, она говорила что-то типа: "приятно конечно, но в жизни мне это мое достоинство не особо помогает". Если же участник честно высказывал по её запросу одно из своих переживаний по отношению к ней, например, досаду, что она говорит много, а для него "ни о чем" - что она хочет, так ему и не понятно, она в ответ говорила что-то вроде: "это не так, на себя посмотри".
Страх негативной оценки людей
Неосознанный страх негативной оценки людей толкал её буквально закрывать рот этим людям, когда речь заходила о ней, подставлять свое мнение, вместо выслушивания их. Так она справлялась со своим страхом оценки, и одновременно, частично реализовывала свое желание искреннего контакта с людьми. Результат ни рыба, ни мясо. Она довольно быстро вызвала раздражение большинства участников группы и осталась в относительном эмоциональном одиночестве. То есть, в ТОЙ САМОЙ ситуации, с жалобой на которую она собственно пришла, в которой она находилась в своей жизни.
И это вполне закономерно, все мы строим отношения по одному и тому же сценарию, куда бы ни попали. Повторяющиеся ситуации, сценарии отношений воссоздаются не кем-то там, а нами. Потому и говорят: от себя не уйдешь.
Лилия развернула свой сценарий на группе, создав привычную ситуацию отношений, однако благодаря этому я (терапевт) и участники смогли увидеть и вернуть/подсветить ей её сценарий. Осознав свой сценарий, она смогла разделить два своих желания (одобрения и оценки). Она стала запрашивать желаемое по-отдельности, и с вниманием принимать отклики группы. В результате, она установила эмоциональный контакт с участниками, а они стали относится к ней с интересом и теплотой. Этот опыт она перенесла и в свою обычную жизнь.
Верная инструкция
Наши иллюзии, фантазии, надежды, возникшие при первом знакомстве с человеком, часто не оправдываются ещё и потому, что мы даем неверную "инструкцию" человеку. Вот так и в случае Лилии. Она просит: "Оцените меня". А хочет при этом поддержки, и ей бы следовало просить: "Поддержите меня".
По сути, Лилия "бежит вперед паровоза". Она не учитывает свою ранимость, ведет себя так, будто негативные оценки её не ранят. На самом же деле оценки Лилию очень даже ранят, и она неосознанно всячески их избегает.
Понятно, что рано или поздно, а встретиться с негативными оценками людей Лилии все равно придется. Однако Лилия только тогда сможет воспринять эти оценки, не изранившись, когда достигнет достаточного уровня само-поддержки, а также заручиться поддержкой хотя-бы нескольких других людей. Для этого важно дать себе время встретится со своей ранимостью, научиться учитывать её в контакте с людьми, запрашивать и принимать поддержку своей ранимости у людей.
Нарцисс
Другой участник группы пришел, чтобы понять, в чем ценность отношений и любви. Чувствуете, уже парадокс, противоречие между словами и действиями? Он вроде иносказательно заявляет, что не ощущает ценности людей и отношений для себя (то, что говорит). И при этом он в действии проявляет нужду в людях и отношениях (то, что делает пришел в группу, которая называется между прочим "Отношения от А до Я").
("Psychology-General")