Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 13 февраля 2015, 08:31

Про беляны)

ЧТО ТАКОЕ ОДНОРАЗОВЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ КОРАБЛЬ, и как он может плыть без единого гвоздя...
БЕЛЯНЫ
Сто лет назад по Волге и Каме ходили уникальные суда беляны. Уникальны они были тем, что строились без единого гвоздя, служили один рейс и потом разбирались до щепки.
Беляны перевозили "белый лес" (то есть обработанные бревна), лыко, рогожу и пр. Рассчитанные на одну навигацию, они никогда не смолились, потому и получили свое название.
О погрузке беляны сложили поговорку: "Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами". На постройку одной беляны уходило в среднем 240 сосновых и 200 еловых бревен. Она состояла, в общем-то, из самого перевозимого груза. Лес укладывался на плоскодонную барку ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Ширина такой нагруженной беляны иногда достигала 30 метров (длина же - до 100 м., высота - 5 м., грузоподъёмность - до 10 000 тонн!). Несмотря на свои размеры, беляна была очень маневренной, управлялась при помощи руля и огромного лота, который волочился по дну реки и, задерживая ход судна, давал возможность направлять его рулем в ту или другую сторону.
Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, но иногда и до 80. Многие из них работали на помпах, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Ближе к корме на беляне для равновесия устанавливали по две избушки для команды - "казенки". Между крышами избушек перекидывался мостик с резной будкой лоцмана посредине. Хотя беляны и были лишь функциональными и одноразовыми, они богато украшались: огромными, похожими на паруса, флагами государственными, торговыми или владельческими; лоцманская будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась под золото.
Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX в.: требовалось огромное количество леса-топлива для пяти сотен пароходов. Лишь постепенно, с переходом на нефть, спрос на дрова упал. Но даже в конце XIX века их продолжали строить до 150 штук ежегодно и, загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани. Дальше Царицына-Астрахани такие суда нигде не бывали.
А выполнившие свою миссию беляны разбирались, да так, что от них буквально ничего не оставалось: "казёнки" продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи, канаты, крепеж - абсолютно всё приносило доход владельцам белян(c)

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩