"Как правильно хвалить ребенка"
"Как правильно хвалить ребенка"
"Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!" -
советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге "Нестандартный ребенок"
Дошкольников совершенно необходимо хвалить! Хвалить часто, эмоционально и преувеличенно. Именно такой стиль общения соответствует потребностям ребёнка на этом возрастном этапе. Кроме этого, похвалой мы устанавливаем для ребёнка ту или иную систему координат. Жизнь для малыша это безбрежное море. Он часто теряется, ещё не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определённые ценности, и мы своей похвалой даём малышу правильные ориентиры. К сожалению, многие родители недопонимают воспитательного значения похвалы или принимают её однобоко: в основном, хвалят детей за успехи в обучении. Но далеко не все дети добиваются блестящих успехов учёбе. Соответственно, и похвал им "перепадает" меньше, чем более способным сверстникам. В подобных случаях чрезмерная фиксация родительского внимания на учёбе нередко даёт обратный результат. Остро переживая свою не успешность, ребёнок начинает увиливать от занятий. Быстро образуется порочный круг, в результате чего проблемы ребёнка будут только усугубляться. Делая упор на успехи в учёбе можно вырастить чёрствого, амбициозного эгоиста. Не способствует похвала только за хорошую учёбу и развитию многих других качеств, без которых трудно надеяться на успешную социализацию ребёнка. Речь идёт о миролюбии, об уживчивости в коллективе, чуткости, заботливости, верности.
Старайтесь хвалить ребёнка разнообразно, не ограничивайтесь словами "умница" и "молодец". Давайте понять, что у него много достоинств и много возможностей проявить себя с хорошей стороны.
Характеры у всех разные. То, что одному ребёнку даётся легко, другой делает со скрипом. Те качества, которыми ребёнок обделён, воспитывать довольно трудно, но возможно. Относитесь к ним как к хилым росточкам, которые требуют особенной заботы, особенно тщательного ухода. Мы же не попрекаем их тем, что они плохо растут, а стараемся создать благоприятные условия. С детьми главных условий два. Во-первых, нужно особенно их хвалить за те поступки, которые даются им с наибольшим трудом. А во-вторых, стараться облегчить задачу. Скажем, застенчивого ребёнка не следует посылать самого знакомиться с чужими ребятами, а лучше подойти вместе с ним, предложить детям игру. Дома сказать папе так, что бы мальчик слышал: "Какой Ваня сегодня был общительный, заговорил с незнакомыми ребятами и даже поиграл с ними! ". Существует много историй как именно "лавры в кредит" помогали детям преодолеть панический страх перед уколами, сверлением зубов и прочими медицинскими манипуляциями. Хваля ребёнка почаще, называйте его хорошие качества. Это будет способствовать нравственному развитию, которое по ряду причин нередко отстаёт от интеллектуального. Дети без острых психологических проблем остро в одобрении окружающих не нуждаются, им не требуется постоянно "подслащивать пилюлю", поскольку у них всё складывается достаточно удачно. Шумный, возбудимый ребёнок страдает от своей не успешности и свои промахи переживает тяжелее, чем обычные дети. Поэтому родительская похвала может лишь частично вознаградить ребёнка за тягостные переживания.
А ещё, если мы не хотим подпитывать похвалой детский эгоизм следует почаще хвалить ребёнка за то, что он делает не для себя, а для других.
Всё выше сказанное, разумеется, не означает, что ребёнку не следует делать замечаний и исправлять его недостатки. Однако замечание должно быть намного, в несколько раз меньше, чем похвал. Общий фон, настрой, обязательно должен быть позитивным.
Слова: "Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший" - хочет и должен слышать каждый ребёнок, чтобы нормально расти и развиваться.
Советы психолога:
Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: "Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая". Избегайте фраз вроде: "Ты такой молодец! Настоящий художник!". Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: "Это очень непросто - нарисовать птичку"
Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы "отвязаться". К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т. п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: "Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!".
Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик! Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.
Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу - как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так! Ссылки Запрещены!/wp-content/themes/vospitaj/images/bg/list-bull. png) 0px 8px no-repeat;">хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка! Ссылки Запрещены!/wp-content/themes/vospitaj/images/bg/list-bull. png) 0px 8px no-repeat;">похвала должна быть безусловной, т. е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа "но хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности! Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.
Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей - основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка. Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться!
Как правильно хвалить ребенка:
Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: "Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая".
Избегайте фраз вроде: "Ты такой молодец! Настоящий художник!". Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации.
Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: "Это очень непросто - нарисовать птичку"
Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы "отвязаться". К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т. п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен.
Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: "Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!".
Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.
Было изменено: 23:15 19/08/2015.
"Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!" -
советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге "Нестандартный ребенок"
Дошкольников совершенно необходимо хвалить! Хвалить часто, эмоционально и преувеличенно. Именно такой стиль общения соответствует потребностям ребёнка на этом возрастном этапе. Кроме этого, похвалой мы устанавливаем для ребёнка ту или иную систему координат. Жизнь для малыша это безбрежное море. Он часто теряется, ещё не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определённые ценности, и мы своей похвалой даём малышу правильные ориентиры. К сожалению, многие родители недопонимают воспитательного значения похвалы или принимают её однобоко: в основном, хвалят детей за успехи в обучении. Но далеко не все дети добиваются блестящих успехов учёбе. Соответственно, и похвал им "перепадает" меньше, чем более способным сверстникам. В подобных случаях чрезмерная фиксация родительского внимания на учёбе нередко даёт обратный результат. Остро переживая свою не успешность, ребёнок начинает увиливать от занятий. Быстро образуется порочный круг, в результате чего проблемы ребёнка будут только усугубляться. Делая упор на успехи в учёбе можно вырастить чёрствого, амбициозного эгоиста. Не способствует похвала только за хорошую учёбу и развитию многих других качеств, без которых трудно надеяться на успешную социализацию ребёнка. Речь идёт о миролюбии, об уживчивости в коллективе, чуткости, заботливости, верности.
Старайтесь хвалить ребёнка разнообразно, не ограничивайтесь словами "умница" и "молодец". Давайте понять, что у него много достоинств и много возможностей проявить себя с хорошей стороны.
Характеры у всех разные. То, что одному ребёнку даётся легко, другой делает со скрипом. Те качества, которыми ребёнок обделён, воспитывать довольно трудно, но возможно. Относитесь к ним как к хилым росточкам, которые требуют особенной заботы, особенно тщательного ухода. Мы же не попрекаем их тем, что они плохо растут, а стараемся создать благоприятные условия. С детьми главных условий два. Во-первых, нужно особенно их хвалить за те поступки, которые даются им с наибольшим трудом. А во-вторых, стараться облегчить задачу. Скажем, застенчивого ребёнка не следует посылать самого знакомиться с чужими ребятами, а лучше подойти вместе с ним, предложить детям игру. Дома сказать папе так, что бы мальчик слышал: "Какой Ваня сегодня был общительный, заговорил с незнакомыми ребятами и даже поиграл с ними! ". Существует много историй как именно "лавры в кредит" помогали детям преодолеть панический страх перед уколами, сверлением зубов и прочими медицинскими манипуляциями. Хваля ребёнка почаще, называйте его хорошие качества. Это будет способствовать нравственному развитию, которое по ряду причин нередко отстаёт от интеллектуального. Дети без острых психологических проблем остро в одобрении окружающих не нуждаются, им не требуется постоянно "подслащивать пилюлю", поскольку у них всё складывается достаточно удачно. Шумный, возбудимый ребёнок страдает от своей не успешности и свои промахи переживает тяжелее, чем обычные дети. Поэтому родительская похвала может лишь частично вознаградить ребёнка за тягостные переживания.
А ещё, если мы не хотим подпитывать похвалой детский эгоизм следует почаще хвалить ребёнка за то, что он делает не для себя, а для других.
Всё выше сказанное, разумеется, не означает, что ребёнку не следует делать замечаний и исправлять его недостатки. Однако замечание должно быть намного, в несколько раз меньше, чем похвал. Общий фон, настрой, обязательно должен быть позитивным.
Слова: "Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший" - хочет и должен слышать каждый ребёнок, чтобы нормально расти и развиваться.
Советы психолога:
Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: "Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая". Избегайте фраз вроде: "Ты такой молодец! Настоящий художник!". Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: "Это очень непросто - нарисовать птичку"
Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы "отвязаться". К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т. п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: "Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!".
Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик! Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.
Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу - как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так! Ссылки Запрещены!/wp-content/themes/vospitaj/images/bg/list-bull. png) 0px 8px no-repeat;">хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка! Ссылки Запрещены!/wp-content/themes/vospitaj/images/bg/list-bull. png) 0px 8px no-repeat;">похвала должна быть безусловной, т. е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа "но хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности! Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.
Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей - основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка. Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться!
Как правильно хвалить ребенка:
Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: "Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая".
Избегайте фраз вроде: "Ты такой молодец! Настоящий художник!". Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации.
Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: "Это очень непросто - нарисовать птичку"
Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы "отвязаться". К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т. п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен.
Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: "Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!".
Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.
Было изменено: 23:15 19/08/2015.