Традиционные типы домов на Руси
В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не
потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом
теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном, ну и потому, что на
Руси леса хватало. Все дело в теплопроводности дерева и камня. Дерево с
одного конца может гореть (температура этого участка будет около +300
градусов по Цельсию), а за другой конец полена вы можете свободно
держаться рукой. С камнем такое невозможно: если камень с одного конца
нагреть до +200 градусов, то к другому концу вы не сможете притронуться.
Кирпич по степени теплопроводности тоже недалеко ушел от камня. Если бы
наши предки жили в каменных замках, как англы и саксы, то нас с вами не
было бы на свете, так как предки в нашем климате просто погибли бы -
простудились и вымерли. Следовательно, деревянный дом - это условие
жизни на Русском Севере. Можно, конечно, на севере жить в яранге из шкур
или в чуме, но тогда ты не будешь русским, это будет совсем другая
культура. Чтобы жить в яранге, необходимо, чтобы стадо оленей (источник
шкур) было очень большое - не менее 30 оленей на одного человека.
Итак, Русь - это деревянные дома, деревянное зодчество,
деревянная культура. Неслучайно и свою денежную единицу рубль мы
называем деревянным. Из дерева на Руси делали дома и корабли, телеги,
сохи, бороны, кадки, чашки, ложки, игрушки,... божьи храмы тоже строили
из дерева. Неслучайно самыми почетными профессиями на Руси считались
плотницкое и кузнечное дело, и только на третьем месте стояло ремесло
горшечников - гончарное.
В разных частях нашей необьятной родины сложились разные
стили деревянного строительства. В прежних своих статьях я показал, что
великорусский этнос сложился в XIV-XVII веках из нескольких
"родительских" этносов - варягов руси, словен, кривичей, угрофинов
(меря, весь, кострома и др.). У каждого из этих этносов наверняка была
своя манера строить дома, своя традиция. Народные традиции очень
устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями.
Традиции - это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один
этнос. В ряде случаев традиции обусловлены особенностями климата и
рельефа страны проживания, а в ряде случаев они просто проявление моды,
привычки, и непосредственно с условиями жизни не связаны. Традиция
плести вологодские кружева, например, не связана с климатом вологодского
края. Кружева могли бы плести и в Орловской области*, но не плетут же.
Еще в ХХIII веке помещица
Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она
пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек.
Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство
творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны,
что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное
кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200
мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и
Турцию.
В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для
жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и
больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году
она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Девочек
учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как
количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для
наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном
пансионе.
Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно
было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного
диплома.
И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети
три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево,
делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно
увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье
"Мценские узоры".
Отличительной особенностью мценского кружева является активное
использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве
чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским
кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти
не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается
более воздушным."
А вот валенки катать и носить, конечно, лучше на Севере
(как-то жителя Крыма в валенках я себе не представляю). Когда какой-то
этнос вынужден менять место своего проживания в результате нашествия
более сильных противников или когда эти условия изменяются в связи с
изменением климата, происходит изменение традиций. В стабильном же
состоянии традиции сохраняются тысячелетиями.
Мои предки по линии матери были плотниками и кузнецами, по
линии отца - плотниками и каменшиками. Так что предмет, о котором будет
идти речь ниже, мне в известной степени знаком по наследству. В детстве и
юности я помогал отцу строить наш новый дом в селе Всехсвятское
Ярославской области, а брат мой сегодня плотницким ремеслом занимается
вполне профессионально: он создал небольшую строительную фирму в
Всехсвятском. Такая фирма когда-то была и у нашего прадеда, только
называлась она тогда плотницкой артелью. Это я говорю к тому, что
традиции очень живучи: кроме генов есть еще какие-то носители
информации, которые передают информацию из поколения в поколение, даже
иногда через 2-3 поколения, как в случае моего брата.
Еще в детстве я обратил внимание на то, что крыши у домов в
нашем селе и соседних деревнях бывают двух типов: двускатные (конем) и
трехскатные. Двускатные бывают с залобком (фронтоном) бревенчатым или с
дощатым, трехскатные - со светелкой или без нее. Во фронтоне с задней
стороны дома всегда делали два круглых отверстия диаметром 10-15 см для
того, чтобы на чердак могли проникать голуби. Кроме различия в типе
крыш, существовали различия в конструкции: дома были или небольшими
четырехстенными, или большими пятистенными. Третий важный параметр, по
которому различались дома в моем селе, - это этажность. Некоторые
пятистенки были двухэтажными. Как рассказывала мне в начале 50-х бабушка
Анна, тех, кто имел двухэтажные пятистенки, в 30-е годы прошлого века
раскулачили и сослали в Сибирь, а их дома конфисковали и разместили в
них конторы ("офисы" по-теперешнему). Хозяев одноэтажных пятистенков
тоже расулачивали, но не всех, а только более богатых и, естественно,
трудолюбивых и умных. Тех, кто жил в четырехстенках, не раскулачивали. К
счастью, мои дед и бабка жили в четырехстенке, который дед построил в
20-е годы. В этом четырехстенке в 1947 г. я и родился, роды у мамы
принимала моя бабка. Никакого роддома тогда в нашей местности просто не
было, даже в райцентре.
Но вернемся к типам домов и крыш. В своей жизни мне
довелось исколесить Россию вдоль и поперек. Наблюдая типы и стили домов,
я заметил, что каждый тип и стиль имеет свою географию, свою область
распространения. Об этом и в этнографической литературе написано: в
Архангельской и Вологодской области дома большие пятистенные, высокие с
двухскатными крышами, южнее дома поменьше, а совсем на юге глинобитные и
саманные хаты с четырехскатными крышами. Но от этой информации сколь
либо четкой картины распределения типов домов не складывалось. Но,
занимаясь историей возникновения русского этноса, я заметил, что типы
домов на Руси несут информацию о тех этносах, из которых сложилась
русская нация. Напряг свою память и вспомнил какие дома и где я видел,
обратился к услугам интернета и просмотрел сотни сайтов, выискивая в них
фотографии старых (традиционных) сельских домов, в том числе и портал
Google, в котором сейчас появилось много фотографий, прикрепленных к
космоснимкам. Всем авторам фотографий я выражаю свою признательность.
И вот что я обнаружил...
Можно говорить о традиционном русском типе дома,
который, по всей вероятности, связан с этносом варягов руси. Этот тип
распространен в виде широкой полосы от побережья Белого Моря вдоль рек
Онеги, Ваги, Северной Двины, Сухоны, Согожи, Костромы, Волги от Углича
до Нижнего Новгорода. На юг этот тип достигает широты Москвы и Нижнего
Новгорода.
Второй, назовем его уро-финским типом,
распространен в республике Коми (бассейн реки Вычегды), отчасти в
Архангельской и Вологодской областях, а также в Карелии. В
этнографической литературе этот тип домов называют северорусским.
Третий я условно называю словенским типом.
Это дома с двускатной крышей, четырехстенные или пятистенные, но если
пятистенные, то переруб (пятая стена) расположена не вдоль дома, а
поперек, и по фасаду дома переруба не видно. Этот тип домов
распространен в Новгородской, Псковской и западной части Тверской
областей, а также в Смоленской области, на юге Карелии и в узкой полосе
немного южнее Москвы.
Четвертый тип домов по характеру крыши я называю половецким или кыпчакским типом.
Это чаще всего глинобитные, саманные, а в северной части деревянные
четырехстенные дома с четырехскатной крышей. В этом типе можно различить
два подтипа: 1 - четырехскатная крыша без конька и 2 - четырехскатная
крыша с коньком. Дома второго подтипа больше по площади, в них,
вероятно, жили более богатые люди.
Внизу на картосхеме я постарался выделить зоны с
распространением домов разного типа. Получилась очень интересная схема.
На ней мы видим, что центральным русским типом сельского дома в России
является пятистенок с трехскатной крышей, с дощатым карнизом и со
светелкой на чердаке. На западе, востоке и юге от него идут зоны с
угро-финским, словенским и половецким типами. Если учесть, что зона с
половецкими (кыпчакскими) типами домов к России была присоединена только
в XVI-XVII веках, то становится понятным происхождение символа власти в
древнерусском государстве в виде трезубца. Сейчас этот символ власти у
древней Руси позаимствовала Украина.
Русский тип домов Русский дом на севере Архангельской области. Типичная трехскатная крыша
со светелкой. Это - пятистенок, но переруб сделан не вдоль, а поперек.
Дом брошен, хозяева подались в город
Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома
Русский дом с трехскатной крышей и светелкой в средней части России. Этот дом не пятистенный, а четырехстенный
Русский дом с трехскатной крышей и светелкой в средней части России.
Смотрите, до какого состояния мы довели нашу Родину. Слава богу, начали
восстанавливать древние храмы. А ведь не только из религии состояла наша
культура. Стиль домов - это тоже часть русской культуры, и резные
наличники - также ее часть
Русские пятистенки с трехскатной крышей и светелками в северной части Архангельской области на берегу Белого моря
Вятская область. Пятистенок с трехскатной крышей и светелкой, обшитый тесом.
Архангельская область, село Холмогоры. Русский пятистенок с трехскатной крышей и светелкой, покрытый тесом
Село Петухово на реке Пинеге в Архангельской области. Эти дома говорят о
том, что здесь также была зона влияния варягов руси. До сих пор их
потомки хранят древний стиль домов этого легендарного этноса, сделавшего
разные племена одним - русским. Мы должны беречь этот стиль, сохранять
его как память о далеких предках, создавших не просто государство, а
этнос великороссов. Активное расселение русов на восток распространялось
в бассейн реки Цильмы до Печоры.
Дом Карамкуловых на Пинеге. Дом построен в типично русском стиле.
Село Черновцы на Сухоне. Заброшенный дом с четрехскатной крышей со
светелкой, построенный в русском стиле. Сколько их сегодня - брошенных
русских домов?..
Этих примеров, думаю, вполне достаточно для того, чтобы доказать, что
такой тип домов действительно существует и он широко распространен в
традиционно русских регионах. Для меня было несколько неожиданно то, что
этот тип дома преобладал до недавнего времени на побережье Белого моря.
Даже если признать, что я не прав, и данный стиль домов пришел на север
из центральных районов России, а не наоборот, то получится, что словене
с озера Ильмень к колонизации побережья Белого моря не имеют отношения.
В Новгородской области и по реке Волхову домов такого типа нет.
Странно, не правда ли? А какие дома исстари строили новгородские
словене? Ниже я привожу примеры таких домов.
Словенский тип домов Типичная древняя усадьба небогатого словена. Четырехстенный дом с
двухскатной крышей, небольшое крылечко, закрытый двор, отгороженный
глухим забором, баня и хлев для скота. Новгородская область
Типичный современный дом в Новгородской области. Двухскатная крыша, окна спереди и сбоку
Боровичи Новгородской области. Пятистенок с двухскатной крышей, обшитый
тесом. Обратите внимание на то, что стропила на этом доме поставлены не
по словенскому типу (на стену), а по-русскому - на специально выдвинутые
в обе стороны бревна верхнего венца, отчего крыша стала шире стен, она
не нависает на стены. Поэтому дом имеет подшитый карниз из досок
Дом словенского типа с двухскатной крышей. Такие дома распространены и в
южной части Карелии. Но здесь мы видим некоторое смещение стилей
словенского и угро-финского. Вверху на фронтоне дома виден переруб. Но в
остальном это типично словенский дом
Словенский стиль может быть изысканным, с навесом впереди дома, под
которым располагаются лавочки, где можно отдохнуть, подышать свежим
воздухом. Но крыша все равно двухскатная, и стропила крепятся к верхнему
венцу стены. Сбоку они не отодвинуты от стены и нависают над ней.
Плотники у меня на родине презрительно называли такой тип крепления
стропил "пригодным только для сараев"
На этом фото мы видим двухскатныю крышу, которая позволяет отнести этот
дом к словенскому типу. Дом с высокой подклетью, украшенный резьбой,
характерной для русских домов. Но стропила лежат на боковых стенах, как у
сарая. Этот дом был построен в Германии в начале XIX века для русских
воинов, которых российский царь посылал помогать Германии. Часть из них
осталась в Германии на совсем, правительство Германии в знак
благодарности за службу построило для них вот такие дома. Думаю, что
дома строили по эскизам этих солдат в словенском стиле
Это тоже дом из германской солдатской серии. Сегодня в Германии эти дома
- часть музея русского деревянного зодчества под открытым небом. Немцы
на нашем традиционном прикладном искусстве зарабатывают деньги. В каком
идеальном состоянии содержат они эти дома! А мы? Мы, что имеем, не
ценим. Все нос от своего воротим, все на заморское заглядываем,
евроремонты делаем. Когда же русоремонтом займемся и нашу Россию
отремонтируем?
Изба Утенкова в Новгородской области. Выполнена в типичном словенском
стиле. Двухскатная крыша конем, пятистенок с поперечным прерубом, резные
наличники, резьба не пропиленная, не сквозная
Деревня Частова Новгородской области. Новгородский дом зажиточного
хозяина, построенный в словенском стиле. Двускатная крыша, сильно
нависающая спереди, бревенчатый фронтон с балконом
Типичная изба словенского типа в окрестностях Новгорода на Ильмене. А
наличники-то бедноваты по сравнению с типичными избами русского типа...
Село Витославцы недалеко от Новгорода на Ильмене. Крыша дома построена
конем, стропила лежат на верхнем венце стены, балкончик перед фронтоном,
навес под окнами в передней части дома на резных столбах, - все это
характерно для богатых домов словенского типа. Еще одна характерная
черта домов этого типа - отсутствие продольного переруба, поэтому дома
узкие, по фасаду с 3-4 окнами
ело Частово недалеко от Новгорода на Ильмене. Еще один вариант богатого
дома словенского типа. Этот дом по некоторым особенностям приближается к
домам угро-финского типа (см. ниже)
Музей деревянного зодчества под
открытым небом в Суздале. Здесь почему-то представлен только один
словенский тип домов с двускатной крышей, нависающей над боковыми
стенами. Почему-то в музее отсутствуют дома русского типа. Странно это
По-моему, этих примеров домов словенского типа достаточно.
Заинтересовавшиеся этим вопросом могут найти еще массу доказательств
данной гипотезы. Суть гипотезы в том, что настоящие словенские дома
(избы) отличались от русских изб по целому ряду признаков. Наверное,
глупо говорить о том, какой тип лучше, какой хуже. Главное в том, что
они отличаются друг от друга. По-разному поставлены стропила, нет
переруба вдоль дома у пятистенков, дома, как правило, поуже - 3 или 4
окна по переду, наличники и накладки у домов словенского типа, как
правило, не пропиленные (не ажурные) и потому не похожие на кружева.
Конечно, встречаются дома смешанного типа постройки, несколько похожие
на дома русского типа постановкой стропил и наличием карнизов. Самое
главное то, что и русский, и словенский тип домов имеют свои ареалы.
Дома русского типа на территории Новгородской области и западе Тверской
области не встречаются или практически не встречаются. Я их там не
нашел.
Угро-финский тип домов Угро-финский тип домов - это, как правило, пятистенок с продольным
перерубом и значительно большим количеством окон, чем у домов
словенского типа. Фронтон у него бревенчатый, на чердаке есть помещение с
бревенчатыми стенами и большим окном, отчего дом как бы становится
двухэтажным. Стропила крепятся прямо на стену, и крыша нависает над
стенами, поэтому карниза у дома этого типа нет. Нередко дома такого типа
состоят из двух состыкованных срубов под одной крышей
Среднее течение Северной Двины выше устья Ваги. Так выглядит типичный
дом угро-финского типа, который почему-то этнографы упорно называют
северным русским. Но он более широко распрстранен в республике Коми, чем
в русских селах. У этого дома на чердаке есть полноценная теплая
комната с бревенчатыми стенами и двумя окнами
А этот дом находится в республике Коми в бассейне реки Вычегды. У него 7
окон по фасаду. Дом сделан из двух четырехстенных срубов, соединенных
друг с другом бревенчатой капитальной вставкой. Фронтон бревенчатый,
отчего чердак дома теплый. Мансардная комната есть, но она без окна.
Стропила положены на боковые стены и нависают над ними.
Дервня Кырканда на юго-востоке Архангельской
области. Обратите внимание на то, что дом состоит из бвух срубов,
поставленных вплотную друг к другу. Фронтон бревенчатый, на чердаке
устроена мансардная комната. Дом широкий, поэтому крыша довольно
уплощенная (не крутая). Резные наличники отсутствуют. Стропила
установлены на боковые стены.
Так выглядит деревня из домов угро-финского типа на юго-востоке
Архангельской области на границе с республикой Коми. Все дома здесь
одного типа
Ижемский район республики Коми. Даже новые дома, построенные в конце XX
века, несут на себе отпечаток традиционного угро-финского стиля. Так
велика сила традиции!
Дом угро-финского типа на востоке Вологодской области. Из мансардной
комнаты в этом доме можно выйти на балкончик. Напуск крыши спереди
такой, что на балконе можно находиться и в дождь. Дом высокий,
практически трехэтажный. А в задней части дома - еще такие же три избы, а
между ними огромная поветь. И это все принадлежало одной семье.
Наверное, поэтому в семьях было много детей. Шикарно жили угро-фины в
прошлом
Деревня Кинерма в Карелии. Дом поменьше, чем дома в республике Коми, но
все равно угадывается угро-финский стиль. Нет резных наличников, поэтому
лик дома более суровый, чем у домов русского типа
Республика Коми. Дом пятистенок угро-финского типа с мансардой на
чердаке. Первый этаж высокий, на нем расположена нижняя изба - подклеть
(слева) и теплый хлев для скота (справа)
Республика Коми. Все говорит о том, что перед нами дом, построенный в
угро-финском стиле. Дом огромный, в нем помещаются все хозяйственные
помещения: две зимние жилые избы, две летние избы - горницы, кладовки,
мастерская, сени, хлев и т. п. Чтобы накормить скотину и птицу, утром не
надо даже выходить на улицу. Долгой холодной зимой это было очень важно.
На реке Пинеге (правый приток Северной Двины), наряду с домами русского
типа, встречаются и дома угро-финского типа. Два этноса давно уживаются
здесь вместе, но до сих пор сохраняют свои традиции при строительстве
домов. Обращаю внимание на отсутствие резных наличников. Имеется
красивый балкончик, комната - светелка на чердаке. К сожалению, такой
хороший дом брошен хозяевами, которые потянулись к городской лежебочной
жизни
Дома угро-финского типа встречаются и на северо-востоке Костромской
области. Этот стиль здесь, вероятно, сохраняется с тех времен, когда
угро-финское племя кострома еще не обрусело. Окна у этого дома с другой
стороны, а мы видим заднюю и боковую стены. По настилу в дом на поветь
можно было заехать на лошади с телегой. Удобно, не правда ли?
Дом угро-финского типа в среднем течении реки Северная Двина. Тоже
брошенный, в городах людям негде жить, а тут пропадают такие дома.
Что-то совсем неладное творится в нашей России
Типичные угро-финские дома в бассейне реги Пинеги. Они несколько отличаются друг от друга, но единый стиль легко угадывается
Наверное, достаточно примеров домов угро-финского типа.
Разумеется, в настоящее время традиции строительства домов во многом
утрачены, и в современных деревнях и поселках строят дома, отличающиеся
от древних традиционных типов. Всюду в окрестностях наших городов
сегодня мы видим нелепую коттеджную застройку, свидетельствующую о
полной утрате наших национальных и этнических традиций. Как можно понять
из этих фотографий, заимствованных мной на многих десятках сайтов, наши
предки жили не стесненно, в экологически чистых просторных, красивых и
удобных домах. Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными
и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих
заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему
новый дом. Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не
было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.
Половецкий (кыпчакский) тип домов Дом, в котором родился Сергей Есенин в Рязанской области. Крыша дома
четырехскатная, крытая соломой, стропила укреплены непосредственно на
стенах, и крыша нависает над ними. Карниза у дома нет
Дом на Украине с аистом на крыше, он построен в типично половецком
стиле. Дом принадлежит явно состоятельному крестьянину. Дом крыт соломой
Традиционная украинская хата, крытая соломой с четырехскатной крышей
Еще одна украинская хата в Харьковской области
Дом в республике Башкортостан с четырехскатной крышей. Сруб пятистенный, бревенчатый, но тип крыши половецкий (кыпчакский)
Этот дом в Калужской области тоже построен в традиционном для этих мест стиле. Кровля не соломенная
Такие дома строят в городе Одоеве на юге России. Типичные кыпчакские
дома. Некоторые из них четырехстенные, а некоторые пятистенные, но у
всех крыши четырехскатные. Обратите внимание на глухие заборы вокруг
домов
Республика Мэри-Эл. Дома деревянные, но крыши у них четырехскатные. Сказывается кыпчакское (половецкое) влияние
Дом с четырехскатной крышей в Орловской области
Так выглядела орловская деревня в XIX веке. Четырехскатные крыши, крытые соломой были бревенчатыми или саманными
Дом с четырехскатной крышей в селе Всехсвятское на севере Ярославской
области. Этот огромный шестистенный дом принадлежал семье священников с
фамилией Донские (их родовой дом). Странная смесь русского стиля с
кыпчакским. Крыша установлена на выставленных за стены стропилах, как у
домов русского типа, имеется карниз и светелка
Бревенчатый дом в Тульской области с четырехскатной крышей, покрытой железом. Дом обнесен глухим забором
Большой двухэтажный деревянный дом в селе Семеновское на севере
Ярославской области под четырехскатной крышей. Прослеживается некоторое
влияние тюркской (кыпчакской) традиции. Кстати, это тоже родовой дом
священников семеновской церкви. А христианство, как известно, в наши
края пришло с юга, из Кыева, а фамилия у священников была Донские
Город Тула. Большой двухэтажный дом с четырехскатной крышей, напоминающий дома кыпчакского (половецкого) типа
Станица Глубоковская на Дону. Казачий дом с четырехскатной крышей
Город Серафимович на Дону. Обратите внимание на то, как много
четырехскатных крыш. Как видим, традиции сохраняются даже в
урбанизированной среде
Лучновский на Хопре. Население
южной части России влилось в русский суперэтнос в XVII-XVIII веках,
родным языком стал русский, а вот устройство дома, стиль крыши,
прикладное искусство почти не изменились, так и остались кыпчакскими
(половецкими). А мы все думаем, куда половцы подевались?
Старый казачий дом на Дону. Сколь сильно это строение отличается от домов в русском стиле...
Надеюсь, что этих примеров домов, построенных в половецком
(кыпчакском) стиле вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой
стиль действительно существует и имеет определенный ареал
распространения, включающий не только юг России, но и значительную часть
Украины. Думаю, что каждый тип дома приспособлен к определенным
климатическим условиям. На севере много лесов, там холодно, вот и строят
жители огромные дома в русском или угро-финском стиле, в которых и люди
живут, и скот, и скарб хранится. Леса хватает и для стен, и для дров. В
степи же леса нет, в лесостепи его мало, поэтому жителям и приходится
дома делать глинобитные, маленькие. Большой дом здесь и не нужен. Скот
можно держать в загоне летом и зимой, инвентарь можно хранить и на улице
под навесом. Человек в степной зоне больше времени проводит на улице
под открытым небом, чем в хате. Так-то оно так, но вот и в пойме Дона, и
особенно Хопра есть лес, из которого можно было бы построить хату и
покрепче и побольше, и крышу сделать конем, и на чердаке светелку
устроить. Так нет же, крышу делают в традиционном стиле -
четырехскатную, так глазу привычнее. Почему? А такая крыша устойчивее к
ветрам, а ветра в степи гораздо сильнее бывают. Крышу конем здесь
запросто сдует при очередном буране. К тому же четырехскатную крышу
соломой крыть сподручнее, а солома на юге России и на Украине - это
традиционный и недорогой кровельный материал. Правда, соломой свои дома
крыли бедняки и в средней полосе России, даже на севере Ярославской
области на моей родине. В детстве я еще видел в Всехсвятском старые
дома, крытые соломой. Но те, кто побогаче, дома крыли дранкой или
тесом, а самые богатые - кровельным железом. Мне самому довелось под
руководством отца крыть наш новый дом и дом старенькой соседки дранкой.
Сегодня в деревнях эту технологию уже не используют, все перешли на
шифер, ондулин, металлочерепицу и прочие новые технологии.
Источник
А. В. Галанин 2009
потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом
теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном, ну и потому, что на
Руси леса хватало. Все дело в теплопроводности дерева и камня. Дерево с
одного конца может гореть (температура этого участка будет около +300
градусов по Цельсию), а за другой конец полена вы можете свободно
держаться рукой. С камнем такое невозможно: если камень с одного конца
нагреть до +200 градусов, то к другому концу вы не сможете притронуться.
Кирпич по степени теплопроводности тоже недалеко ушел от камня. Если бы
наши предки жили в каменных замках, как англы и саксы, то нас с вами не
было бы на свете, так как предки в нашем климате просто погибли бы -
простудились и вымерли. Следовательно, деревянный дом - это условие
жизни на Русском Севере. Можно, конечно, на севере жить в яранге из шкур
или в чуме, но тогда ты не будешь русским, это будет совсем другая
культура. Чтобы жить в яранге, необходимо, чтобы стадо оленей (источник
шкур) было очень большое - не менее 30 оленей на одного человека.
Итак, Русь - это деревянные дома, деревянное зодчество,
деревянная культура. Неслучайно и свою денежную единицу рубль мы
называем деревянным. Из дерева на Руси делали дома и корабли, телеги,
сохи, бороны, кадки, чашки, ложки, игрушки,... божьи храмы тоже строили
из дерева. Неслучайно самыми почетными профессиями на Руси считались
плотницкое и кузнечное дело, и только на третьем месте стояло ремесло
горшечников - гончарное.
В разных частях нашей необьятной родины сложились разные
стили деревянного строительства. В прежних своих статьях я показал, что
великорусский этнос сложился в XIV-XVII веках из нескольких
"родительских" этносов - варягов руси, словен, кривичей, угрофинов
(меря, весь, кострома и др.). У каждого из этих этносов наверняка была
своя манера строить дома, своя традиция. Народные традиции очень
устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями.
Традиции - это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один
этнос. В ряде случаев традиции обусловлены особенностями климата и
рельефа страны проживания, а в ряде случаев они просто проявление моды,
привычки, и непосредственно с условиями жизни не связаны. Традиция
плести вологодские кружева, например, не связана с климатом вологодского
края. Кружева могли бы плести и в Орловской области*, но не плетут же.
Еще в ХХIII веке помещица
Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она
пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек.
Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство
творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны,
что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное
кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200
мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и
Турцию.
В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для
жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и
больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году
она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Девочек
учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как
количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для
наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном
пансионе.
Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно
было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного
диплома.
И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети
три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево,
делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно
увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье
"Мценские узоры".
Отличительной особенностью мценского кружева является активное
использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве
чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским
кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти
не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается
более воздушным."
А вот валенки катать и носить, конечно, лучше на Севере
(как-то жителя Крыма в валенках я себе не представляю). Когда какой-то
этнос вынужден менять место своего проживания в результате нашествия
более сильных противников или когда эти условия изменяются в связи с
изменением климата, происходит изменение традиций. В стабильном же
состоянии традиции сохраняются тысячелетиями.
Мои предки по линии матери были плотниками и кузнецами, по
линии отца - плотниками и каменшиками. Так что предмет, о котором будет
идти речь ниже, мне в известной степени знаком по наследству. В детстве и
юности я помогал отцу строить наш новый дом в селе Всехсвятское
Ярославской области, а брат мой сегодня плотницким ремеслом занимается
вполне профессионально: он создал небольшую строительную фирму в
Всехсвятском. Такая фирма когда-то была и у нашего прадеда, только
называлась она тогда плотницкой артелью. Это я говорю к тому, что
традиции очень живучи: кроме генов есть еще какие-то носители
информации, которые передают информацию из поколения в поколение, даже
иногда через 2-3 поколения, как в случае моего брата.
Еще в детстве я обратил внимание на то, что крыши у домов в
нашем селе и соседних деревнях бывают двух типов: двускатные (конем) и
трехскатные. Двускатные бывают с залобком (фронтоном) бревенчатым или с
дощатым, трехскатные - со светелкой или без нее. Во фронтоне с задней
стороны дома всегда делали два круглых отверстия диаметром 10-15 см для
того, чтобы на чердак могли проникать голуби. Кроме различия в типе
крыш, существовали различия в конструкции: дома были или небольшими
четырехстенными, или большими пятистенными. Третий важный параметр, по
которому различались дома в моем селе, - это этажность. Некоторые
пятистенки были двухэтажными. Как рассказывала мне в начале 50-х бабушка
Анна, тех, кто имел двухэтажные пятистенки, в 30-е годы прошлого века
раскулачили и сослали в Сибирь, а их дома конфисковали и разместили в
них конторы ("офисы" по-теперешнему). Хозяев одноэтажных пятистенков
тоже расулачивали, но не всех, а только более богатых и, естественно,
трудолюбивых и умных. Тех, кто жил в четырехстенках, не раскулачивали. К
счастью, мои дед и бабка жили в четырехстенке, который дед построил в
20-е годы. В этом четырехстенке в 1947 г. я и родился, роды у мамы
принимала моя бабка. Никакого роддома тогда в нашей местности просто не
было, даже в райцентре.
Но вернемся к типам домов и крыш. В своей жизни мне
довелось исколесить Россию вдоль и поперек. Наблюдая типы и стили домов,
я заметил, что каждый тип и стиль имеет свою географию, свою область
распространения. Об этом и в этнографической литературе написано: в
Архангельской и Вологодской области дома большие пятистенные, высокие с
двухскатными крышами, южнее дома поменьше, а совсем на юге глинобитные и
саманные хаты с четырехскатными крышами. Но от этой информации сколь
либо четкой картины распределения типов домов не складывалось. Но,
занимаясь историей возникновения русского этноса, я заметил, что типы
домов на Руси несут информацию о тех этносах, из которых сложилась
русская нация. Напряг свою память и вспомнил какие дома и где я видел,
обратился к услугам интернета и просмотрел сотни сайтов, выискивая в них
фотографии старых (традиционных) сельских домов, в том числе и портал
Google, в котором сейчас появилось много фотографий, прикрепленных к
космоснимкам. Всем авторам фотографий я выражаю свою признательность.
И вот что я обнаружил...
Можно говорить о традиционном русском типе дома,
который, по всей вероятности, связан с этносом варягов руси. Этот тип
распространен в виде широкой полосы от побережья Белого Моря вдоль рек
Онеги, Ваги, Северной Двины, Сухоны, Согожи, Костромы, Волги от Углича
до Нижнего Новгорода. На юг этот тип достигает широты Москвы и Нижнего
Новгорода.
Второй, назовем его уро-финским типом,
распространен в республике Коми (бассейн реки Вычегды), отчасти в
Архангельской и Вологодской областях, а также в Карелии. В
этнографической литературе этот тип домов называют северорусским.
Третий я условно называю словенским типом.
Это дома с двускатной крышей, четырехстенные или пятистенные, но если
пятистенные, то переруб (пятая стена) расположена не вдоль дома, а
поперек, и по фасаду дома переруба не видно. Этот тип домов
распространен в Новгородской, Псковской и западной части Тверской
областей, а также в Смоленской области, на юге Карелии и в узкой полосе
немного южнее Москвы.
Четвертый тип домов по характеру крыши я называю половецким или кыпчакским типом.
Это чаще всего глинобитные, саманные, а в северной части деревянные
четырехстенные дома с четырехскатной крышей. В этом типе можно различить
два подтипа: 1 - четырехскатная крыша без конька и 2 - четырехскатная
крыша с коньком. Дома второго подтипа больше по площади, в них,
вероятно, жили более богатые люди.
Внизу на картосхеме я постарался выделить зоны с
распространением домов разного типа. Получилась очень интересная схема.
На ней мы видим, что центральным русским типом сельского дома в России
является пятистенок с трехскатной крышей, с дощатым карнизом и со
светелкой на чердаке. На западе, востоке и юге от него идут зоны с
угро-финским, словенским и половецким типами. Если учесть, что зона с
половецкими (кыпчакскими) типами домов к России была присоединена только
в XVI-XVII веках, то становится понятным происхождение символа власти в
древнерусском государстве в виде трезубца. Сейчас этот символ власти у
древней Руси позаимствовала Украина.
Русский тип домов Русский дом на севере Архангельской области. Типичная трехскатная крыша
со светелкой. Это - пятистенок, но переруб сделан не вдоль, а поперек.
Дом брошен, хозяева подались в город
Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома
Русский дом с трехскатной крышей и светелкой в средней части России. Этот дом не пятистенный, а четырехстенный
Русский дом с трехскатной крышей и светелкой в средней части России.
Смотрите, до какого состояния мы довели нашу Родину. Слава богу, начали
восстанавливать древние храмы. А ведь не только из религии состояла наша
культура. Стиль домов - это тоже часть русской культуры, и резные
наличники - также ее часть
Русские пятистенки с трехскатной крышей и светелками в северной части Архангельской области на берегу Белого моря
Вятская область. Пятистенок с трехскатной крышей и светелкой, обшитый тесом.
Архангельская область, село Холмогоры. Русский пятистенок с трехскатной крышей и светелкой, покрытый тесом
Село Петухово на реке Пинеге в Архангельской области. Эти дома говорят о
том, что здесь также была зона влияния варягов руси. До сих пор их
потомки хранят древний стиль домов этого легендарного этноса, сделавшего
разные племена одним - русским. Мы должны беречь этот стиль, сохранять
его как память о далеких предках, создавших не просто государство, а
этнос великороссов. Активное расселение русов на восток распространялось
в бассейн реки Цильмы до Печоры.
Дом Карамкуловых на Пинеге. Дом построен в типично русском стиле.
Село Черновцы на Сухоне. Заброшенный дом с четрехскатной крышей со
светелкой, построенный в русском стиле. Сколько их сегодня - брошенных
русских домов?..
Этих примеров, думаю, вполне достаточно для того, чтобы доказать, что
такой тип домов действительно существует и он широко распространен в
традиционно русских регионах. Для меня было несколько неожиданно то, что
этот тип дома преобладал до недавнего времени на побережье Белого моря.
Даже если признать, что я не прав, и данный стиль домов пришел на север
из центральных районов России, а не наоборот, то получится, что словене
с озера Ильмень к колонизации побережья Белого моря не имеют отношения.
В Новгородской области и по реке Волхову домов такого типа нет.
Странно, не правда ли? А какие дома исстари строили новгородские
словене? Ниже я привожу примеры таких домов.
Словенский тип домов Типичная древняя усадьба небогатого словена. Четырехстенный дом с
двухскатной крышей, небольшое крылечко, закрытый двор, отгороженный
глухим забором, баня и хлев для скота. Новгородская область
Типичный современный дом в Новгородской области. Двухскатная крыша, окна спереди и сбоку
Боровичи Новгородской области. Пятистенок с двухскатной крышей, обшитый
тесом. Обратите внимание на то, что стропила на этом доме поставлены не
по словенскому типу (на стену), а по-русскому - на специально выдвинутые
в обе стороны бревна верхнего венца, отчего крыша стала шире стен, она
не нависает на стены. Поэтому дом имеет подшитый карниз из досок
Дом словенского типа с двухскатной крышей. Такие дома распространены и в
южной части Карелии. Но здесь мы видим некоторое смещение стилей
словенского и угро-финского. Вверху на фронтоне дома виден переруб. Но в
остальном это типично словенский дом
Словенский стиль может быть изысканным, с навесом впереди дома, под
которым располагаются лавочки, где можно отдохнуть, подышать свежим
воздухом. Но крыша все равно двухскатная, и стропила крепятся к верхнему
венцу стены. Сбоку они не отодвинуты от стены и нависают над ней.
Плотники у меня на родине презрительно называли такой тип крепления
стропил "пригодным только для сараев"
На этом фото мы видим двухскатныю крышу, которая позволяет отнести этот
дом к словенскому типу. Дом с высокой подклетью, украшенный резьбой,
характерной для русских домов. Но стропила лежат на боковых стенах, как у
сарая. Этот дом был построен в Германии в начале XIX века для русских
воинов, которых российский царь посылал помогать Германии. Часть из них
осталась в Германии на совсем, правительство Германии в знак
благодарности за службу построило для них вот такие дома. Думаю, что
дома строили по эскизам этих солдат в словенском стиле
Это тоже дом из германской солдатской серии. Сегодня в Германии эти дома
- часть музея русского деревянного зодчества под открытым небом. Немцы
на нашем традиционном прикладном искусстве зарабатывают деньги. В каком
идеальном состоянии содержат они эти дома! А мы? Мы, что имеем, не
ценим. Все нос от своего воротим, все на заморское заглядываем,
евроремонты делаем. Когда же русоремонтом займемся и нашу Россию
отремонтируем?
Изба Утенкова в Новгородской области. Выполнена в типичном словенском
стиле. Двухскатная крыша конем, пятистенок с поперечным прерубом, резные
наличники, резьба не пропиленная, не сквозная
Деревня Частова Новгородской области. Новгородский дом зажиточного
хозяина, построенный в словенском стиле. Двускатная крыша, сильно
нависающая спереди, бревенчатый фронтон с балконом
Типичная изба словенского типа в окрестностях Новгорода на Ильмене. А
наличники-то бедноваты по сравнению с типичными избами русского типа...
Село Витославцы недалеко от Новгорода на Ильмене. Крыша дома построена
конем, стропила лежат на верхнем венце стены, балкончик перед фронтоном,
навес под окнами в передней части дома на резных столбах, - все это
характерно для богатых домов словенского типа. Еще одна характерная
черта домов этого типа - отсутствие продольного переруба, поэтому дома
узкие, по фасаду с 3-4 окнами
ело Частово недалеко от Новгорода на Ильмене. Еще один вариант богатого
дома словенского типа. Этот дом по некоторым особенностям приближается к
домам угро-финского типа (см. ниже)
Музей деревянного зодчества под
открытым небом в Суздале. Здесь почему-то представлен только один
словенский тип домов с двускатной крышей, нависающей над боковыми
стенами. Почему-то в музее отсутствуют дома русского типа. Странно это
По-моему, этих примеров домов словенского типа достаточно.
Заинтересовавшиеся этим вопросом могут найти еще массу доказательств
данной гипотезы. Суть гипотезы в том, что настоящие словенские дома
(избы) отличались от русских изб по целому ряду признаков. Наверное,
глупо говорить о том, какой тип лучше, какой хуже. Главное в том, что
они отличаются друг от друга. По-разному поставлены стропила, нет
переруба вдоль дома у пятистенков, дома, как правило, поуже - 3 или 4
окна по переду, наличники и накладки у домов словенского типа, как
правило, не пропиленные (не ажурные) и потому не похожие на кружева.
Конечно, встречаются дома смешанного типа постройки, несколько похожие
на дома русского типа постановкой стропил и наличием карнизов. Самое
главное то, что и русский, и словенский тип домов имеют свои ареалы.
Дома русского типа на территории Новгородской области и западе Тверской
области не встречаются или практически не встречаются. Я их там не
нашел.
Угро-финский тип домов Угро-финский тип домов - это, как правило, пятистенок с продольным
перерубом и значительно большим количеством окон, чем у домов
словенского типа. Фронтон у него бревенчатый, на чердаке есть помещение с
бревенчатыми стенами и большим окном, отчего дом как бы становится
двухэтажным. Стропила крепятся прямо на стену, и крыша нависает над
стенами, поэтому карниза у дома этого типа нет. Нередко дома такого типа
состоят из двух состыкованных срубов под одной крышей
Среднее течение Северной Двины выше устья Ваги. Так выглядит типичный
дом угро-финского типа, который почему-то этнографы упорно называют
северным русским. Но он более широко распрстранен в республике Коми, чем
в русских селах. У этого дома на чердаке есть полноценная теплая
комната с бревенчатыми стенами и двумя окнами
А этот дом находится в республике Коми в бассейне реки Вычегды. У него 7
окон по фасаду. Дом сделан из двух четырехстенных срубов, соединенных
друг с другом бревенчатой капитальной вставкой. Фронтон бревенчатый,
отчего чердак дома теплый. Мансардная комната есть, но она без окна.
Стропила положены на боковые стены и нависают над ними.
Дервня Кырканда на юго-востоке Архангельской
области. Обратите внимание на то, что дом состоит из бвух срубов,
поставленных вплотную друг к другу. Фронтон бревенчатый, на чердаке
устроена мансардная комната. Дом широкий, поэтому крыша довольно
уплощенная (не крутая). Резные наличники отсутствуют. Стропила
установлены на боковые стены.
Так выглядит деревня из домов угро-финского типа на юго-востоке
Архангельской области на границе с республикой Коми. Все дома здесь
одного типа
Ижемский район республики Коми. Даже новые дома, построенные в конце XX
века, несут на себе отпечаток традиционного угро-финского стиля. Так
велика сила традиции!
Дом угро-финского типа на востоке Вологодской области. Из мансардной
комнаты в этом доме можно выйти на балкончик. Напуск крыши спереди
такой, что на балконе можно находиться и в дождь. Дом высокий,
практически трехэтажный. А в задней части дома - еще такие же три избы, а
между ними огромная поветь. И это все принадлежало одной семье.
Наверное, поэтому в семьях было много детей. Шикарно жили угро-фины в
прошлом
Деревня Кинерма в Карелии. Дом поменьше, чем дома в республике Коми, но
все равно угадывается угро-финский стиль. Нет резных наличников, поэтому
лик дома более суровый, чем у домов русского типа
Республика Коми. Дом пятистенок угро-финского типа с мансардой на
чердаке. Первый этаж высокий, на нем расположена нижняя изба - подклеть
(слева) и теплый хлев для скота (справа)
Республика Коми. Все говорит о том, что перед нами дом, построенный в
угро-финском стиле. Дом огромный, в нем помещаются все хозяйственные
помещения: две зимние жилые избы, две летние избы - горницы, кладовки,
мастерская, сени, хлев и т. п. Чтобы накормить скотину и птицу, утром не
надо даже выходить на улицу. Долгой холодной зимой это было очень важно.
На реке Пинеге (правый приток Северной Двины), наряду с домами русского
типа, встречаются и дома угро-финского типа. Два этноса давно уживаются
здесь вместе, но до сих пор сохраняют свои традиции при строительстве
домов. Обращаю внимание на отсутствие резных наличников. Имеется
красивый балкончик, комната - светелка на чердаке. К сожалению, такой
хороший дом брошен хозяевами, которые потянулись к городской лежебочной
жизни
Дома угро-финского типа встречаются и на северо-востоке Костромской
области. Этот стиль здесь, вероятно, сохраняется с тех времен, когда
угро-финское племя кострома еще не обрусело. Окна у этого дома с другой
стороны, а мы видим заднюю и боковую стены. По настилу в дом на поветь
можно было заехать на лошади с телегой. Удобно, не правда ли?
Дом угро-финского типа в среднем течении реки Северная Двина. Тоже
брошенный, в городах людям негде жить, а тут пропадают такие дома.
Что-то совсем неладное творится в нашей России
Типичные угро-финские дома в бассейне реги Пинеги. Они несколько отличаются друг от друга, но единый стиль легко угадывается
Наверное, достаточно примеров домов угро-финского типа.
Разумеется, в настоящее время традиции строительства домов во многом
утрачены, и в современных деревнях и поселках строят дома, отличающиеся
от древних традиционных типов. Всюду в окрестностях наших городов
сегодня мы видим нелепую коттеджную застройку, свидетельствующую о
полной утрате наших национальных и этнических традиций. Как можно понять
из этих фотографий, заимствованных мной на многих десятках сайтов, наши
предки жили не стесненно, в экологически чистых просторных, красивых и
удобных домах. Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными
и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих
заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему
новый дом. Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не
было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.
Половецкий (кыпчакский) тип домов Дом, в котором родился Сергей Есенин в Рязанской области. Крыша дома
четырехскатная, крытая соломой, стропила укреплены непосредственно на
стенах, и крыша нависает над ними. Карниза у дома нет
Дом на Украине с аистом на крыше, он построен в типично половецком
стиле. Дом принадлежит явно состоятельному крестьянину. Дом крыт соломой
Традиционная украинская хата, крытая соломой с четырехскатной крышей
Еще одна украинская хата в Харьковской области
Дом в республике Башкортостан с четырехскатной крышей. Сруб пятистенный, бревенчатый, но тип крыши половецкий (кыпчакский)
Этот дом в Калужской области тоже построен в традиционном для этих мест стиле. Кровля не соломенная
Такие дома строят в городе Одоеве на юге России. Типичные кыпчакские
дома. Некоторые из них четырехстенные, а некоторые пятистенные, но у
всех крыши четырехскатные. Обратите внимание на глухие заборы вокруг
домов
Республика Мэри-Эл. Дома деревянные, но крыши у них четырехскатные. Сказывается кыпчакское (половецкое) влияние
Дом с четырехскатной крышей в Орловской области
Так выглядела орловская деревня в XIX веке. Четырехскатные крыши, крытые соломой были бревенчатыми или саманными
Дом с четырехскатной крышей в селе Всехсвятское на севере Ярославской
области. Этот огромный шестистенный дом принадлежал семье священников с
фамилией Донские (их родовой дом). Странная смесь русского стиля с
кыпчакским. Крыша установлена на выставленных за стены стропилах, как у
домов русского типа, имеется карниз и светелка
Бревенчатый дом в Тульской области с четырехскатной крышей, покрытой железом. Дом обнесен глухим забором
Большой двухэтажный деревянный дом в селе Семеновское на севере
Ярославской области под четырехскатной крышей. Прослеживается некоторое
влияние тюркской (кыпчакской) традиции. Кстати, это тоже родовой дом
священников семеновской церкви. А христианство, как известно, в наши
края пришло с юга, из Кыева, а фамилия у священников была Донские
Город Тула. Большой двухэтажный дом с четырехскатной крышей, напоминающий дома кыпчакского (половецкого) типа
Станица Глубоковская на Дону. Казачий дом с четырехскатной крышей
Город Серафимович на Дону. Обратите внимание на то, как много
четырехскатных крыш. Как видим, традиции сохраняются даже в
урбанизированной среде
Лучновский на Хопре. Население
южной части России влилось в русский суперэтнос в XVII-XVIII веках,
родным языком стал русский, а вот устройство дома, стиль крыши,
прикладное искусство почти не изменились, так и остались кыпчакскими
(половецкими). А мы все думаем, куда половцы подевались?
Старый казачий дом на Дону. Сколь сильно это строение отличается от домов в русском стиле...
Надеюсь, что этих примеров домов, построенных в половецком
(кыпчакском) стиле вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой
стиль действительно существует и имеет определенный ареал
распространения, включающий не только юг России, но и значительную часть
Украины. Думаю, что каждый тип дома приспособлен к определенным
климатическим условиям. На севере много лесов, там холодно, вот и строят
жители огромные дома в русском или угро-финском стиле, в которых и люди
живут, и скот, и скарб хранится. Леса хватает и для стен, и для дров. В
степи же леса нет, в лесостепи его мало, поэтому жителям и приходится
дома делать глинобитные, маленькие. Большой дом здесь и не нужен. Скот
можно держать в загоне летом и зимой, инвентарь можно хранить и на улице
под навесом. Человек в степной зоне больше времени проводит на улице
под открытым небом, чем в хате. Так-то оно так, но вот и в пойме Дона, и
особенно Хопра есть лес, из которого можно было бы построить хату и
покрепче и побольше, и крышу сделать конем, и на чердаке светелку
устроить. Так нет же, крышу делают в традиционном стиле -
четырехскатную, так глазу привычнее. Почему? А такая крыша устойчивее к
ветрам, а ветра в степи гораздо сильнее бывают. Крышу конем здесь
запросто сдует при очередном буране. К тому же четырехскатную крышу
соломой крыть сподручнее, а солома на юге России и на Украине - это
традиционный и недорогой кровельный материал. Правда, соломой свои дома
крыли бедняки и в средней полосе России, даже на севере Ярославской
области на моей родине. В детстве я еще видел в Всехсвятском старые
дома, крытые соломой. Но те, кто побогаче, дома крыли дранкой или
тесом, а самые богатые - кровельным железом. Мне самому довелось под
руководством отца крыть наш новый дом и дом старенькой соседки дранкой.
Сегодня в деревнях эту технологию уже не используют, все перешли на
шифер, ондулин, металлочерепицу и прочие новые технологии.
Источник
А. В. Галанин 2009