О Крейцеровой сонате
Первоначально соната была посвящена скрипачу Джорджу Бриджтауэру, который и стал её первым исполнителем 24 мая 1803 г. в Вене. Бетховен закончил произведение накануне, ноты ещё не успели полностью переписать, так что сам Бетховен исполнял фортепианную партию частично по своим черновикам, а часть произведения была переписана в одном экземпляре, и скрипачу приходилось заглядывать в ноты через плечо пианиста.
Финал сонаты, впрочем, был написан раньше и предназначался для Cонаты для скрипки и фортепиано 3 соль мажор, op. 30.
Полный текст посвящения носил шуточный характер: "Мулатская соната, сочинённая для мулата Бришдауэра, большого шута и мулатского композитора" (итал. Sonata mulattica composta per il Mulatto Brischdauer gran Pazzo e compositore mulattico) - это посвящение сохранилось на черновом автографе в архиве композитора.
Существуют различные версии относительно того, почему в печать соната попала с посвящением уже не Бриджтауэру, а Родольфу Крейцеру, считавшемуся первым солистом того времени.
Широко распространена история о том, что вечером после премьеры Бетховен и Бриджтауэр поссорились из-за женщины (иногда утверждается, что Бриджтауэр нанёс какой-то знакомой даме Бетховена оскорбление) , и Бетховен снял посвящение, перепосвятив сонату французскому скрипачу.
Эту версию иногда возводят к книге "Жизнь Бетховена" Александра Уилока Тейера, хотя впервые она, по-видимому, появилась в мемуарной статье скрипача Трилуэлла в английском журнале "Musical World" (декабрь 1858).
По мнению Николая Слонимского, это объяснение является абсурдной поздней выдумкой Бриджтауэра, и Бетховен изменил посвящение просто потому, что имя Крейцера обладало большей привлекательностью для публики. Парадоксальным образом Крейцер никогда не играл эту сонату - более того, считается, что он счёл её неудобной для исполнения.
Было изменено: 16:35 13/01/2016.
Было изменено: 16:36 13/01/2016.
Финал сонаты, впрочем, был написан раньше и предназначался для Cонаты для скрипки и фортепиано 3 соль мажор, op. 30.
Полный текст посвящения носил шуточный характер: "Мулатская соната, сочинённая для мулата Бришдауэра, большого шута и мулатского композитора" (итал. Sonata mulattica composta per il Mulatto Brischdauer gran Pazzo e compositore mulattico) - это посвящение сохранилось на черновом автографе в архиве композитора.
Существуют различные версии относительно того, почему в печать соната попала с посвящением уже не Бриджтауэру, а Родольфу Крейцеру, считавшемуся первым солистом того времени.
Широко распространена история о том, что вечером после премьеры Бетховен и Бриджтауэр поссорились из-за женщины (иногда утверждается, что Бриджтауэр нанёс какой-то знакомой даме Бетховена оскорбление) , и Бетховен снял посвящение, перепосвятив сонату французскому скрипачу.
Эту версию иногда возводят к книге "Жизнь Бетховена" Александра Уилока Тейера, хотя впервые она, по-видимому, появилась в мемуарной статье скрипача Трилуэлла в английском журнале "Musical World" (декабрь 1858).
По мнению Николая Слонимского, это объяснение является абсурдной поздней выдумкой Бриджтауэра, и Бетховен изменил посвящение просто потому, что имя Крейцера обладало большей привлекательностью для публики. Парадоксальным образом Крейцер никогда не играл эту сонату - более того, считается, что он счёл её неудобной для исполнения.
Было изменено: 16:35 13/01/2016.
Было изменено: 16:36 13/01/2016.