Аж скулы сводит, пора провести водораздел.
Квасной патриотизм
короткое, бьющее точно в цель ироничное определение для
псевдопатриотов. Появлению этого меткого выражения мы обязаны другу
А. С. Пушкина поэту Петру Андреевичу Вяземскому, который писал:
Многие признают за
патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго (французский
государственный деятель XVIII века) называл это лакейским
патриотизмом... У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом.
Да, действительно,
квас на Руси является национальным напитком и стоит в одном
ряду с такими символами России, как валенки, водка, матрешка, рубль,
кремль... Квас был широко распространен среди основной массы
российского народа крестьян, мещан, купцов и даже помещиков.
В первой главе "Евгения
Онегина" читаем описание быта семьи Лариных:
В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно, на пучек зари,
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам.
Так, казалось бы,
ничего зазорного в подобном сравнении быть не должно квас
прекрасный напиток, вреда от него никакого, сплошное удовольствие,
всему народу нравится... Откуда же тогда нотка пренебрежения в
выражении "квасной патриотизм"?
Дело, конечно, не в
самом квасе, а в том, что не гоже определять "самоопределение"
народа, государства и любовь к отечеству только по примитивному
правилу: да здравствует то, что нравится нам, мы, дескать, не такие,
как другие, поэтому мы лучше всех, и тому подобное.
Хорошо квасной
патриотизм трактует Википедия:
"Квасной патриотизм -
чрезмерная любовь ко всему своему, родному, хоть худому, и о
своеобразном понимании истинного патриотизма: упрямая, тупая
приверженность к мелочам национального быта".
У любой страны есть вещи,
которые являются ее символами в глазах как ее жителей и иностранцев.
Германия - пиво и сосиски. Англия - овсянка и пудинг. Франция
- вино и женщины. Испания - коррида. Турция - турецкие бани.
Финляндия - сауны. Россия - русская парная баня, которая существует
столько, сколько существует сама Россия. Русская баня, кстати,
гораздо древнее таких привнесенных символов России, как водка
(читайте В. Похлебкин История водки), гармошка - середина
позапрошлого века, матрешка (1890-е годы...) Поставить
поставить себе! Ссылки Запрещены!">рубленную баню мог
даже небогатый человек, и вообще, представить себе нашу страну без
бань просто невозможно!
Настоящий
патриотизм состоит не в том, чтобы хвалить свое и хулить чужое.
Настоящий патриот тот, кто любит свое отечество и старается
трудиться для его блага и процветания. При этом он может любить
квас, а может и не любить. Прекрасный напиток квас от этого
не пострадает!
Было изменено: 12:12 23/03/2016.
короткое, бьющее точно в цель ироничное определение для
псевдопатриотов. Появлению этого меткого выражения мы обязаны другу
А. С. Пушкина поэту Петру Андреевичу Вяземскому, который писал:
Многие признают за
патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго (французский
государственный деятель XVIII века) называл это лакейским
патриотизмом... У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом.
Да, действительно,
квас на Руси является национальным напитком и стоит в одном
ряду с такими символами России, как валенки, водка, матрешка, рубль,
кремль... Квас был широко распространен среди основной массы
российского народа крестьян, мещан, купцов и даже помещиков.
В первой главе "Евгения
Онегина" читаем описание быта семьи Лариных:
В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно, на пучек зари,
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам.
Так, казалось бы,
ничего зазорного в подобном сравнении быть не должно квас
прекрасный напиток, вреда от него никакого, сплошное удовольствие,
всему народу нравится... Откуда же тогда нотка пренебрежения в
выражении "квасной патриотизм"?
Дело, конечно, не в
самом квасе, а в том, что не гоже определять "самоопределение"
народа, государства и любовь к отечеству только по примитивному
правилу: да здравствует то, что нравится нам, мы, дескать, не такие,
как другие, поэтому мы лучше всех, и тому подобное.
Хорошо квасной
патриотизм трактует Википедия:
"Квасной патриотизм -
чрезмерная любовь ко всему своему, родному, хоть худому, и о
своеобразном понимании истинного патриотизма: упрямая, тупая
приверженность к мелочам национального быта".
У любой страны есть вещи,
которые являются ее символами в глазах как ее жителей и иностранцев.
Германия - пиво и сосиски. Англия - овсянка и пудинг. Франция
- вино и женщины. Испания - коррида. Турция - турецкие бани.
Финляндия - сауны. Россия - русская парная баня, которая существует
столько, сколько существует сама Россия. Русская баня, кстати,
гораздо древнее таких привнесенных символов России, как водка
(читайте В. Похлебкин История водки), гармошка - середина
позапрошлого века, матрешка (1890-е годы...) Поставить
поставить себе! Ссылки Запрещены!">рубленную баню мог
даже небогатый человек, и вообще, представить себе нашу страну без
бань просто невозможно!
Настоящий
патриотизм состоит не в том, чтобы хвалить свое и хулить чужое.
Настоящий патриот тот, кто любит свое отечество и старается
трудиться для его блага и процветания. При этом он может любить
квас, а может и не любить. Прекрасный напиток квас от этого
не пострадает!
Было изменено: 12:12 23/03/2016.