Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Иван Северьяныч  

Дата создания поста: 16 октября 2016, 13:21

Лилит - первая жена Адама.


Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из
различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги
Бытия. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и
подобию своему. Слово "человек" в древнееврейском оригинале написано как
"adam", которое произошло от слова "adamah" (пыль, прах). Слово "adam"
относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше:
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. I, 27). То есть уже на шестой
день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была
сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II,
22).

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в
качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо
быть человеку одному" (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в
этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Однако далее легенда уже не несет никаких существенных внутренних
разногласий. После того, как Адам и Лилит были сотворены, они начали
ссориться.


- Я не лягу внизу, - сказала она.


- Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. Потому что ты
подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.


- Мы оба равны, [потому что оба созданы из праха]. Я не стану покоряться тебе.

- Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты
ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь,
так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит
использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и
последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное
Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из
Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих
пор. Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за
достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а
Лилит стала называться Матерью Демонов, а, став женой Асмодея, Царя
Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит" речь пойдет
далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:


- О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.


Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко
покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов Сеноя, Сансеноя и
Семангелофа, чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.


- Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве
Адаму. А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало
сто ее детей.


Три ангела нашли Лилит в пещере, а по другой версии посередине моря на
высоких волнах, в которых суждено было погибнуть египтянам. Они
потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что
если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее
отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не
согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

- Оставьте меня! отвечала она. Разве вы не знаете, что меня создали
для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть
над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится
восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.


Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во
время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену
убитых ангелами.


После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их
сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям,
которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны
имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или
очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного
рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры". Талисманы вешались
на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза
на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!"
На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому
клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили
жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для
этого своей жертвой она избрала Еву новую жену первочеловека. С точки
зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла
Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали
Лилит и Самаэль. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен
Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало
материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены
последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась
Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля.
Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.


Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах,
соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать
"лил ин" или Шедим (или Сиддим), которые стали странствовать по миру в
качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и
страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от
подобной участи в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно,
что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе
от Иоанна" Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с
Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака" Ева родила Элоима и Иаве
Авеля и Каина соответственно.] Естественно, от рук Лилит стали страдать
не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и
высасывает мозг из костей.

На этом практически заканчивается легенда о Лилит, как о первой жене
Адама, поэтому нам хотелось бы подвести некий итог. Как мы видим из
легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих архетипа. Адам это
образ патриархальных устоев иудеев. Это воплощение Закона Моисея,
которое не терпит никаких альтернатив, что доводит ситуацию до абсурда,
когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время
идет на поводу своих желаний, требуя Бога вернуть Лилит, так и не поняв,
в чем состоялся конфликт. Лилит же это, во-первых, образ свободной
женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи
эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление
непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение
древних устоев, но и как проявление дьявольского начала, что мы и видим в
клеймении Лилит демоном.

Этому способствовало то, что по легенде Лилит нарушила подавляющее
количество заповедей. Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа
усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути
истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя
понапрасну сперму (за что был наказан Онан). Во-вторых, образ Лилит
это, как нам кажется, собирательный образ языческой женщины. Не стоит и
говорить, какая вражда была между язычниками и иудеями, к которым
позднее присоединись и христиане. То, что Лилит символ язычества,
нетрудно увидеть по тому, как она изображалась. Самый распространенный
образ это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни
иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину
как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в
Сикстинской Капелле Микеланджело.) Обожествление животных было уделом
язычников, особенно на низшей ступени развития их верований.

В развитых языческих системах, например, в египетской, греко-римской и
других, боги и богини часто изображаются как люди, но с элементами тел
животных. Не стоит забывать, что Лилит сопоставляется с Астартой,
Дидоной, другими языческими богинями, а также с древнегреческой Ламией
чудовищной богиней Аида, которая "ночью пробирается в спальню
счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови" (Н. А.
Кун. Легенды и мифы Древней Греции). Не правда ли, похоже на известную
нам легенду "Алфавита"?


Так или иначе, образ Лилит, как феминистки и богини язычников был
враждебен древним иудеям (некоторые из которых продолжали поклоняться
Лилит примерно до VII века н. э.) и христианам. Можно сказать, что Лилит
была воплощением Вавилона, а более конкретно, принимая в расчет нелюбовь
религиозно настроенных иудеев, ее можно считать Вавилонской Блудницей,
однако, об этом пойдет речь далее. Необходимо заметить, что одним из
способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее
имени. Имя "Лилит" встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге
пророка Исайи (XXXIV, 14): "... там будет отдыхать ночное привидение и
находить себе покой". В оригинале стоит слово "Lilith", однако новые
толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить
"Lilith" как "ночное привидение" или же "филин" (или "сова").


Отголоски культа Лилит можно встретить и в "отдаленных" мифологических
системах. В армянской мифологии есть злые духи, как мужского, так и
женского пола, называемые "Алы". Они душат рожениц, поедают их мясо,
причиняют вред ребенку еще в утробе матери, похищают новорожденных. В
христианизированном армянском мифе связь Алы и Лилит наиболее очевидна:
Бог создал Алы в качестве подруги для Адама, но так как она была
огненной, Адам не смог ее полюбить, и тогда Бог создал Еву. В мифологии
лезгин и лакцев также есть злой дух женского пола, похожий на Лилит. Ее
имя "Ал паб", и по поверьям она имеет образ уродливой женщины с волосами
до пят, с отвислыми грудями, которые они перекидывают за плечи. Ал паб
завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и
новорожденного, бросают их в воду, после чего люди умирают. У турок,
крымских татар, узбеков и некоторых других народностей Ал паб
соответствует злому женскому духу Албасты. В аккадской мифологии
присутствует Ламашту львиноголовая женщина-демон, которая похищает
детей и насылает на них болезни. Атрибутами Ламашту часто являются
гребень и веретено (на картине "Леди Лилит" Данте Габриэля Росетти Лилит
изображена именно с гребнем).


Прежде чем перейти к каббалистическому толкованию Лилит, нам бы хотелось
добавить к легенде "первой жены Адама" еще один эпизод, описанный в
произведениях "Песачим" и "Ялкут Чадаш". Несмотря на то, что Лилит была
женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени
Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат) постоянно
враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое
входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было
478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом,
молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей
отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по
воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.


Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара"
монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с
"Алфавитом Бен Сиры") немного по-другому смотрят на интересующий нас
объект. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный
аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду,
необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н. э. был
разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о
том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная и Шехины,
которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась
самого Адоная.


Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы
через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим
единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как
мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим
странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где
могли встречаться, и Адонай исчез из мира.


Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками,
которые постоянно насиловали ее. Этим символизировалось рассеяние евреев
по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали
недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных
убеждений.


Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы
вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая
место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью
Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит
представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом
Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что,
несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была
поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир.


С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие
от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как,
побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но,
на наш взгляд, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности
ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла
вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки
зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения
простых человеческих нужд.


Вернемся к каббалистическому осмыслению Лилит. Зло, отождествляемое с
ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не
могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли,
пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу у... есть
возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и
воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления" с
Шехиной, его истинной супругой. Даже в христианском "Откровении от
Иоанна", в главе XVII есть ссылки на борьбу Вавилонской блудницы,
находящейся в пустыне, и Агнцем, который после того, как блудница была
повержена, соединился со своей женой.

Символическое соотношение Вавилона и Лилит несложно. Вавилон в свое
время был великим городом, центром государственного влияния, что можно
соотнести с бытием Лилит женой Адама, затем Вавилон пал, "сделался
жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу" (Апок. XVIII, 2),
что соотносится с Лилит, зачавшей демонов мира.


Как вы уже заметили, Лилит как бы удалена от нашей славянской культуры,
но это не совсем верно. Возможно в славянской мифологии нет ярко
выраженных женских образов, сопоставимых с Лилит, но нельзя забывать об
оригинальных изображениях и трактовках богини. Прежде всего, хотелось бы
отметить интереснейшее описание Лилит в романе-лексиконе "Хазарский
словарь" сербского писателя, "предводителя европейского пост-модернизма"
Милорада Павича: "[Она] сидела босая и плакала в свои волосы... Под
волосами виднелись обнаженные груди..., обрамленные, как глаза, ресницами и
бровями, и из них, как темный взгляд, капало темное молоко...


Руками с двумя большими пальцами она отламывала кусочки хлеба и опускала
их себе в подол. Когда они размокали от слез и молока, она бросала их к
своим ногам, а на пальцах ног у нее вместо ногтей были зубы. Прижав
ступни друг к другу, она этими зубами жадно жевала брошенную пищу, но
из-за того, что не было никакой возможности ее проглотить, пережеванные
куски валялись в пыли вокруг..." (Просим извинить за длинную цитату, но,
как нам показалось, она того стоит.) Интерес также представляет другой
славянский русский писатель Даниил Андреев и его книга "Роза
Мира". В ней Лилит описывается как "Всенародная Афродита" всех
человечеств", причем она является одной из светлых верховных стихиалей.
Вообще сущность Лилит по Андрееву необычайно сложна, как впрочем, и сама
"Роза Мира", поэтому ограничимся лишь двумя фактами: 1). бытие Лилит
неразрывно связано со "сферой половых чувств" и 2). даже будучи светлой
стихиалью, Лилит попала под воздействие темных сил (эйцехоре), но будет
освобождена в будущем ("во втором эоне").


В завершение статьи осталось сказать лишь то, что в современной культуре
Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. Для среднего
человека Лилит это суккуб, демон далекого прошлого, кто-то может
назвать ее женщиной-вамп, искушающей мужчин во снах.


Истинная сущность Лилит, непонятная среднестатистическому разуму
современного человека, продолжает жить в искусстве, особенно в музыке,
литературе и живописи.
Оригинал записи на liveinternet

Было изменено: 13:23 16/10/2016.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩