Трампизм-Путинизм. Интернационал вульгарного класса
Внимательный наблюдатель политических нравов по обе стороны российско-американского барьера не может не заметить явных параллелей в мироощущении и поведении сторонников Трампа и Путина - пресловутых 86% в России и около 40% в Америке. И те и другие - люди "национально мыслящие", т. е. черпающие свою идентификацию в идее возрождения попранного отечества. По русски это звучит "Поднимем Россию с колен!", по-английски: "Вернем величие Америке!" (Make America Great Again!). Идеология национального возрождения в обоих случаях включает обязательный образ врага и теорию заговора.
Для путинистов враг - это запад и либералы, замышляющие подчинить и расчленить Россию. Для трампистов - некоренные американцы (иммигранты, чернокожие, латиносы) и либералы, замышляющие превратить Америку в страну третьего мира. В обоих случаях центральным пунктом идеологии является ощущение неминуемой угрозы "нам", исходящей от "чужих".
Чувство "нашести", замешенное на вражеской угрозе, создает виртуальную реальность и конфронтационную систему ценностей. Исконные российские ценности, "духовные скрепы," преподносятся как отпор зловещей "гейропе". "Истинный американизм" трампистов - ответ на воображаемый натиск "политкорректности". В обоих случаях "нашесть" выступает как ценностная категория, когда чувство принадлежности становится психологической доминантой, основой самоидентификации и самоуважения. Это глубокое, всепоглощающее чувство, больше похоже на религиозную веру, чем на политическую философию. Политическую борьбу трампист и путинист видят в моральных категориях, как столкновение добра и зла. К своим врагам - "гейропейцам", либералам, инородцам и всевозможным проводникам политкорректности - относятся с превосходством и презрением.
Эта страстность идет не от разума, а от сердца. В основе ее лежит свойство человеческой натуры компенсировать ощущение своей незащищенности и беспомощности перед реалиями непонятного мира сбиваем в стаю и мифом о происках врагов.
Трампистов и путинистов роднит и культурный окрас. Культура подворотни, казармы и уголовной зоны, которая сегодня доминирует в России - от вульгаризмов Путина до сериалов про ментов - перекликается со склонностью Трампа оценивать "телок" по десятибальной системе и похваляться, что ему "даст" любая, потому что он - "звезда". Сам Трамп назвал эти свои разговоры, которые просочилась в прессу, "трепом в мужской раздевалке", на который не стоит обращать внимания, "когда стране угрожает исламский терроризм". Трамписты обожают своего кумира за "телок", точно также как путинисты своего - за "мочить в сортире".
Ценности и категории более высокого порядка, выходящие за пределы "нашести" и желудочно-сексуальных инстинктов, этим людям недоступны. А такие вещи, как индивидуализм, права личности, нестандартный стиль жизни или глубины изящных искусств вызывают у них панику. Перефразируя Черчилля, "им самим не нужна свобода, а вид свободных людей приводит их в ярость".
Тревожность, замешанная на невежестве, переходящая в агрессию, в разной степени свойственны всем людям и обществам. В нормальных условиях, эти порывы уравновешиваются разумом, здравым смыслом, образованием, социальными ограничениями. В ситуациях стресса, индивидуального или коллективного, эти инстинкты подавляют все остальное и выходят на первый план. Трампизм-путинизм начинается тогда, когда демагогический лидер оформляет эти порывы в политическое движение - партию страха, ненависти и примитива.
В начале прошлого века в эту ловушку попали немцы и итальянцы, не справившиеся с шоком экономического кризиса. В конце века в ту же черную дыру скатилась Россия, оказавшаяся не в состоянии переварить экономическую свободу. Сегодня, туда же двигаются трудящиеся массы США, оказавшиеся за бортом глобальной постиндустриальной экономики. Поэтому-то горняки и сталевары из американской глубинки, составляющие основу трампизма, так похожи на своих российских собратьев с Уралвагонзавода. Их роднит классовая ненависть к благополучным, самодовольным и чуждым по духу и культуре городским элитам.
Нынешние выборы в США - момент истины, который обозначит, куда покатится Америка, а за ней и весь мир в 21 веке. Как всегда, американцы решают за всех остальных. Однако, события последних дней показывают, что опасения всемирно-исторической победы трампизма-путинизма сильно преувеличены. Как говорил тот же Черчилль, "американцы всегда поступают правильно - после того, как перепробуют все остальное."
Для путинистов враг - это запад и либералы, замышляющие подчинить и расчленить Россию. Для трампистов - некоренные американцы (иммигранты, чернокожие, латиносы) и либералы, замышляющие превратить Америку в страну третьего мира. В обоих случаях центральным пунктом идеологии является ощущение неминуемой угрозы "нам", исходящей от "чужих".
Чувство "нашести", замешенное на вражеской угрозе, создает виртуальную реальность и конфронтационную систему ценностей. Исконные российские ценности, "духовные скрепы," преподносятся как отпор зловещей "гейропе". "Истинный американизм" трампистов - ответ на воображаемый натиск "политкорректности". В обоих случаях "нашесть" выступает как ценностная категория, когда чувство принадлежности становится психологической доминантой, основой самоидентификации и самоуважения. Это глубокое, всепоглощающее чувство, больше похоже на религиозную веру, чем на политическую философию. Политическую борьбу трампист и путинист видят в моральных категориях, как столкновение добра и зла. К своим врагам - "гейропейцам", либералам, инородцам и всевозможным проводникам политкорректности - относятся с превосходством и презрением.
Эта страстность идет не от разума, а от сердца. В основе ее лежит свойство человеческой натуры компенсировать ощущение своей незащищенности и беспомощности перед реалиями непонятного мира сбиваем в стаю и мифом о происках врагов.
Трампистов и путинистов роднит и культурный окрас. Культура подворотни, казармы и уголовной зоны, которая сегодня доминирует в России - от вульгаризмов Путина до сериалов про ментов - перекликается со склонностью Трампа оценивать "телок" по десятибальной системе и похваляться, что ему "даст" любая, потому что он - "звезда". Сам Трамп назвал эти свои разговоры, которые просочилась в прессу, "трепом в мужской раздевалке", на который не стоит обращать внимания, "когда стране угрожает исламский терроризм". Трамписты обожают своего кумира за "телок", точно также как путинисты своего - за "мочить в сортире".
Ценности и категории более высокого порядка, выходящие за пределы "нашести" и желудочно-сексуальных инстинктов, этим людям недоступны. А такие вещи, как индивидуализм, права личности, нестандартный стиль жизни или глубины изящных искусств вызывают у них панику. Перефразируя Черчилля, "им самим не нужна свобода, а вид свободных людей приводит их в ярость".
Тревожность, замешанная на невежестве, переходящая в агрессию, в разной степени свойственны всем людям и обществам. В нормальных условиях, эти порывы уравновешиваются разумом, здравым смыслом, образованием, социальными ограничениями. В ситуациях стресса, индивидуального или коллективного, эти инстинкты подавляют все остальное и выходят на первый план. Трампизм-путинизм начинается тогда, когда демагогический лидер оформляет эти порывы в политическое движение - партию страха, ненависти и примитива.
В начале прошлого века в эту ловушку попали немцы и итальянцы, не справившиеся с шоком экономического кризиса. В конце века в ту же черную дыру скатилась Россия, оказавшаяся не в состоянии переварить экономическую свободу. Сегодня, туда же двигаются трудящиеся массы США, оказавшиеся за бортом глобальной постиндустриальной экономики. Поэтому-то горняки и сталевары из американской глубинки, составляющие основу трампизма, так похожи на своих российских собратьев с Уралвагонзавода. Их роднит классовая ненависть к благополучным, самодовольным и чуждым по духу и культуре городским элитам.
Нынешние выборы в США - момент истины, который обозначит, куда покатится Америка, а за ней и весь мир в 21 веке. Как всегда, американцы решают за всех остальных. Однако, события последних дней показывают, что опасения всемирно-исторической победы трампизма-путинизма сильно преувеличены. Как говорил тот же Черчилль, "американцы всегда поступают правильно - после того, как перепробуют все остальное."