Портреты фаворитов российских императоров
Дамы и кавалеры, от которых сходили с ума наши
государи, вошли в историю. А некоторые из них - и в историю русского
искусства. портреты возлюбленных монархов. Взглянем на самые интересные
портреты возлюбленных монархов и попытаемся угадать, в чем было их
обаяние.
ВАСИЛИЙ ГОЛИЦЫН!
Фаворит царевны Софьи Алексеевны - регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I.
Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был
известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения
связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в
"Петре Первом" рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но
доказательств у него нет никаких.
Портрет Голицына кисти
неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям - в XVII веке в
Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над
головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его
политических успехов - текст "Вечного мира" с Речью Посполитой. На груди
- награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и
бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, - вряд
ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по
крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский
манер. Современники его за такое франтовство осуждали.
___
МАРИЯ КАНТЕМИР!
Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при
дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов
Российской империи, а сама она - фавориткой императора. В 1722 году
Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было
так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной
Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской "принцессе", чья мать
вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а
Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом
Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев
скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней
и умерла в 57-летнем возрасте.
Сохранившийся портрет изображает
либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным - первым русским
портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно
Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в
сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и
тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия,
отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.
___
ЭРНСТ БИРОН!
Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке
появилось слово "бироновщина", обозначающее и государственное насилие
пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились
много лет - бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была
еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей
всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила
фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон
поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине
Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.
Картина
неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) - самое раннее
из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих
портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны
на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был
фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.
___
ИВАН ШУВАЛОВ!
Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18
лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не
гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил
искусство и науки - вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств. После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.
Великий русский портретист Федор Рокотов
также многим обязан Шувалову - по его приглашению он приехал в
Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию
художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к
кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова,
причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета
Шувалова кисти Токе.___
ЕЛИЗАВЕТА ВОРОНЦОВА!
Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое
восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге
совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было
одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол.
Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и
оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал
такой "прискорбный вкус" - непонятно. В новое царствование Воронцова
вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.
Портрет
кисти Антропова - пример того, как историки искусства датируют картины.
На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский
портрет - знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу
после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена
Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук,
на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода
царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно - во-первых, она
осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно
пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие
заказы - редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к
иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на
этого художника.
___
ПЛАТОН ЗУБОВ!
У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что
выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к
примеру, Платона Зубова - последнего фаворита императрицы. Ей было 60,
ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до
самой ее смерти, она называла его "резвушка" и осыпала бриллиантами.
Придворные его ненавидели и считали посредственностью.
Портрет
кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом
году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь
изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным
столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о
судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).
___
ЕКАТЕРИНА НЕЛИДОВА!
Фаворитка императора Павла I,
который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам:
Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и
красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла -
рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй -
императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через
несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка
осталась старой девой,
жила в своей старой альма матер - Смольном институте благородных девиц,
и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.
Портрет
кисти Левицкого входит в знаменитую серию "Смолянки", изображающую
институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает
здесь в роли субретки - кокетливой горничной из оперы Перголези. Она
наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.
___
МАРИЯ НАРЫШКИНА!
Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора АлександраI.
Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим
красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным от которого,
видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с
возлюбленной.
На портрете кисти итальянского живописца
Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам
царившего тогда стиля ампир - никакой показной роскоши, позолоты, пудры.
Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто
причесана.
___
На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается - император НиколайI
хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При
следующих императорах же появились две модные новинки - фотография и
викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.
___
Было изменено: 19:10 03/11/2016.
государи, вошли в историю. А некоторые из них - и в историю русского
искусства. портреты возлюбленных монархов. Взглянем на самые интересные
портреты возлюбленных монархов и попытаемся угадать, в чем было их
обаяние.
ВАСИЛИЙ ГОЛИЦЫН!
Фаворит царевны Софьи Алексеевны - регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I.
Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был
известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения
связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в
"Петре Первом" рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но
доказательств у него нет никаких.
Портрет Голицына кисти
неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям - в XVII веке в
Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над
головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его
политических успехов - текст "Вечного мира" с Речью Посполитой. На груди
- награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и
бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, - вряд
ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по
крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский
манер. Современники его за такое франтовство осуждали.
___
МАРИЯ КАНТЕМИР!
Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при
дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов
Российской империи, а сама она - фавориткой императора. В 1722 году
Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было
так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной
Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской "принцессе", чья мать
вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а
Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом
Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев
скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней
и умерла в 57-летнем возрасте.
Сохранившийся портрет изображает
либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным - первым русским
портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно
Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в
сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и
тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия,
отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.
___
ЭРНСТ БИРОН!
Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке
появилось слово "бироновщина", обозначающее и государственное насилие
пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились
много лет - бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была
еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей
всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила
фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон
поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине
Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.
Картина
неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) - самое раннее
из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих
портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны
на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был
фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.
___
ИВАН ШУВАЛОВ!
Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18
лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не
гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил
искусство и науки - вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств. После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.
Великий русский портретист Федор Рокотов
также многим обязан Шувалову - по его приглашению он приехал в
Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию
художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к
кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова,
причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета
Шувалова кисти Токе.___
ЕЛИЗАВЕТА ВОРОНЦОВА!
Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое
восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге
совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было
одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол.
Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и
оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал
такой "прискорбный вкус" - непонятно. В новое царствование Воронцова
вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.
Портрет
кисти Антропова - пример того, как историки искусства датируют картины.
На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский
портрет - знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу
после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена
Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук,
на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода
царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно - во-первых, она
осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно
пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие
заказы - редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к
иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на
этого художника.
___
ПЛАТОН ЗУБОВ!
У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что
выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к
примеру, Платона Зубова - последнего фаворита императрицы. Ей было 60,
ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до
самой ее смерти, она называла его "резвушка" и осыпала бриллиантами.
Придворные его ненавидели и считали посредственностью.
Портрет
кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом
году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь
изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным
столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о
судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).
___
ЕКАТЕРИНА НЕЛИДОВА!
Фаворитка императора Павла I,
который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам:
Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и
красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла -
рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй -
императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через
несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка
осталась старой девой,
жила в своей старой альма матер - Смольном институте благородных девиц,
и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.
Портрет
кисти Левицкого входит в знаменитую серию "Смолянки", изображающую
институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает
здесь в роли субретки - кокетливой горничной из оперы Перголези. Она
наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.
___
МАРИЯ НАРЫШКИНА!
Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора АлександраI.
Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим
красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным от которого,
видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с
возлюбленной.
На портрете кисти итальянского живописца
Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам
царившего тогда стиля ампир - никакой показной роскоши, позолоты, пудры.
Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто
причесана.
___
На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается - император НиколайI
хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При
следующих императорах же появились две модные новинки - фотография и
викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.
___
Было изменено: 19:10 03/11/2016.