Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 25 апреля 2017, 00:35
Неофиты православия: бунт веры против атрибутов веры
Неофиты 90-х и их дети (от Е. Бурмистровой с православного сайта) Екатерина Бурмистрова
Как мы знаем, в 90-е годы к вере в Бога пришло огромное количество людей. И, скорее всего, большинство из них не росло в семьях церковных родителей. Кто-то из этих людей был крещен, и какие-то детали православной традиции были им знакомы, но вряд ли целиком все, что стало возможным именно в 90-е годы.
У нас есть дом около Оптиной пустыни, и мы тоже в свое время прошли через довольно яркий, прекрасный, но и жесткий неофитский период. Я... в течение 20 с лишним лет наблюдаю семьи, где родители обрели веру во взрослом возрасте и в состоянии неофитства воспитывали детей.
Этот процесс вызывает много рефлексии и, мне кажется, недостаточно описан.
Мы имеем дело с новым религиозным и социокультурным феноменом, когда растет второе поколение воцерковленных, и эти молодые родители торят новую тропу,
Но... они не знают, как растить детей в вере, потому что сами в этом не выросли, их "сундук с наследством" пуст или почти пуст.
Когда вера личный выбор. Выбор родителей... Сейчас хотелось бы поговорить о тех, кто вырос в семьях, где ярое неофитство рано или поздно смягчили четырехчасовыми всенощными детей не мучали, строго без молока в первую неделю Великого поста не постили.
Для нынешних воцерковленных родителей вера это их личный выбор, обретенный совсем не просто; это их личное открытие, личная находка, очень дорогая, как правило.
За большинством историй обретения веры у людей моего поколения и чуть старше стоит какой-то сложный опыт, трагедия, поиск, ощущение какого-то серьезного недостатка в жизни.
Люди не понимают, как жить без Бога, без веры, и без пути к Богу жизнь не клеится. Они нашли все это в православии, пройдя через духовный поиск, который был более или менее трагический, более или менее острый, но он был.
В результате этого поиска был обретен выбор.
Обретя Встречу, люди приложили массу сил, чтобы освоиться в церковной традиции, разобраться, понять, что к чему: что говорится в молитвах, как читать каноны, что такое круг праздников, что означают разные облачения священника. Я думаю, что почти все проделали ту или иную работу в поиске, ...
У ребенка нет ни выбора, ни поискаЕсть, конечно, люди, которые ни в чем особо не разбирались, просто пришли в храм.
Я имею в виду тех, кто в церкви бывает более-менее регулярно и в церковную традицию вошел сильно. И вот у них родились дети и, конечно же, их тоже берут с собой в храм.
В нынешнем поколении воцерковленных родителей очень мало людей, думающих, что ребенка можно оставить дома. "Мы это так долго искали, мы это нашли, и мы это даем ребенку".
Ребенок растет,... а у него этого поиска веры нет.
Родители не понимают, как это быть ребенком и стоять на службе, так долго ждать причастия. Они пришли из другой страны, из другого возраста воцерковления.Большое влияние на меня оказала много лет назад услышанная история взрослой уже барышни, которая росла ребенком в воцерковленной семье: как ей в 8-9 лет было тяжело стоять в храме на долгих службах, как ей разрешали присесть на солею и какое это было немыслимое облегчение. Она очень подробно рассказывала именно о физических ощущениях.
Но многие родители таких историй не слышат, зато читают многочисленные статьи, как надо воспитывать детей в вере. Детские молитвословы продаются во всевозможных вариантах, воскресные школы идут сейчас на полных парах, напоминая обычное по своей методике преподавание.
Если ребенок находится в церкви регулярно, то есть фактически каждое воскресенье, то два-три, а то и четыре часа он проводит сначала на Литургии, а потом в воскресной школе.
Фото: VK / Симбирская митрополия
Литургия все-таки ориентирована на взрослых, не на детей. И очень много зависит от того, насколько родители загружены, замотаны, насколько у них есть силы дать ребенку какую-то радость, связанную с воскресным днем.
Но лет до 8-10, до 11 ребенок ходит - даже почти не возражает. А потом начинается известный всем период, когда ребенок ходить в церковь уже не хочет.
А к 14-15-16 годам, наступает период, когда он ходить отказывается. Его можно еще какое-то время принуждать, но обычно годам к 18, а на самом деле раньше, родители перестают таскать в церковь упирающихся, огромных уже детей.
Родители должны понять все, дальше мы уже не можемУ меня не так давно был день рождения, и мы увидели многих своих друзей и их детей, им примерно 20-25 лет. Они все выросли в верующих семьях. Не знаю, какая статистика у других, но у нас получилось так, что у горячо верующих родителей далеко не все дети остались в Церкви.
У меня впечатление, что если у человека в жизни не случалось каких-то серьезных трагедий, испытаний, чудес и он живет в семье, которая стабильно ходит в храм, то он остается, не хочется употреблять слово "теплохладный", - но очень нейтральным к вопросам веры. Вера это то, за что тоже отвечают мама и папа. Ребенок об этом не беспокоится. Это рассматривается как то, что есть всегда и чем занимаются родители.
А это не в воле родителей, это в воле самого человека, чтобы он позвал, и в воле Создателя, чтобы Он откликнулся.
Родителям же надо не покалечить, не пережать, не заставлять упирающихся детей, не делать это с постным лицом, чтобы воспоминание вызывало один ужас.
Родителям надо понять, что есть момент, когда дальше мы уже ничего не можем, это только выбор самого взрослеющего человека.
Остается ждать Личной ВстречиПоначалу... ребенок принимает эту веру через семью крестится как часть семьи, причащается как часть семьи, а потом должен произойти момент личного воцерковления.
В католичестве есть обряд конфирмации, подтверждения исповедания веры. В православии этого нет.
Ребенок крещен и будто бы он уже в Церкви. А на самом деле нет, ему только предстоит сделать этот шаг.
Современная Церковь это не та обделенная, обобранная Церковь, которой нужно помогать. Храмы давно отстроены, все более-менее позолочено.
Мы знаем из психологии подростков, что выбор многих процессов основан на протесте, на неповторении выбора родителей.
К сожалению, то, что я наблюдаю, причем у умных, тонких людей, очень глубоко и негрубо воцерковлявших детей в детстве это потеря детьми интереса к вере. Потому что это то, что было предложено родителями.
Возможно, что эта Встреча все равно произойдет, но позже.
Фото! Ссылки Запрещены!
... У меня ощущение, что пока живы и здоровы родители, дети не испытывают серьезной потребности в вере. Это может произойти, когда случается либо что-то трагическое, либо очень серьезное в жизни человека или в жизни родителей.
И это большая проблема. Прямые убеждения тут не работают, вернее, работают только наоборот.
Вопрос в личной Встрече с Богом может быть, это звучит патетически, но это так, потому что это то, на чем пришли в Церковь мы все.
Потому что становится ясно, что церковь - место, где возможна Встреча с Богом. Мне кажется, очень важно понять, как происходит этот личный выбор, это добровольное, уже взрослое вхождение в Церковь наших детей
(с)
Как мы знаем, в 90-е годы к вере в Бога пришло огромное количество людей. И, скорее всего, большинство из них не росло в семьях церковных родителей. Кто-то из этих людей был крещен, и какие-то детали православной традиции были им знакомы, но вряд ли целиком все, что стало возможным именно в 90-е годы.
У нас есть дом около Оптиной пустыни, и мы тоже в свое время прошли через довольно яркий, прекрасный, но и жесткий неофитский период. Я... в течение 20 с лишним лет наблюдаю семьи, где родители обрели веру во взрослом возрасте и в состоянии неофитства воспитывали детей.
Этот процесс вызывает много рефлексии и, мне кажется, недостаточно описан.
Мы имеем дело с новым религиозным и социокультурным феноменом, когда растет второе поколение воцерковленных, и эти молодые родители торят новую тропу,
Но... они не знают, как растить детей в вере, потому что сами в этом не выросли, их "сундук с наследством" пуст или почти пуст.
Когда вера личный выбор. Выбор родителей... Сейчас хотелось бы поговорить о тех, кто вырос в семьях, где ярое неофитство рано или поздно смягчили четырехчасовыми всенощными детей не мучали, строго без молока в первую неделю Великого поста не постили.
Для нынешних воцерковленных родителей вера это их личный выбор, обретенный совсем не просто; это их личное открытие, личная находка, очень дорогая, как правило.
За большинством историй обретения веры у людей моего поколения и чуть старше стоит какой-то сложный опыт, трагедия, поиск, ощущение какого-то серьезного недостатка в жизни.
Люди не понимают, как жить без Бога, без веры, и без пути к Богу жизнь не клеится. Они нашли все это в православии, пройдя через духовный поиск, который был более или менее трагический, более или менее острый, но он был.
В результате этого поиска был обретен выбор.
Обретя Встречу, люди приложили массу сил, чтобы освоиться в церковной традиции, разобраться, понять, что к чему: что говорится в молитвах, как читать каноны, что такое круг праздников, что означают разные облачения священника. Я думаю, что почти все проделали ту или иную работу в поиске, ...
У ребенка нет ни выбора, ни поискаЕсть, конечно, люди, которые ни в чем особо не разбирались, просто пришли в храм.
Я имею в виду тех, кто в церкви бывает более-менее регулярно и в церковную традицию вошел сильно. И вот у них родились дети и, конечно же, их тоже берут с собой в храм.
В нынешнем поколении воцерковленных родителей очень мало людей, думающих, что ребенка можно оставить дома. "Мы это так долго искали, мы это нашли, и мы это даем ребенку".
Ребенок растет,... а у него этого поиска веры нет.
Родители не понимают, как это быть ребенком и стоять на службе, так долго ждать причастия. Они пришли из другой страны, из другого возраста воцерковления.Большое влияние на меня оказала много лет назад услышанная история взрослой уже барышни, которая росла ребенком в воцерковленной семье: как ей в 8-9 лет было тяжело стоять в храме на долгих службах, как ей разрешали присесть на солею и какое это было немыслимое облегчение. Она очень подробно рассказывала именно о физических ощущениях.
Но многие родители таких историй не слышат, зато читают многочисленные статьи, как надо воспитывать детей в вере. Детские молитвословы продаются во всевозможных вариантах, воскресные школы идут сейчас на полных парах, напоминая обычное по своей методике преподавание.
Если ребенок находится в церкви регулярно, то есть фактически каждое воскресенье, то два-три, а то и четыре часа он проводит сначала на Литургии, а потом в воскресной школе.
Фото: VK / Симбирская митрополия
Литургия все-таки ориентирована на взрослых, не на детей. И очень много зависит от того, насколько родители загружены, замотаны, насколько у них есть силы дать ребенку какую-то радость, связанную с воскресным днем.
Но лет до 8-10, до 11 ребенок ходит - даже почти не возражает. А потом начинается известный всем период, когда ребенок ходить в церковь уже не хочет.
А к 14-15-16 годам, наступает период, когда он ходить отказывается. Его можно еще какое-то время принуждать, но обычно годам к 18, а на самом деле раньше, родители перестают таскать в церковь упирающихся, огромных уже детей.
Родители должны понять все, дальше мы уже не можемУ меня не так давно был день рождения, и мы увидели многих своих друзей и их детей, им примерно 20-25 лет. Они все выросли в верующих семьях. Не знаю, какая статистика у других, но у нас получилось так, что у горячо верующих родителей далеко не все дети остались в Церкви.
У меня впечатление, что если у человека в жизни не случалось каких-то серьезных трагедий, испытаний, чудес и он живет в семье, которая стабильно ходит в храм, то он остается, не хочется употреблять слово "теплохладный", - но очень нейтральным к вопросам веры. Вера это то, за что тоже отвечают мама и папа. Ребенок об этом не беспокоится. Это рассматривается как то, что есть всегда и чем занимаются родители.
А это не в воле родителей, это в воле самого человека, чтобы он позвал, и в воле Создателя, чтобы Он откликнулся.
Родителям же надо не покалечить, не пережать, не заставлять упирающихся детей, не делать это с постным лицом, чтобы воспоминание вызывало один ужас.
Родителям надо понять, что есть момент, когда дальше мы уже ничего не можем, это только выбор самого взрослеющего человека.
Остается ждать Личной ВстречиПоначалу... ребенок принимает эту веру через семью крестится как часть семьи, причащается как часть семьи, а потом должен произойти момент личного воцерковления.
В католичестве есть обряд конфирмации, подтверждения исповедания веры. В православии этого нет.
Ребенок крещен и будто бы он уже в Церкви. А на самом деле нет, ему только предстоит сделать этот шаг.
Современная Церковь это не та обделенная, обобранная Церковь, которой нужно помогать. Храмы давно отстроены, все более-менее позолочено.
Мы знаем из психологии подростков, что выбор многих процессов основан на протесте, на неповторении выбора родителей.
К сожалению, то, что я наблюдаю, причем у умных, тонких людей, очень глубоко и негрубо воцерковлявших детей в детстве это потеря детьми интереса к вере. Потому что это то, что было предложено родителями.
Возможно, что эта Встреча все равно произойдет, но позже.
Фото! Ссылки Запрещены!
... У меня ощущение, что пока живы и здоровы родители, дети не испытывают серьезной потребности в вере. Это может произойти, когда случается либо что-то трагическое, либо очень серьезное в жизни человека или в жизни родителей.
И это большая проблема. Прямые убеждения тут не работают, вернее, работают только наоборот.
Вопрос в личной Встрече с Богом может быть, это звучит патетически, но это так, потому что это то, на чем пришли в Церковь мы все.
Потому что становится ясно, что церковь - место, где возможна Встреча с Богом. Мне кажется, очень важно понять, как происходит этот личный выбор, это добровольное, уже взрослое вхождение в Церковь наших детей
(с)