Московские легенды: Подземелья в Коломенском
Взойдя на российский престол, первый государь из Дома Романовых царь Михаил Фёдорович пожелал увековечить память освобождения страны от польской интервенции, и в честь этого события приказал заложить церковь Казанской иконы Божией Матери. Однако его благому начинанию суждено было свершиться лишь в последующее царствование при его сыне Алексее Михайловиче. Поводом к тому стало появление на свет его первенца - царевича Димитрия.В 1648 г. в Москве вспыхивает "соляной бунт", во время которого толпа требует на растерзание наставника нового царя Алексея Михайловича боярина Морозова. Спасая Морозова, царь отдает на растерзание толпе другого боярина, Плещеева. Но через несколько дней Морозова видят на улице, толпа пытается растерзать его и он, спасаясь от гибели, забегает в какой-то дом и по известному одному ему подземному ходу попадает в Кремль. Боярина Морозова мы видим на картине Маковского ниже.
После этого случая Алексей Михайлович всерьез задумывается о том, что все вновь возводимые здания должны изначально включать в план такие вот подземные ходы, убежища. Для того чтобы в случае возможных беспорядков можно было бы спастись. Одним из таких зданий и становится храм Казанской Божьей Матери в Коломенском, строительство которого возобновляется в 1649 году.
Итак, подземный ход, ведущий из церкви Казанской Божьей Матери существовал и был известен местным жителям, которые в конце 20-х годов прошлого века показывали его известному археологу Игнатию Стеллецкому. Стеллецкий вообще один из наиболее интересных людей, занимавшихся тайнами Коломенского. Археолог, краевед, мистик, он прославился в основном поисками знаменитой библиотеки Ивана Грозного. По слухам, она была ему нужна для занятий оккультными науками.
Местные жители показали Стеллецкому то место, откуда начинался подземный ход в храме Казанской Божьей Матери. На тот момент вход в этот подземный ход был заделан печью. Стеллецкий начал исследования и выяснил, что тоннель ведет не вполне туда, куда он предполагал изначально. Он считал, что подземный ход связывает храм Казанской Божьей Матери с церковью Вознесения, они находятся относительно недалеко друг от друга. Но ход, судя по всему, ход вел совсем в другую сторону.
В туманной дымке, на другом берегу излучины Москвы-реки расположена Николо-Перервинская обитель. Это уже совсем другой район Москвы Печатники. От Коломенского до Николо-Перервинского монастыря несколько километров. И вот именно туда по легенде вел один из подземных ходов, начинавшихся в храме Казанской Божьей Матери в Коломенском.
В 1930 году Игнатий Стеллецкий сделал в своем дневнике запись: "Из церкви у алтаря в подвал ведут два люка и два покатых коридора". Ему удается частично разобрать печь, и он обнаруживает в устье подземного хода несколько белокаменных плит и массивный ключ от железной двери. Но дальнейшие работы приостановились по настоянию архитектора музея-заповедника "Коломенское" Барановского, поскольку тот предполагал, что они приведут к обрушению пола церкви и осыпанию подземного хода.
Стеллецкий был вынужден работы прекратить, но к этому моменту уже был абсолютно убежден, что ходов было два: один вел действительно в церковь Вознесения, а другой проходил под Москвой-рекой и уходил в Николо-Перервинский монастырь. Возможно ли такое? До Николо-Перервинского монастыря несколько километров, причем под Москвой-рекой. Это очень серьезное архитектурное сооружение, и честно говоря, есть большие сомнения в том, что в XVII веке могли быть произведены такие работы.
В пользу версии о том, что из церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском вел подземный ход на другой берег Москвы-реки, говорит несколько обстоятельств. Ну, во-первых, если делать подземный ход, рассчитанный на эвакуацию в случае бунта или войны, имеет смысл делать его длинным. Перемещаться в рамках одного и того же места, как здесь, из одного храма в другой, расстояние между которыми 100 метров, в принципе проблемы не решает. В то же время скрыться из Коломенского и появиться в Николо-Перервинском монастыре это уже практически гарантированное спасение.
Во-вторых, обращает на себя внимание такой факт, что весной 1649 года, как раз, когда начинается второй этап строительства храма Казанской Божьей Матери в Коломенском, царь Алексей Михайлович неожиданно осыпает Николо-Перервинский монастырь целым ворохом благодеяний. Сам монастырь к этому моменту приходит в запустение после Смутного времени. И вот Алексей Михайлович появившись там, дарует им налоговые льготы, дарит земли, крестьян. В течение ряда лет Николо-Перервинский монастырь возрождает свое былое экономическое и политическое могущество и становится одной из наиболее процветающих обителей Москвы.
Ну и третий момент касается как раз тех самых мертвых немцев, которые сторожат, по легенде, подземный ход. Известно, что московские правители охотно приглашали на службу для возведения храмов западноевропейских мастеров, и в частности вот в Коломенском как раз церковь Вознесения построена итальянскими зодчими. Вполне возможно, что вот эти вот западноевропейские профессионалы: немцы, голландцы, итальянцы, и помогали строить грандиозное подземное сооружение, подземный ход под Москвой-рекой.
А поскольку этот объект имел стратегическое значение и относился, как бы сейчас сказали, к государственной безопасности, то вполне возможно, что кого-то из этих мастеров по окончании работ и убили, оставив в том самом подземном коридоре. Вот отсюда, может быть, и берет свое начало легенда о мертвых немцах, которые сторожат подземный ход под Москвой-рекой.
Конечно, это всего лишь легенда и не более. Но по недостоверным слухам в дни народных гуляний в Коломенском некоторые наиболее активные участники этих гуляний периодически встречают странных существ, отдаленно напоминающих мёртвых стражей подземного тоннеля.
После этого случая Алексей Михайлович всерьез задумывается о том, что все вновь возводимые здания должны изначально включать в план такие вот подземные ходы, убежища. Для того чтобы в случае возможных беспорядков можно было бы спастись. Одним из таких зданий и становится храм Казанской Божьей Матери в Коломенском, строительство которого возобновляется в 1649 году.
Итак, подземный ход, ведущий из церкви Казанской Божьей Матери существовал и был известен местным жителям, которые в конце 20-х годов прошлого века показывали его известному археологу Игнатию Стеллецкому. Стеллецкий вообще один из наиболее интересных людей, занимавшихся тайнами Коломенского. Археолог, краевед, мистик, он прославился в основном поисками знаменитой библиотеки Ивана Грозного. По слухам, она была ему нужна для занятий оккультными науками.
Местные жители показали Стеллецкому то место, откуда начинался подземный ход в храме Казанской Божьей Матери. На тот момент вход в этот подземный ход был заделан печью. Стеллецкий начал исследования и выяснил, что тоннель ведет не вполне туда, куда он предполагал изначально. Он считал, что подземный ход связывает храм Казанской Божьей Матери с церковью Вознесения, они находятся относительно недалеко друг от друга. Но ход, судя по всему, ход вел совсем в другую сторону.
В туманной дымке, на другом берегу излучины Москвы-реки расположена Николо-Перервинская обитель. Это уже совсем другой район Москвы Печатники. От Коломенского до Николо-Перервинского монастыря несколько километров. И вот именно туда по легенде вел один из подземных ходов, начинавшихся в храме Казанской Божьей Матери в Коломенском.
В 1930 году Игнатий Стеллецкий сделал в своем дневнике запись: "Из церкви у алтаря в подвал ведут два люка и два покатых коридора". Ему удается частично разобрать печь, и он обнаруживает в устье подземного хода несколько белокаменных плит и массивный ключ от железной двери. Но дальнейшие работы приостановились по настоянию архитектора музея-заповедника "Коломенское" Барановского, поскольку тот предполагал, что они приведут к обрушению пола церкви и осыпанию подземного хода.
Стеллецкий был вынужден работы прекратить, но к этому моменту уже был абсолютно убежден, что ходов было два: один вел действительно в церковь Вознесения, а другой проходил под Москвой-рекой и уходил в Николо-Перервинский монастырь. Возможно ли такое? До Николо-Перервинского монастыря несколько километров, причем под Москвой-рекой. Это очень серьезное архитектурное сооружение, и честно говоря, есть большие сомнения в том, что в XVII веке могли быть произведены такие работы.
В пользу версии о том, что из церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском вел подземный ход на другой берег Москвы-реки, говорит несколько обстоятельств. Ну, во-первых, если делать подземный ход, рассчитанный на эвакуацию в случае бунта или войны, имеет смысл делать его длинным. Перемещаться в рамках одного и того же места, как здесь, из одного храма в другой, расстояние между которыми 100 метров, в принципе проблемы не решает. В то же время скрыться из Коломенского и появиться в Николо-Перервинском монастыре это уже практически гарантированное спасение.
Во-вторых, обращает на себя внимание такой факт, что весной 1649 года, как раз, когда начинается второй этап строительства храма Казанской Божьей Матери в Коломенском, царь Алексей Михайлович неожиданно осыпает Николо-Перервинский монастырь целым ворохом благодеяний. Сам монастырь к этому моменту приходит в запустение после Смутного времени. И вот Алексей Михайлович появившись там, дарует им налоговые льготы, дарит земли, крестьян. В течение ряда лет Николо-Перервинский монастырь возрождает свое былое экономическое и политическое могущество и становится одной из наиболее процветающих обителей Москвы.
Ну и третий момент касается как раз тех самых мертвых немцев, которые сторожат, по легенде, подземный ход. Известно, что московские правители охотно приглашали на службу для возведения храмов западноевропейских мастеров, и в частности вот в Коломенском как раз церковь Вознесения построена итальянскими зодчими. Вполне возможно, что вот эти вот западноевропейские профессионалы: немцы, голландцы, итальянцы, и помогали строить грандиозное подземное сооружение, подземный ход под Москвой-рекой.
А поскольку этот объект имел стратегическое значение и относился, как бы сейчас сказали, к государственной безопасности, то вполне возможно, что кого-то из этих мастеров по окончании работ и убили, оставив в том самом подземном коридоре. Вот отсюда, может быть, и берет свое начало легенда о мертвых немцах, которые сторожат подземный ход под Москвой-рекой.
Конечно, это всего лишь легенда и не более. Но по недостоверным слухам в дни народных гуляний в Коломенском некоторые наиболее активные участники этих гуляний периодически встречают странных существ, отдаленно напоминающих мёртвых стражей подземного тоннеля.