Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Лана Свет  

Дата создания поста: 21 декабря 2017, 19:36

Московские легенды: Дома Пашкова

Пашков дом находится в самом центре Москвы, на Ваганьковском холме, напротив московского Кремля. Стоящий высоко, вровень с Боровицким холмом и Кремлем, дом имеет своего рода мифологию: в соответствии с ней он является как бы архитектурным архетипом независимости, фронды и дворянской вольности, противостоящим Кремлю.Здание это было построено в 178487 гг. для преуспевающего торговца землей и недвижимостью Петра Егоровича Пашкова, бывшего капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, дворянина не очень знатного происхождения. Его отец был денщиком Петра Великого.
Предположительно его архитектором считают крупнейшего русского зодчего В. И. Баженова. Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый.
Существует старая легенда, что дом построен задом наперед. Фасад, обращенный к Кремлю, это задний фасад дома, а вход в него с другой стороны, со Старо-Ваганьковского переулка. Легенда гласит, что Баженов, обиженный на Екатерину Вторую, которая в 1785 году повелела прекратить баженовские работы в Царицыно, построил дом таким образом, чтобы он задом смотрел на Кремль и его обитателей.
Но всё это очень маловероятно. Прежде всего потому, что в 1785-ом году дом уже вовсю строился, то есть, спроектировано здание было раньше, чем Екатерина нанесла обиду великому зодчему
"Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком - писал П. А. Вяземский. - На горе, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом".
Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса), служившая символом побед царствования его матери.
В 1812 г. дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались восстановить дом по изображениям XVIII в. таким, каким он был создан изначально, однако детали оформления стали другими или вообще не были восстановлены.
Пашковы владели домом до 1831-го года. Кто владел домом следующие восемь лет, неизвестно, но кто-то владел точно, не мог же такой дворец стоять без хозяина. А в 1839-ом году Пашков дом был выкуплен казной.
Первоначально здесь был открыт Дворянский институт при императоре Николае I. Потом, в 1852-ом году здесь разместилась Четвертая мужская московская гимназия. Но надо сказать, что для гимназии это здание уж слишком роскошно.
И в 1863-ем году, уже в царствование государя Александра Николаевича, в этом здании открылась Румянцевская библиотека, и Румянцевский музей. Николай Петрович Румянцев, сын Петра Румянцева-Задунайского, фаворита Екатерины Второй, генерал-фельдмаршала, был страстным коллекционером и чего только не собирал.
У него были коллекции по нумизматике, этнографии, минералогические, предметы искусства, кроме того у него была богатая библиотека. Со временем Румянцев делает свой музей общедоступным, и библиотеку тоже. В 1863-ем году сюда начали приходить люди.
Император Александр II очень это поощрял, и даже подарил музею знаменитую картину А. А. Иванова "Явление Христа народу", которая когда-то демонстрировалась именно здесь, и для которой был оборудован специальный "Ивановский зал".
Кроме того, император высочайше повелел, чтобы экземпляр каждой изданной в России книги обязательно доставлялся в Румянцевскую библиотеку. Так началось формирование того уникального книгохранилища, которое при СССР носило название "Библиотека имени Ленина", а сейчас называется "Российская государственная библиотека".
Ну и закончим, конечно, Булгаковым. "На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев".
Далее, как мы помним, главные герои покидают этот искаженный мир со всеми его смещенными понятиями, и перемещаются в мир правильный, в котором добро и зло не противодействуют, а сотрудничают.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩