Палаты бояр Романовых
Метания
души
Намечтавшись
однажды о петербургских улицах и музеях
и не имея возможности в тот момент
выехать в сей горячо обожаемый мною
город, решила "искать счастья" в
родной столице.
Надо сказать, что
всевозможные "картинные галереи",
изобилующие в нашем городе, у меня
интереса не вызывают. Ну не в силах я
бродить по художественным выставкам,
что тут поделаешь! Меня и в Петербурге
ни в Эрмитаж, ни в Русский музей не
заманишь. Архитектурные сооружения,
планировки, воссозданная обстановка
помещений - вот что меня увлекает...
Вобщем, стала я прикидывать, что бы такое
"откопать" и посетить не выезжая
за пределы Москвы. И тут вспомнилась
вывеска "Палаты
в Зарядье. Историко-архитектурный
памятник XV-XVII вв. "Дом бояр Романовых""
. Рассудив, что великие шедевры
живописи и ваяния под такой вывеской
скрываться не должны, я отправилась на
осмотр избранной экспозиции.
Надо
сказать, что успех сего предприятия
вызывал во мне определенные сомнения,
поскольку, не раз проходя по Варварке,
не наблюдала ни разу хоть какого-то
оживления, свойственного объекту
культурно-массовой жизни москвичей и
гостей столицы. Более того, разбитая на
месте бывшей гостиницы стройплощадка,
еще "добавляла масла в огонь".
Однако, по сведениям, добытым во "всемирной
паутине", вожделенный музей ждал
своих посетителей, широко распахнув
двери. (А точнее, ворота, как выяснилось
впоследствии.) Решив, что попытаться
все-таки стоит, и в случае успеха я получу
заслуженное удовольствие, ну а в случае
неудачи - проверенную лично информацию
об отсутствии всякого присутствия того,
что должно вроде там быть, но чего, тем
не менее, там нет. И перестану наконец
периодически изводиться вопросом, "есть
ли жизнь на Mарсе".
Вобщем, вооружившись решимостью, я
приехала в центр города, напетляла по
прилегающим к Варварке улочкам и
переулочкам (по случаю, в том районе
толи маршировали "несогласные",
толи кучковалась какая-то партия вкупе
с желающими их побить) и наконец вышла
к заветному месту. Спускаться указанной
тропой как-то не очень хотелось: дорожка
ответвлялась от основной улицы и вела
куда-то вниз, к стройке, по ней ползали
самосвалы, бродили рабочие строительных
специальностей и совсем не было видно
тянущихся к историческим реликвиям
экскурсантов. Вдобавок ко всему этому
никакого входа в музей в обозримом с
тротуара пространстве не наблюдалось.
Иными словами, четкого направления к
дверям разработать было невозможно. Со
стойким ощущением, что вместо
культурно-исторического очага я
направляюсь в логовище гастарбайтеров,
я все же потопала по пыльной дорожке и,
надо сказать, не пожалела.
На
пороге
Заповедная сия тропа вывела меня в
белокаменным палатам. Точнее, ко входу
на боярский двор, к внушительного вида
воротам со старинными (или реконструированными)
деревянными воротами.
Двор
небольшой, но и "закутком" его тоже
не назовешь. На тройке, конечно, не
пронесешься по нему, однако надо
учитывать, что тогда Романовы были
простыми боярами, а не царями, а и масштабы
в те времена - не в пример нынешним.
Любопытный, уютный, но разглядывать
толком нечего - быт на дворе не
воссоздан.
Пометавшись по двору,
вернулась в проем ворот, где обнаружилась
боковая дверца с признаками кассы. В
крошечном совершенно помещеньице
действительно обнаружилась классического
вида продавщица (однако, без недовольства
на лице) и неожиданный для такого
запрятанного ото всех места набор
календариков-брошюрок-открыток. Перед
всем этим интеллектуальным богатством
я никогда устоять не могла. Прихватив
вдобавок к билету небольшую, но достаточно
информативную книжечку, несколько
открыток и календариков, снова направила
свои стопы на двор, ко входу в сами
палаты.
Надо сказать, что
за все пребывание на территории этого
памятника истории и архитектуры я
увидела больше его сотрудников, чем
экскурсантов.
Передо мной в кассе
выбирала сувениры женщина с двумя
девочками лет 11-13, но они, по всей
видимости, уже посетили экспозицию, уже
в палатах меня догнала и перегнала
довольно молодая семья. Папа с интересом
читал пояснения к экспонатам и помещениям
и пытался заинтересовать остальных,
хотя было видно, что он недолго будет
помнить полученную информацию. Ну, хоть
в данный момент увлечен - человек пришел
определенно не зря.
Мама бессистемно
оглядывалась по сторонам, вяло отзывалась
на мужнины порывы поделиться впечатлениями.
Похоже, она искала взглядом расшитые
золотом кафтаны, обилие золотых же
кубков и сундуки с богатыми украшениями
боярыни. А вообще, мысли ее были заняты
более тем, что приготовить на обед,
нежели тем, что открывалось взору. Но в
принципе, она тоже пришла не просто так
- она была вместе с семьей, сопровождала
мужа в его культурных изысканиях. И это
само по себе прекрасно.
Ребенок -
мальчик лет 6 - резвый, но довольно
культурного поведения, оглядывал комнату
заинтересованным взглядом, но затем
начинал отвлекаться на другие помещения,
на собственные шнурки и карманы. И уже
тогда, когда папа командовал двигаться
дальше, начинал быстро-быстро тараторить:
"Мама, мама! А это шкаф, да? Пап, а что
в нем? А это кувшин, а, пап? А туда молоко
наливали?". Мама пыталась неожиданный
интерес чада погасить, устало и вяло
как-то отвечая: "Шкаф, да. Обычный
шкаф. Ты что, шкафов никогда не видел?
Пойдем уже...", мальчик на мгновение
задумывался, но тут же начинал обращаться
уже исключительно к отцу. Папа, в отличие
от мамы, радостно начинал по новой
зачитывать сыну аннотацию к помещению
и от непонятных еще ребенку фраз парнишка
снова терял интерес. Так повторялось
все время. Но вцелом, хорошо, что ходят.
И даже интересуются.
Уже на выходе
увидела группу школьников класса 8-9,
которых сопровождающие пытались
утихомирить перед входом на территорию.
Подумалось, что ведут они себя куда как
хуже шестилетнего мальчишки.
Вот и
все посетители в субботний день. А жаль
- место очень интересное.
Палаты
Прежде чем
проникнуть в палаты, посетители спускаются
в подвал, где представлены некоторый
инвентарь и элементы утвари вроде кос,
упряжи, горшков, сундуков. В подвале
весьма прохладно, если не сказать
холодно. Но это только подчеркивает
колорит этого помещения.
Сами палаты поражают своими
размерами. В том смысле, что маленькие.
Потолки невысокие. Одним словом, скромно
жили бояре. В главной комнате, той самой,
где собирались пиры, даже окон нет. Ну
или они так незаметны. И вот эта "зала"
по нынешним меркам - довольно средняя
комната даже для "малогабаритки".
А уж про спальню и кабинет боярина вообще
молчу.
И старшие сыновья ютились в
темноте и тесноте. Видимо, привыкали к
лишениям, которые их могли подстерегать
в ратных походах и тому подобных жизненных
катаклизмах. Кроме того, чтобы читать
книги, заниматься науками, много места
не надобно, а остальное время обычно
проходило за пределами жилища. То ли
дело боярыня и дочери!
Все время женская половина семьи
проводила дома, исключая особые случаи
выхода из покоев. Целыми днями боярыня
и ее дочери рукодельничали в компании
дворовых девушек, специально обученных
для такой "миссии". Кроме того, там
же, в тереме, вместе с матерью находились
и малолетние боярские дети. Поэтому на
территории хозяйки окна большие, комнаты
просторные и светлые.
Очень и очень понравилось то, как
продумана система подачи информации в
этом музее. Больше я такого не видела
нигде. Кроме привычно вывешенных на
стенах панелей с описанием комнаты и
отдельных предметов, в ней находящихся,
в помещениях разложены распечатки с
тем же самым текстом. Надо ли говорить,
как это удобно, когда несколько человек
уже читают или что-то рассматривают
рядом, и подойти не представляется
возможным. А если у человека плохое
зрение? Да и просто намного удобнее
осматривать обстановку, имея возможность
в любой момент прочесть описание. Вобщем,
молодцы!
И, отступая от темы, надо
сказать, что обстановка в музее
благожелательная. К этому человек
среднего и ниже достатка у нас не приучен.
Москва вообще город злобствующих. Если
ты не денежный мешок, то тебе улыбаются
только те, кто уже придумал, как "подложить
тебе свинью", и девушки-промоутеры,
предлагающие попробовать очередную
отраву. Причем замечено: чем менее
качественный продукт, тем они активнее
и тем шире их улыбки.
Но тут иначе.
Сотрудники настроены миролюбиво и
некоторые определенно ловят кайф,
неожиданно "заворачивая" посетителей
в секретную дверь из покоев боярина на
лестницу, ведущую в комнаты его супруги.
Лестница
На этом
элементе внутренней планировки я не
могу не остановиться особо. Дело в том,
что боярыня ведала всем хозяйством. Она
была хранительницей всех ключей,
распорядительницей всего, что происходило
в палатах и на территории двора. И,
конечно, по этой причине постоянно
перемещалась по дому, десятки раз
поднимаясь и спускаясь по лестницам в
подвальные погреба и свой терем. А теперь,
внимание.
Ступенька возвышается над
предыдущей почти на высоту колени.
Поручней нет. Лестница настолько узкая,
что захотелось двигаться боком (это при
моих-то 53 кг).
Классический образ тучной
дородной барыни растаял как дым. Мало
того, что такая этот путь не одолеет,
плюс она просто не пройдет по параметрам,
и наконец, при таких ежедневных нагрузках
она недолго смогла бы поддерживать
такие формы.
Но был в
таком подъеме и определенный плюс:
нетрезвый благоверный после обильной
пирушки вряд ли мог неожиданно побеспокоить
супругу :)
"Итого"
Подводя
итоги, стоит повторить, что музей произвел
очень хорошее впечатление, которое
поддерживалось буквально всеми аспектами,
начиная с, собственно, экспозиции и
заканчивая сотрудниками.
Очень советую
посетить, кто не был. Главное - найти
вход!
Было изменено: 13:59 01/08/2008.
души
Намечтавшись
однажды о петербургских улицах и музеях
и не имея возможности в тот момент
выехать в сей горячо обожаемый мною
город, решила "искать счастья" в
родной столице.
Надо сказать, что
всевозможные "картинные галереи",
изобилующие в нашем городе, у меня
интереса не вызывают. Ну не в силах я
бродить по художественным выставкам,
что тут поделаешь! Меня и в Петербурге
ни в Эрмитаж, ни в Русский музей не
заманишь. Архитектурные сооружения,
планировки, воссозданная обстановка
помещений - вот что меня увлекает...
Вобщем, стала я прикидывать, что бы такое
"откопать" и посетить не выезжая
за пределы Москвы. И тут вспомнилась
вывеска "Палаты
в Зарядье. Историко-архитектурный
памятник XV-XVII вв. "Дом бояр Романовых""
. Рассудив, что великие шедевры
живописи и ваяния под такой вывеской
скрываться не должны, я отправилась на
осмотр избранной экспозиции.
Надо
сказать, что успех сего предприятия
вызывал во мне определенные сомнения,
поскольку, не раз проходя по Варварке,
не наблюдала ни разу хоть какого-то
оживления, свойственного объекту
культурно-массовой жизни москвичей и
гостей столицы. Более того, разбитая на
месте бывшей гостиницы стройплощадка,
еще "добавляла масла в огонь".
Однако, по сведениям, добытым во "всемирной
паутине", вожделенный музей ждал
своих посетителей, широко распахнув
двери. (А точнее, ворота, как выяснилось
впоследствии.) Решив, что попытаться
все-таки стоит, и в случае успеха я получу
заслуженное удовольствие, ну а в случае
неудачи - проверенную лично информацию
об отсутствии всякого присутствия того,
что должно вроде там быть, но чего, тем
не менее, там нет. И перестану наконец
периодически изводиться вопросом, "есть
ли жизнь на Mарсе".
Вобщем, вооружившись решимостью, я
приехала в центр города, напетляла по
прилегающим к Варварке улочкам и
переулочкам (по случаю, в том районе
толи маршировали "несогласные",
толи кучковалась какая-то партия вкупе
с желающими их побить) и наконец вышла
к заветному месту. Спускаться указанной
тропой как-то не очень хотелось: дорожка
ответвлялась от основной улицы и вела
куда-то вниз, к стройке, по ней ползали
самосвалы, бродили рабочие строительных
специальностей и совсем не было видно
тянущихся к историческим реликвиям
экскурсантов. Вдобавок ко всему этому
никакого входа в музей в обозримом с
тротуара пространстве не наблюдалось.
Иными словами, четкого направления к
дверям разработать было невозможно. Со
стойким ощущением, что вместо
культурно-исторического очага я
направляюсь в логовище гастарбайтеров,
я все же потопала по пыльной дорожке и,
надо сказать, не пожалела.
На
пороге
Заповедная сия тропа вывела меня в
белокаменным палатам. Точнее, ко входу
на боярский двор, к внушительного вида
воротам со старинными (или реконструированными)
деревянными воротами.
Двор
небольшой, но и "закутком" его тоже
не назовешь. На тройке, конечно, не
пронесешься по нему, однако надо
учитывать, что тогда Романовы были
простыми боярами, а не царями, а и масштабы
в те времена - не в пример нынешним.
Любопытный, уютный, но разглядывать
толком нечего - быт на дворе не
воссоздан.
Пометавшись по двору,
вернулась в проем ворот, где обнаружилась
боковая дверца с признаками кассы. В
крошечном совершенно помещеньице
действительно обнаружилась классического
вида продавщица (однако, без недовольства
на лице) и неожиданный для такого
запрятанного ото всех места набор
календариков-брошюрок-открыток. Перед
всем этим интеллектуальным богатством
я никогда устоять не могла. Прихватив
вдобавок к билету небольшую, но достаточно
информативную книжечку, несколько
открыток и календариков, снова направила
свои стопы на двор, ко входу в сами
палаты.
Надо сказать, что
за все пребывание на территории этого
памятника истории и архитектуры я
увидела больше его сотрудников, чем
экскурсантов.
Передо мной в кассе
выбирала сувениры женщина с двумя
девочками лет 11-13, но они, по всей
видимости, уже посетили экспозицию, уже
в палатах меня догнала и перегнала
довольно молодая семья. Папа с интересом
читал пояснения к экспонатам и помещениям
и пытался заинтересовать остальных,
хотя было видно, что он недолго будет
помнить полученную информацию. Ну, хоть
в данный момент увлечен - человек пришел
определенно не зря.
Мама бессистемно
оглядывалась по сторонам, вяло отзывалась
на мужнины порывы поделиться впечатлениями.
Похоже, она искала взглядом расшитые
золотом кафтаны, обилие золотых же
кубков и сундуки с богатыми украшениями
боярыни. А вообще, мысли ее были заняты
более тем, что приготовить на обед,
нежели тем, что открывалось взору. Но в
принципе, она тоже пришла не просто так
- она была вместе с семьей, сопровождала
мужа в его культурных изысканиях. И это
само по себе прекрасно.
Ребенок -
мальчик лет 6 - резвый, но довольно
культурного поведения, оглядывал комнату
заинтересованным взглядом, но затем
начинал отвлекаться на другие помещения,
на собственные шнурки и карманы. И уже
тогда, когда папа командовал двигаться
дальше, начинал быстро-быстро тараторить:
"Мама, мама! А это шкаф, да? Пап, а что
в нем? А это кувшин, а, пап? А туда молоко
наливали?". Мама пыталась неожиданный
интерес чада погасить, устало и вяло
как-то отвечая: "Шкаф, да. Обычный
шкаф. Ты что, шкафов никогда не видел?
Пойдем уже...", мальчик на мгновение
задумывался, но тут же начинал обращаться
уже исключительно к отцу. Папа, в отличие
от мамы, радостно начинал по новой
зачитывать сыну аннотацию к помещению
и от непонятных еще ребенку фраз парнишка
снова терял интерес. Так повторялось
все время. Но вцелом, хорошо, что ходят.
И даже интересуются.
Уже на выходе
увидела группу школьников класса 8-9,
которых сопровождающие пытались
утихомирить перед входом на территорию.
Подумалось, что ведут они себя куда как
хуже шестилетнего мальчишки.
Вот и
все посетители в субботний день. А жаль
- место очень интересное.
Палаты
Прежде чем
проникнуть в палаты, посетители спускаются
в подвал, где представлены некоторый
инвентарь и элементы утвари вроде кос,
упряжи, горшков, сундуков. В подвале
весьма прохладно, если не сказать
холодно. Но это только подчеркивает
колорит этого помещения.
Сами палаты поражают своими
размерами. В том смысле, что маленькие.
Потолки невысокие. Одним словом, скромно
жили бояре. В главной комнате, той самой,
где собирались пиры, даже окон нет. Ну
или они так незаметны. И вот эта "зала"
по нынешним меркам - довольно средняя
комната даже для "малогабаритки".
А уж про спальню и кабинет боярина вообще
молчу.
И старшие сыновья ютились в
темноте и тесноте. Видимо, привыкали к
лишениям, которые их могли подстерегать
в ратных походах и тому подобных жизненных
катаклизмах. Кроме того, чтобы читать
книги, заниматься науками, много места
не надобно, а остальное время обычно
проходило за пределами жилища. То ли
дело боярыня и дочери!
Все время женская половина семьи
проводила дома, исключая особые случаи
выхода из покоев. Целыми днями боярыня
и ее дочери рукодельничали в компании
дворовых девушек, специально обученных
для такой "миссии". Кроме того, там
же, в тереме, вместе с матерью находились
и малолетние боярские дети. Поэтому на
территории хозяйки окна большие, комнаты
просторные и светлые.
Очень и очень понравилось то, как
продумана система подачи информации в
этом музее. Больше я такого не видела
нигде. Кроме привычно вывешенных на
стенах панелей с описанием комнаты и
отдельных предметов, в ней находящихся,
в помещениях разложены распечатки с
тем же самым текстом. Надо ли говорить,
как это удобно, когда несколько человек
уже читают или что-то рассматривают
рядом, и подойти не представляется
возможным. А если у человека плохое
зрение? Да и просто намного удобнее
осматривать обстановку, имея возможность
в любой момент прочесть описание. Вобщем,
молодцы!
И, отступая от темы, надо
сказать, что обстановка в музее
благожелательная. К этому человек
среднего и ниже достатка у нас не приучен.
Москва вообще город злобствующих. Если
ты не денежный мешок, то тебе улыбаются
только те, кто уже придумал, как "подложить
тебе свинью", и девушки-промоутеры,
предлагающие попробовать очередную
отраву. Причем замечено: чем менее
качественный продукт, тем они активнее
и тем шире их улыбки.
Но тут иначе.
Сотрудники настроены миролюбиво и
некоторые определенно ловят кайф,
неожиданно "заворачивая" посетителей
в секретную дверь из покоев боярина на
лестницу, ведущую в комнаты его супруги.
Лестница
На этом
элементе внутренней планировки я не
могу не остановиться особо. Дело в том,
что боярыня ведала всем хозяйством. Она
была хранительницей всех ключей,
распорядительницей всего, что происходило
в палатах и на территории двора. И,
конечно, по этой причине постоянно
перемещалась по дому, десятки раз
поднимаясь и спускаясь по лестницам в
подвальные погреба и свой терем. А теперь,
внимание.
Ступенька возвышается над
предыдущей почти на высоту колени.
Поручней нет. Лестница настолько узкая,
что захотелось двигаться боком (это при
моих-то 53 кг).
Классический образ тучной
дородной барыни растаял как дым. Мало
того, что такая этот путь не одолеет,
плюс она просто не пройдет по параметрам,
и наконец, при таких ежедневных нагрузках
она недолго смогла бы поддерживать
такие формы.
Но был в
таком подъеме и определенный плюс:
нетрезвый благоверный после обильной
пирушки вряд ли мог неожиданно побеспокоить
супругу :)
"Итого"
Подводя
итоги, стоит повторить, что музей произвел
очень хорошее впечатление, которое
поддерживалось буквально всеми аспектами,
начиная с, собственно, экспозиции и
заканчивая сотрудниками.
Очень советую
посетить, кто не был. Главное - найти
вход!
Было изменено: 13:59 01/08/2008.