Музыкотерапия
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
- Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний
- Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства
- Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы
Одним из первых людей, утверждавшим значительное влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческих ученый и философ Пифагор. Как видно из труда Ямвлиха "О пифагорейской жизни", если некто "слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил" Армянский врачеватель XII века МхитарГераци также указал на значительную положительную роль музыкотерапии.
В XIX столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первоймировойвойны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвыжелудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующегосредства стало применяться в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второймировойвойны.
Во второй половине XXвека технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистуюсистему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям
Так что же рекомендуют слушать:
для снятия раздражения
"Лунная соната" Бетховена, "Симфония" Гайдна, "Кантата № 2" и "Итальянский концерт" Баха;
от головной боли:
"Венгерская рапсодия" Листа, "Фиделио" Бетховена, "Американец в Париже" Гершвина;
от бессонницы:
"Грустный вальс" Сибелиуса, "Мелодия" Глюка, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского;
для успокоения:
"Колыбельная" Брамса, "Свет луны"Дебюсси, "Аве Мария" Шуберта;
от гипертонии:
"Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Концерт ре-минор для скрипки" Баха.
- Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний
- Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства
- Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы
Одним из первых людей, утверждавшим значительное влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческих ученый и философ Пифагор. Как видно из труда Ямвлиха "О пифагорейской жизни", если некто "слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил" Армянский врачеватель XII века МхитарГераци также указал на значительную положительную роль музыкотерапии.
В XIX столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первоймировойвойны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвыжелудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующегосредства стало применяться в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второймировойвойны.
Во второй половине XXвека технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистуюсистему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям
Так что же рекомендуют слушать:
для снятия раздражения
"Лунная соната" Бетховена, "Симфония" Гайдна, "Кантата № 2" и "Итальянский концерт" Баха;
от головной боли:
"Венгерская рапсодия" Листа, "Фиделио" Бетховена, "Американец в Париже" Гершвина;
от бессонницы:
"Грустный вальс" Сибелиуса, "Мелодия" Глюка, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского;
для успокоения:
"Колыбельная" Брамса, "Свет луны"Дебюсси, "Аве Мария" Шуберта;
от гипертонии:
"Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Концерт ре-минор для скрипки" Баха.