Чапаев не скакал на коне, а ездил на "форде".
О личности комдива Василия Ивановича Чапаева мы, в основном , судим по фильму братьев Васильевых, а потому он представляется нам командиром на лихом коне, который от пули белых гибнет в реке Урал. И, конечно, рядом с ним неизменно находится ординарец Петька и пулеметчица Анка.
СТАЛИНСКИМ КУРСОМ
Однако фильм – не более чем миф. Дело в том, что картина создавалась под бдительным присмотром Иосифа Виссарионовича Сталина, и ему очень не понравилась попытка режиссеров показать реальных людей в реальных обстоятельствах. Дескать, маловато, и масштаб не тот.
Так что пришлось Васильевым большевистскую идею развивать с помощью четырех главных героев: комиссара Фурманова, командира Чапаева, рядового бойца Петьки, пулеметчицы Анки ( она должна была показать роль женщины в революции).
СОРАТНИКИ
Между тем, настоящий Петр Семенович Исаев был не ординарцем Чапаева, а командиром полка, затем комиссаром полка, и наконец, офицером по особым поручениям, да к тому же сверстником Чапаева.
А Анки и вовсе в природе не было. В дивизии была медсестра Мария Андреевна Попова, которой однажды пришлось на время стать пулеметчицей. Случилось это вот при каких обстоятельствах.
Однажды раненный пулеметчик, которому она оказывала помощь, приказал Поповой заменить его. Она стреляла, но отвернувшись и зажмурившись от страха. А героиню фильма Анкой назвали, потому что главным консультантом фильма была жена Фурманова Анна Никитична ( она же была любовницей Чапаева).
МОГИЛА НА ДНЕ РЕКИ
Смерть Василия Ивановича , по всему судя, была иной, не такой кинематографической. В одном из интервью дочь Василия Ивановича Клавдия Васильевна рассказывала, что тяжело раненного Чапаева переправили на плоту несколько его бойцов. Когда они увидели, что комдив мертв, вырыли руками могилу на берегу у реки и похоронили Чапаева. Позднее Урал поменял русло, и могила Чапаева, по прямо-таки мистическому совпадению, все-таки оказалась на дне реки.
ЖЕЛЕЗНЫЕ «КОНИ»
И еще. В нашем представлении Чапаев – это герой в папахе и бурке, который несется на лихом коне, размахивая шашкой. Однако командовал он не кавалерийской, а стрелковой дивизией. Да и ездить предпочитал на машинах. Вначале у него был ярко-красный автомобиль «Стевер», конфискованный «в пользу революции» у какого-то российского капиталиста, затем – брошенный колчаковцами «Паккард», потом «Форд», развивающий скорость до 50 км/ч. С лошадьми в дивизии как раз было туго, зато был 10-тонный сухопутный броненосец «Гасфорд», танки, броневики, боевые аэропланы, телеграфная, телефонная и мотоциклетная связь.