Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 1 марта 2019, 09:12
Депрессия
"Унылость, холодность и скука, проявляющаяся в телах и в повседневной жизни - вот наиболее распространенные характеристики этого состояния. У большинства людей в депрессии отсутствует внутренняя радость и внутреннее оживление, которые добавили бы им жизненной энергии.
Требуются усилия для того, чтобы встать и приняться за обычную жизнь. Человек чувствует себя не в силах сдвинуться с места.
Образуется внутренняя пустота и отсутствие настоящего удовольствия. При этом могут сохраняться внешне улыбка, говорливость и манеры - переносить муки с улыбкой на лице - подходящая метафора, описывающая фасадность внутренней жизни. Жизнь продолжается в холодности и расчетливости, а все вокруг воспринимается в мрачных и унылых тонах.
Человек замыкается, и остается внутренне одиноким. Наиболее очевидно - отсутствие эмоционального взаимодействия с окружающей средой.
Общим для людей, находящихся в депрессии, является то, что человек живет прошлым, с соответствующим отрицанием настоящего. Таким образом, теряется связь с существующей реальностью.
Кроме прошлого в субъективном опыте человека присутствует некоторое воображаемое будущее, как правило, абсолютизированное до уровня избавления от всех страданий. Этот образ будущего представляет собой мифическое, недостижимое в реальности бытие, что еще больше увеличивает желание оттолкнуть актуальную реальность.
Стимулом, для появления депрессии могут служить различные факторы.
Наряду с травмирующими переживаниями, такими как смерть близких, развод, потери, поводом для депрессии могут стать и менее очевидные события.
Любые изменения в привычном жизненном укладе, могут приобрести депрессивное течение. Особенно, если эти изменения вынужденные, например, переезд на новое место жительства, смена работы, партнера. Так каким же образом наши переживания переходят в депрессию?
В процессе терапии становится ясно, что чувство, находящееся под запретом все это время - это грусть. Грусть, то чему не было места до этого момента в отношениях.
То есть, человек, будучи ребенком, не имел возможности переживать утрату чего-либо (прежнего состояния комфорта, любимой игрушки, родительского поощрения). Чувство грусти, которое возникало при этом - отрицалось тем или иным родительским вмешательством - и, следовательно - не имело возможности быть признанным как уместное при данных обстоятельствах. Таким образом, переживание грусти обесценивается: что толку от слез.
Тогда ребенок лишается возможности вернуться к мобилизирующим эмоциям гнева и - от него - подойти к возбуждению.
Естественное течение переживаний - это тревога, вызванная изменением привычного состояния, затем гнев, который... может уступить место другим чувствам, возбуждению и активности, а завершает весь этот ряд переживаний грусть как символ утраты.
Сам по себе запрет на переживание печали рождает внутреннюю безжизненность, свойственную депрессии.
Блокируя грусть, мы лишаемся и других чувств, наступает тишина.
Возбуждение теперь приносит вред и возвращает нас ко всем отторгнутым эмоциям, соответственно максимальны попытки человека в депрессии влиять на возбуждение, сужая диапазон своих действий до минимума.
Если не избегать собственных переживаний, не заглушать их, а дать им право на существование, признать - это и будет первый шаг на пути к выздоровлению.
Но чаще случается так, что человек в депрессивном состоянии фиксируется в своих мучительных переживаниях и мыслях, зацикливается в своей апатии.
Важно вовремя признать, что состояние, в котором я пребываю, невыносимо для меня, и сам я, похоже, не справляюсь.
Именно с этого момента открывается возможность помочь человеку встретиться со своими чувствами, и пережить их в безопасном пространстве. В терапевтической встрече клиент осознает право испытывать и выражать, что не менее существенно, грусть в присутствии другого (в данном случае - терапевта), и иметь - уже в современной ему реальности - эмоциональный отклик значимого человека