Духовный онанизм. Божественный секс и смысл жизни
Это из энциклопопии йоги, так что - есть свои нюансы.
Темка такая - о духовном поиске ) Для тех, у кого есть время и желание почитать.
Так... для интереса. К "саморазвитию" не призываю, ибо сие - крайне индивидуально.
*************************** поехали! ********************************
В отношении к сексу людей можно разделить на два лагеря — тех, кому нравится
«трахаться» и тех, кому нравится «заниматься любовью». Физики и лирики,
прагматики и романтики. Первых, прежде всего, интересует физиологическая
сторона процесса, вторых — психологическая. Это одна плоскость.
В другой плоскости люди делятся по тонкости восприятия от, грубо говоря, просто
пожрать до утонченного гурманства в ощущениях — физиологических или
психологических. Можно сказать, что это шкала чувствительности.
И в зависимости от расположения в этой системе координат, проявление
сексуальности у людей различается от грубых примитивных форм совокупления до
утонченных переживаний на грани духовных откровений.
Так вот, грубая форма сексуальности подразумевает утоление соответствующего
голода любыми доступными средствами — в этом и заключается цель сексуального
контакта. Индивидуальные качества партнера и душевная близость с ним
второстепенны, а на крайний случай можно и вовсе обойтись своими руками без
партнера.
С такой позиции легко обнаружить тот мистический пограничный момент, где
заканчивается дружба и начинается секс. Все, что сексуально нейтрально — это
дружба, все, что ведет к возбуждению — это флирт, а все, что ведет к оргазму —
это уже секс. А цель всего этого ритуального танца — сладкое ощущение
психологической победы и желанная физиологическая разрядка. Просто и
примитивно.
На противоположном полюсе все выглядит иначе. Партнер здесь играет
первостепенную важность и установление с ним близкого и глубокого душевного контакта
является главной и самостоятельной ценностью. А физиологическая или, скорее,
тактильная составляющая, естественным образом вплетается в общую канву общения
и является еще одним способом почувствовать другого человека и самого себя
через него.
Никакой явной границы между сексом и не-сексом здесь уже нет. Секс начинается с
первого взгляда и не заканчивается до самого расставания, меняется только, уж
простите, глубина взаимного проникновения. Или можно сказать, что никакого
секса здесь вообще нет, а есть только всестороннее общение, узнавание себя и
друг друга с самых разных сторон и без каких-либо границ. И оргазм тут не
является заветной целью, а лишь сопровождает и без того драгоценное общение.
Очевидно, что все мы колеблемся между этими двумя полюсами, склоняясь время от
времени то в одну сторону, то в другую. И именно это дает нам возможность
прочувствовать принципиальное различие этих двух крайностей в сексе — жажды
утоления чисто физиологической потребности и ощущения возбуждающей, сводящей с
ума близости с другим человеком. Оргазм, в общем-то, один и тот же, но в первом
случае он, как поддельные китайские елочные игрушки — не радует.
А теперь нужно провести довольно тонкую параллель между сексом и духовными
поисками. Надеюсь, получится это выразить в словах.
Посмотрите на жизнь, как на отношения, — отношения с самой жизнью или, если
угодно, с Богом. Интерес и влечение к другим людям — это лишь частное
проявление нашего общего и самого главного интереса — интереса к жизни. Или,
если взглянуть глубже, то это нескончаемый интерес к самим себе, который мы
утоляем, прикасаясь к различным граням бытия.
Жизнь — это бесконечный процесс самолюбования самопознания Вселенной через самого себя. И мы — люди, с нашими маленькими индивидуальными «Я» — часть этого
процесса и его воплощение в частной невротической миниатюре. Мы узнаем себя
через других людей и вообще через проживание уникальной ни на кого не похожей
жизни — Вселенная не нуждается в повторах.
С такой точки зрения абсолютно не важно, чем именно человек заполняет свою
жизнь и на что тратит отпущенное время. Важен сам процесс бытия, каким бы он ни
был. Можно играть в отношения и семью, можно в футбол, можно податься в
политику, можно выпиливать лобзиком или пролежать всю жизнь на диване перед
телевизором — никакой разницы. Бытие есть бытие. Час, проведенный за ковырянием
в носу, ничем не отличается от часа, потраченного на поиски лекарства от рака.
Жизнь — это огромная песочница с кучей игрушек, где каждый выбирает для себя
что-то свое. И споры о том, что важнее, детский совочек или космическая ракета,
здесь бессмысленны. Все важно и все тлен.
Но есть среди всех игр одна, претендующая на особое положение, — игра в
«духовность». Суть ее в обещании того, что выполнение специальных процедур —
«духовных практик» — позволит человеку восстановить утраченный контакт с Богом
и зажить припеваючи. Но для этого требуется много и целеустремленно
практиковать — молиться, медитировать, поститься, читать священные книги,
открывать энергетические меридианы, заниматься осознанными сновидениями,
разгадывать коаны, уходить в ритриты, подавать бедным, не есть мясо, любить
ближнего своего и много всего прочего делать или не делать, в зависимости от
выбранной конфессии.
Строгая праведная жизнь ради достижения высшего духовного рубежа, после
которого наконец-то можно будет жить, как захочется. А прямо сейчас жить, как
захочется, нельзя — надо сначала избавиться от своих детских социальных
страхов просветлеть. Ну, а поскольку просветление светит лишь избранным, то игра
в духовность обрекает человека на жизнь в безнадежной тоске по тому, что,
вероятно, никогда не произойдет. Но расслабляться нельзя — надо продолжать
практиковать, потому что нет в жизни ничего важнее духовного поиска! Духовный
поиск — единственное настоящее занятие, все остальное — детские игры и происки
дьявола.
Таким образом, духовная практика представляется методом достижения некоего
духовного оргазма, который по слухам должен освободить человека от
фундаментального внутреннего конфликта и дать ему возможность прожить остаток
лет в свое удовольствие. Звучит разумно, но именно тут начинает прослеживаться
параллель с темой секса. Не является ли духовная практика чем-то вроде хитрой
техники самоудовлетворения ради достижения того самого оргазма, который «не
радует»?
Само по себе пиковое переживание, которое коренным образом трансформирует
человека, никто не отрицает — что-то такое действительно с людьми происходит.
Но все они потом в один голос говорят, что любое личное усилие ведет в
противоположном направлении, а это значит, что не может быть никакого «метода».
Сама постановка вопроса о методе и, тем более, назначение «духовности» таковым
методом — это коварная ловушка ума. Нет никакого способа попасть «туда», но
стоит приглядеться и оказывается, что каждый чих, каждый мельчайший порыв души
— это и есть способ. Проживание жизни безо всякой идеи и надежды получить
что-то кроме самой прожитой жизни — вот это способ или, точнее, это и есть
искомое «То». Все, что может принести с собой пробуждение, и так лежит у нас под
самым носом. Нет и не будет ничего другого, чем та жизнь, которую мы проживаем
сегодня. И никакая духовная практика не поможет начать жить, потому что жизнь и
так уже идет полным ходом, и прямо сейчас мы находимся в самом разгаре ее
сюжета.
Нет никакой ошибки в том, чтобы жить праведной жизнью и заниматься духовными
практиками, ошибка в том, чтобы считать, что это занятие находится на каком-то
особом счету среди всех прочих занятий, доступных человеку. Представление о
том, что игра в праведника ведет к Богу, а все прочие игры уводят от него — это
огромное заблуждение, равно как и представление о том, что поиски Бога,
«духовность» — это что-то настоящее, а все остальное — ложное и бессмысленное.
К Богу человека ведет не какая-то конкретная особенная игра, а увлеченность
игрой — участие, проживание и переживание жизни во всем ее многообразии. И если
есть желание попасть куда-то «туда», то ни в коем случае нельзя
противопоставлять игру в духовность всем остальным играм. Как только духовной
практике придается особый смысл, так сразу же она превращается в «метод», и на
этом крест — путь «туда» заказан.
Пробуждение или спасение души — это не оргазм, которого нужно достичь любой
ценой, любой техникой с любым партнером, это побочный эффект глубокого
проживания жизни. И духовные практики, даже если они приводят к некой духовной
разрядке, — это не более чем онанизм, пусть и одухотворенный. Как близкий
контакт с человеком подразумевает наступление оргазма в какой-то момент
общения, так и близкий интимный контакт с жизнью, рано или поздно приводит к
естественному осознанию своего тождества с процессом бытия. А если не приводит,
то не в этом и счастье — точно так же, как в общении с другим человеком счастье
далеко не в оргазме.
Есть люди, которым достаточно самых грубых форм секса, есть люди которым нужен
глубокий человеческий контакт, а есть те, кому просто нравится секс. Для первых
секс — это метод достижения оргазма. Для вторых — еще одна грань общения,
неотделимая ото всего остального. Для третьих — просто игра, интересная и
увлекательная сама по себе.
С духовностью все точно так же. Есть те, кто понимает духовность в самом
примитивном смысле и видит в ней надежду на избавление от страданий. Есть те,
для кого сама повседневная жизнь, бытие — это и есть высшее проявление
духовности. А есть те, кому просто нравятся духовные практики, точно так же,
как кому-то нравится заниматься фитнесом, водить машину или руководить
собственной фирмой.
Ирония в том, что только последняя категория граждан знакома с понятием
просветления или спасения души и именно они делают из этого переживания свою
торговую марку. И тогда возникает общая иллюзия, что именно «практикам»
принадлежат эксклюзивные права на духовный оргазм. И чтобы получить хотя бы
малейший шанс на спасение души, нужно тоже стать «практиком».
Да, человек, всей душой любящий секс, вероятно, знает о его тонкостях больше,
чем те, для кого секс — это чисто механическая процедура. Можно предположить,
что он испытывал самые различные переживания в самых различных позах, и ему
есть, что рассказать об этом простым смертным. Но ведь срывающий крышу оргазм —
это не результат изощренной техники, а разрядка глубокого всепоглощающего
возбуждения. И никакая хитрая техника здесь не поможет — возбуждение приходит
из какого-то совсем другого места. А когда оно есть, никакая техника уже и не
нужна — и одного взгляда достаточно, чтобы взорваться.
Вот и с духовной практикой все примерно так же. Любители этой игры знают
множество техник и поз для достижения различного рода тонких переживаний. И
время от времени у них действительно случаются «оргазмы», о которых они тут же
начинают трубить во все стороны. Но у них нет никакой секретной техники
духовного возбуждения и именно в этом смысле они находятся в равных условиях с
людьми, далекими от всякой духовности. И к тем, и к другим возбуждение или
вдохновение приходит каким-то иным таинственным способом, и именно от его
глубины и интенсивности зависит наступление разрядки. А знание секретных
тибетских техник медитации тут не значит ровным счетом ничего, как в сексе
абсолютно ничего не значит отточенная техника 64 поз Камасутры.
Дело не в технике достижения оргазма — дело в возбуждении. И если уж говорить о
каких-то сознательных усилиях, то направлены они должны быть не на скорейшее
достижение предельного переживания, а на обнаружение того, что именно нас
возбуждает в этой жизни, что именно срывает нам крышу, что именно вырывает нас
из болезненной фиксации на собственной личности и заставляет сфокусироваться на
процессе бытия.
Отношения, музыка, разведение кроликов или духовные практики — совершенно не
важно! Главное, чтобы это сводило с ума, будоражило, возбуждало до дрожи в
теле. В сексе самое сильное возбуждение возникает из самого секса. В жизни — из
самой жизни. Обнаружить себя в гуще событий, главным героем своего собственного
сюжета — что может быть более возбуждающим?
Отредактировано: 17 Сен 2019, 20:33.