свобода и ложные ценности
(Цитата)КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ О ФИЛОСОФИИ ИСАЙИ БЕРЛИНА. (по следам темы Чебурашки)
(всё - цитата)
1). Негативная свобода свобода деятельности и бытия человека или группы лиц, не подвергающееся вмешательству других людей,
2). Позитивная свобода способность человека САМОМУ совершать какое-либо действие из исключительно ЕГО интересов, а не чьих-либо еще.
Основные постулаты свободы с точки зрения либералов:-индивидуальная свобода превыше всего
-равенство свободы
-не поступай так, как не хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе
-исполнение долга перед теми, кто дал осуществиться твоей свободе
-справедливость
"Меньшинство, обладающее свободой, обрело ее, эксплуатируя большинство", - пишет Берлин.
Если моя свобода или свобода класса, народа связана со страданиями какого-либо количества людей, - то такая политическая система несправедлива и аморальна.
Некоторые считают, что если в обществе не у всех равны права,
то можно пожертвовать своими в пользу других.
Однако это жертва не ведет к росту свободы. Наоборот, общая масса свободы в итоге уменьшается.
При этом,
индивидуальную свободу нужно сдерживать законом чтобы никто не покушался на свободу другого.
До тех пор пока людям не будет разрешено вести тот образ жизни, какой они хотят и какой "касается только их самих", цивилизация не сможет развиваться.
"Позитивная" концепция свободы предполагает не свободу "от", а свободу "для" - свободу вести какой-то предписанный образ жизни,
поэтому для сторонников "негативной" свободы она порой оказывается лишь лицемерной маской жестокой тирании."
Существует некое Я- разум, высшая природа человека, противопоставляемое иррациональным влечениям, неконтролируемым желаниям.
*
Триумф деспотизма состоит в том, чтобы заставить рабов объявить себя свободными" - многим правительствам не составило труда заставить подданных выражать волю, желательную для данного правительства.
"Рабы совершенно искренне могут заявлять о своей свободе, оставаясь при этом рабами".
...Либералы говорят о необходимости получения позитивных прав (участие в государственном управлении, например) для того, чтобы получить или защитить негативную свободу.
Берлин говорит о том, что существует два основных направления, борющихся за позитивную свободу:
1) те, кому она нужна для того, чтобы защитить негативную свободу тех, кто хочет обуздать власть,
2)
те, кто хочет получить власть в собственные руки. Эти направления, как говорит автор, абсолютно различны в своих принципам.
Центральный тезис Толстого (в каком-то отношении схожий с теорией о неизбежном "самообмане" буржуазии, созданной его современником Карлом Марксом, с той разницей, что Маркс говорит о классе, а
Толстой распространяет эту мысль едва ли не на все человечество)- состоит в том, что существует некий закон природы,
которому подчиняется все сущее, не исключая и человека; но люди не могут без страха взглянуть в лицо этому неумолимому процессу и пытаются представить его как последовательность актов свободного выбора, чтобы возложить ответственность на тех, кого сами же и наделяют героическими доблестями или
пороками и называют "великими людьми".
Кто же это такие? Обычные люди, в достаточной степени
тщеславные и невежественные для того, чтобы принять на себя ответственность за жизнь общества; те, ктоскорее готов связать свое имя со всеми жестокостями, несправедливостями и несчастьями, чем признаться в
ничтожности и беспомощности перед лицом вселенского потока, который следует своей дорогой независимо от их желаний и помыслов.
В этом - главный смысл тех пассажей (очень "толстовских"), в которых реальное течение событий описывается бок о бок с абсурдными, эгоцентрическими объяснениями, которые волей-неволей дают им люди, раздувшиеся от чувства собственной значимости.
Чудесно описывает он и те минуты, когда правду о доле человеческой прозревают люди, у которых достало смирения признать свою незначительность и немощь.
В этом же - главная цель философских пассажей, где, куда яростнее, чем Спиноза, но с теми же исходными мыслями, Толстой обличает ошибки мнимых наук.
Есть у него особенно яркое сравнение: великий человек подобен барану, которого пастух откармливает на убой.
Баран постепенно жиреет, ему на шею вешают колокольчик, и он может с легкостью вообразить, что он и есть настоящий предводитель отары, а остальные овцы идут туда, куда они идут, повинуясь его воле.
Он так считает, и отара может так считать. Тем не менее, цель, для которой он избран, - совсем другая, и поставили ее существа, о чьих мотивах ни он, ни другие овцы не имеют ни малейшего представления.
Для Толстого таким бараном были и Наполеон, и, до определенной степени, Александр, да и вообще все великие исторические фигуры
(цит.)
Было изменено: 0:14 02/05/2020.
Было изменено: 9:51 05/05/2020.
Было изменено: 9:51 05/05/2020.
Было изменено: 10:20 08/05/2020.
(всё - цитата)
1). Негативная свобода свобода деятельности и бытия человека или группы лиц, не подвергающееся вмешательству других людей,
2). Позитивная свобода способность человека САМОМУ совершать какое-либо действие из исключительно ЕГО интересов, а не чьих-либо еще.
Основные постулаты свободы с точки зрения либералов:-индивидуальная свобода превыше всего
-равенство свободы
-не поступай так, как не хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе
-исполнение долга перед теми, кто дал осуществиться твоей свободе
-справедливость
"Меньшинство, обладающее свободой, обрело ее, эксплуатируя большинство", - пишет Берлин.
Если моя свобода или свобода класса, народа связана со страданиями какого-либо количества людей, - то такая политическая система несправедлива и аморальна.
Некоторые считают, что если в обществе не у всех равны права,
то можно пожертвовать своими в пользу других.
Однако это жертва не ведет к росту свободы. Наоборот, общая масса свободы в итоге уменьшается.
При этом,
индивидуальную свободу нужно сдерживать законом чтобы никто не покушался на свободу другого.
До тех пор пока людям не будет разрешено вести тот образ жизни, какой они хотят и какой "касается только их самих", цивилизация не сможет развиваться.
"Позитивная" концепция свободы предполагает не свободу "от", а свободу "для" - свободу вести какой-то предписанный образ жизни,
поэтому для сторонников "негативной" свободы она порой оказывается лишь лицемерной маской жестокой тирании."
Существует некое Я- разум, высшая природа человека, противопоставляемое иррациональным влечениям, неконтролируемым желаниям.
*
Триумф деспотизма состоит в том, чтобы заставить рабов объявить себя свободными" - многим правительствам не составило труда заставить подданных выражать волю, желательную для данного правительства.
"Рабы совершенно искренне могут заявлять о своей свободе, оставаясь при этом рабами".
...Либералы говорят о необходимости получения позитивных прав (участие в государственном управлении, например) для того, чтобы получить или защитить негативную свободу.
Берлин говорит о том, что существует два основных направления, борющихся за позитивную свободу:
1) те, кому она нужна для того, чтобы защитить негативную свободу тех, кто хочет обуздать власть,
2)
те, кто хочет получить власть в собственные руки. Эти направления, как говорит автор, абсолютно различны в своих принципам.
Центральный тезис Толстого (в каком-то отношении схожий с теорией о неизбежном "самообмане" буржуазии, созданной его современником Карлом Марксом, с той разницей, что Маркс говорит о классе, а
Толстой распространяет эту мысль едва ли не на все человечество)- состоит в том, что существует некий закон природы,
которому подчиняется все сущее, не исключая и человека; но люди не могут без страха взглянуть в лицо этому неумолимому процессу и пытаются представить его как последовательность актов свободного выбора, чтобы возложить ответственность на тех, кого сами же и наделяют героическими доблестями или
пороками и называют "великими людьми".
Кто же это такие? Обычные люди, в достаточной степени
тщеславные и невежественные для того, чтобы принять на себя ответственность за жизнь общества; те, ктоскорее готов связать свое имя со всеми жестокостями, несправедливостями и несчастьями, чем признаться в
ничтожности и беспомощности перед лицом вселенского потока, который следует своей дорогой независимо от их желаний и помыслов.
В этом - главный смысл тех пассажей (очень "толстовских"), в которых реальное течение событий описывается бок о бок с абсурдными, эгоцентрическими объяснениями, которые волей-неволей дают им люди, раздувшиеся от чувства собственной значимости.
Чудесно описывает он и те минуты, когда правду о доле человеческой прозревают люди, у которых достало смирения признать свою незначительность и немощь.
В этом же - главная цель философских пассажей, где, куда яростнее, чем Спиноза, но с теми же исходными мыслями, Толстой обличает ошибки мнимых наук.
Есть у него особенно яркое сравнение: великий человек подобен барану, которого пастух откармливает на убой.
Баран постепенно жиреет, ему на шею вешают колокольчик, и он может с легкостью вообразить, что он и есть настоящий предводитель отары, а остальные овцы идут туда, куда они идут, повинуясь его воле.
Он так считает, и отара может так считать. Тем не менее, цель, для которой он избран, - совсем другая, и поставили ее существа, о чьих мотивах ни он, ни другие овцы не имеют ни малейшего представления.
Для Толстого таким бараном были и Наполеон, и, до определенной степени, Александр, да и вообще все великие исторические фигуры
(цит.)
Было изменено: 0:14 02/05/2020.
Было изменено: 9:51 05/05/2020.
Было изменено: 9:51 05/05/2020.
Было изменено: 10:20 08/05/2020.