Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяйка дневника: Клинически счастлива  

Дата создания поста: 5 февраля 2022, 14:58

Торжество серости

Торжество незначительности


Александр Асмолов, психолог, руководитель Школы антропологии будущего РАНХиГС:


Если мы не поймём... социокультурных аспектов проявления травли и её места в развитии общества, мы не приблизимся к серьезному решению проблемы.


В антропогенезе, в социальной эволюции, травля выступает как ключевой механизм погашения разнообразия,
это механизм социальной стратификации.


Если мы рассмотрим разные общества - травля была всегда.


Она была там, где были доминантные отношения,
отношения лидеров и подчиненных.


Травля была инструментом погашения тех, кто высунулся, выделился, стал непохожим.
Об этом можно подробнее прочитать в замечательной книге писателя, поэта и семиотика Ольги Седаковой "Посредственность как социальная опасность".

(семиотика - наука о знаковых системах; в част., в социологии)

Травля - это приведение разных групп к правилам тоталитарной игры

Мы имеем дело с социальным эволюционным механизмом.


Есть разные виды таких механизмов, некоторые из них связаны даже с клиническими заболеваниями, разными фобиями, которые за этим стоят.


По анализу травли есть блестящие работы антропологов, например, Константина Банникова, который исследовал антропологию дедовщины.


Он показывал, как работает дедовщина в экстремальных группах в армии, как травля становятся механизмом усреднения, чтобы обеспечить спокойность и управляемость коллектива.

Надо четко понять,
1) торжество незначительности является ценностной установкой общества, если в обществе есть установка на уничтожение разнообразия


2), ... мы будем иметь дело с феноменологией травли, буллинга,
- можно называть это явление как угодно, но это социальный механизм.


Поэтому травля в школе в разные времена,
в разные исторические периоды -
это отражение травли,
которая становится социально-ценностной установкой общества.



Общество, уничтожающее разнообразие, будет практиковать самые разные виды травли.

... если мы не изменим ценностные ориентиры, не перейдем к обсуждению конфликта как ключевого механизма развития систем,


к взаимопомощи, которая поддерживает нормы разнообразия,


то обуздать травлю - не получится.



Поэтому, анализируя феноменологию буллинга, надо четко понимать: ничего глобально не изменится,
если не будут созданы установки толерантного поведения.




Дима Зицер, педагог, директор школы "Апельсин", фрагмент из фильма Александра Мурашева о школьной травле:

Буллинг - это сумасшедшее упрощение.
Упрощение отношений.



Чёрно-белый мир,
где есть хорошие и плохие,

есть правильные и нет,
есть ситуация, в которой я могу повести себя только одним образом.


Как: Красные и белые - все, точка.



Если мы примем это за рабочую гипотезу,


как же мы должны с этим бороться или взаимодействовать?


Нам надо усложнять задачу, все время усложнять.
Потому что у каждого из нас есть двойное дно.


Тысячи людей в минуту могут соприкасаться, противоречить друг другу, отталкиваться и так далее.


Поэтому, лекарство номер один - усложнение.

Лекарство номер два:


мне кажется, что педагог должен разговаривать с детьми не о том, в чем мы похожи,


а о том, чем мы отличаемся.
История про единый порыв и единение - это начало буллинга,
так же, как коллектив - это начало буллинга.



Мы прекрасны вместе в своем разнообразии, в своих фишках.


Чем более мы разнообразны, тем нам круче.


Следовательно, на тренингах надо говорить не о том,
что я могу дать коллективу,
а о том, что мы - живые люди.


И о том, что мне делать, например, если какая-то Сашина особенность меня задевает.


Тогда у нас появятся инструменты для работы с ситуацией.


Такой подход работает на 100%.
Можно даже просто уйти.
Или, если на ситуацию можно повлиять, прямо сказать: "Слушай, Саш, ты когда плюешься - мне неприятно. Не делай этого, пожалуйста".

Предположим, возникла ситуация, в которой два человека объединились и сделали третьего объектом травли - по той или иной причине.


Правильно понять, чего они хотят.
Вопрос "Что ты хотел сказать-то?"
= начинает менять положение вещей для буллера.
Это и есть усложнение.


Человек, который травит другого, -
действует по самому простому алгоритму: "Мне тут не нравится, я не хочу запариваться на эту тему, не хочу справляться".


И дальше понеслось. Но в тот момент, когда ты задаешь вопрос, провоцируешь любое минимальное усложнение,
и в большинстве случаев начинается излечение.
И это практика, а не теория.


"Помочь и жертве, и агрессору"

Сания Биккина, выпускница программы "Учитель для России", руководитель проекта "Школа поддержки":


К сожалению, давно установилась связь: если в школе есть буллинг, то это школа плохая, а если нет - хорошая.
Все школьные директора, с которыми я общаюсь, всегда говорят: "У нас травли нет".


Иначе получается, что они признают: "У нас она есть, наша школа - плохая".


Они не будут разбираться, а всегда будут четко следовать этой формуле, потому что им нужно сказать: "Наша школа - хорошая".


Это проявляется и в общении с педагогами. Когда я прошу их рассказать что-то про школу, они сразу начинают с того, что именно их школа - лучшая, потому что находятся в постоянной конкуренции, им необходимо выживать.


И скрывать всё плохое.

Когда я работала педагогом-психологом в школе, у нас была травля.
Это была жуткая ситуация, которую я пресекла,


уже когда жертва пыталась воткнуть циркуль в шею своему обидчику.


В тот момент, к счастью, я была на замене на этом уроке,
а буквально за день до этого узнала, что с этим классом что-то не так.


Но никакой разговор с классным руководителем не помогал,
потому что ключевой момент в школьной травле - это очень сильный страх,
животный страх быть исключенным.



Это, кстати, одна из причин, почему бездействуют свидетели травли.


Учителя очень боятся таких ситуаций, потому что их приходится "распаковывать"


Признавать - да, у нас в школе это есть.
Ведь после этого могут сказать, что они плохие учителя.
Важно менять этот фокус - хвалить учителя,
если он заметил буллинг, помог детям, признал травлю.
Нам надо просто научиться с этим работать,
а не устраивать "публичные казни", как это часто сейчас происходит.


Один раз я написала пост о травле в своем инстаграме. В комментариях стали писать, что детей, которые травят других детей,
"надо расстреливать".


Это писали в том числе и взрослые люди.


Другой случай был в одной из наших школ, где инцидент в школьном туалете привел к огромной антимиграционной кампании в городе на 10 тысяч жителей.


Кого-то из детей отчислили, кого-то отправили учиться домой, а "разъяренные сельчане" вышли воевать, "с вилами и факелами".



Нам надо остановить наш страх, надо признать:
травля случается, дети совершают ошибки,
взрослые совершают ошибки - да все совершают.
Все мы совершаем ошибки.
Давайте увидим буллинг и спокойно подумаем, как помочь - и жертве, и агрессору.


(копипаст)



Эта тема -
(пред)полагаю, тоже очень связана с конформизмом

конформизм = отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу.

Было изменено: 16:46 05/02/2022.

Было изменено: 18:32 05/02/2022.

Было изменено: 12:39 06/02/2022.

Было изменено: 22:41 11/02/2022.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩