Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 19 августа 2022, 00:22
Читать не советую...)
(копипаст)
Эффективны ли запреты? Нежелательного поведения?
И эффективны ли поощрения желательного??
никто нЕ отслеживает...
ну почти никто...
((цит)
Социум традиционно убивает либо изолирует людей с патологией этического чувства.
Внешние ограничения, как наказания, так и поощрения,- они позволяют лишь реагировать на свершившиеся действия.
Но если мы хотим сформировать поведение, - они не очень эффективны.
Для эволюции гораздо проще и полезнее установить напрямую систему когнитивно-эмоционального контроля -
Чем подстегивать желательное поведение и наказывать нежелательное, лучше сделать так, чтобы особь сама хотела одного и не хотела другого.
...Где обычно легче перебороть свои этические нормы?
Я не испытываю никакого дискомфорта от того, что мне запрещено убивать, грабить и насиловать, потому что я и сам не хочу этого.
Чуть сложнее с идеей, что нельзя красть чужое имущество.
Еще сложнее с имуществом, принадлежащим каким-то неодушевленным и безликим конструкциям,- государству, учереждениям и корпорациям,
... тут уже требуются усилия по персонификации
(типа: имущество церкви принадлежит лично Господу,
государство это Родина-Мать,
а корпорация это твой дом родной и все мы тут дружная семья, особенно главбух и зав. департамента))).
И уж совсем сложна для восприятия концепция интеллектуальной собственности (я, например, не способен ее понять),- каким это образом текст, звук или изображение могут кому-то принадлежать.
Видимо, с такими же затруднениями сталкивались индейцы, когда колонисты пытались донести до них, что на оленя можно охотиться, а на корову нельзя.
На том поле можно собирать съедобные растения, а вот на этом- уже нет.
И хотя юридически правонарушения могут быть одинаковы, этически они оцениваются совершенно по -разному.
Поэтому кражу интеллектуальной собственности я совершаю ежедневно и помногу и собираюсь продолжать в том же духе,
это этически допустимо.
А кражи частной собственности - ни разу, это этически недопустимо.
Так работает мораль.
На эмоциях и на когнициях, на возбуждении и контроле.
Множество отделов мозга вовлечены в систему этического восприятия и моральных оценок.
Ни один из отделов не является специфически "моральным".
Что же в итоге означает этическое чувство? (осторожно, много терминов).
Здесь начнется счас:
- верификации, рабочая память, узлы контроля,
- сравнение информации и оценка этических дилемм,
- оценка социального контекста,
- целеполагание и предвидение результатов,
- эмоциональный интеллект,
- самооценка и самоосознание,
- восприятие окружающих и ментализация, и прочее прочее.
Это очень обширный массив неосознаваемых и мгновенных вычислений,
по результатам которых мы получаем на выходе этическое чувство.
Суть их в том, чтобы мы изначально думали и чувствовали так, чтобы быть адекватными окружающей нас социальной среде.
Про то как наши этические стандарты нас любят...... и наказывают
Ребенка или собаку надо поощрять за правильный выбор,
у взрослого нормального человека уже в голове установлены все поощряющие "хороший песик, хороший";
равно как и все необходимые "атата по попе".
*
Социальные удовольствия мозг ценит даже выше физиологических,
этичные действия поощряются окружающими в виде положительного обратного отклика,
позитивных эмоций, уважения, симпатии и всякого прочего социального груминга.
У людей с высокоразвитым этическим интеллектом для этого поощрения даже не нужны внешние сигналы, хорошо натренированный мозг способен сам себе выписывать поощрение за этичное поведение.
Собственно, именно поэтому высокоморальные люди высокоморальны. И за это мы их ценим и уважаем.
А как наказывают?
И наоборот, за нарушение этических стандартов следует наказание.
Которое, опять же, установлено внутри головы.
Неэтичных людей окружающие отвергают,
а боязнь отвержения,- один из сильнейших аверсивных стимулов для человека.
Не зря в древности остракизм считался наказанием, по суровости сравнимым со смертным приговором.
Люди обычно не осознают, насколько они социальны, насколько они висят в сетях эмоциональных связей с окружающими.
Картина мозга человека, переживающего отвержение и осуждение группы, - очень похожа на картину мозга человека, испытывающего физическую боль.
... человек, испытывающий сильное моральное, социальное или эмоциональное давление и стресс, начинает чувствовать вполне реальную боль в сердце, голове, желудке etc).
Этика функциональна и полезна
... в каком-то смысле можно сказать, что наш мозг манипулирует нашими мыслями и эмоциями с какими-то смутными целями,
и не факт, что наш собственный родной мозг играет в нашу пользу,
а не в пользу, скажем, биологического вида homo sapiens в целом.
Действительно, все эти процедуры проходят до сознания, ниже сознания и без участия сознания.
Но на деле, - высокоразвитый моральный интеллект действительно дает значительные бонусы, помогает в адаптации, повышает субъективное качество жизни, и в итоге дает большие преимущества
Хорошее это хорошо, плохое это плохо. Такая вот неожиданная мысль.
Статья врача - психотерапевта Бесчастнова Павла Сергеевича
Было изменено: 11:08 19/08/2022.
Эффективны ли запреты? Нежелательного поведения?
И эффективны ли поощрения желательного??
никто нЕ отслеживает...
ну почти никто...
((цит)
Социум традиционно убивает либо изолирует людей с патологией этического чувства.
Внешние ограничения, как наказания, так и поощрения,- они позволяют лишь реагировать на свершившиеся действия.
Но если мы хотим сформировать поведение, - они не очень эффективны.
Для эволюции гораздо проще и полезнее установить напрямую систему когнитивно-эмоционального контроля -
Чем подстегивать желательное поведение и наказывать нежелательное, лучше сделать так, чтобы особь сама хотела одного и не хотела другого.
...Где обычно легче перебороть свои этические нормы?
Я не испытываю никакого дискомфорта от того, что мне запрещено убивать, грабить и насиловать, потому что я и сам не хочу этого.
Чуть сложнее с идеей, что нельзя красть чужое имущество.
Еще сложнее с имуществом, принадлежащим каким-то неодушевленным и безликим конструкциям,- государству, учереждениям и корпорациям,
... тут уже требуются усилия по персонификации
(типа: имущество церкви принадлежит лично Господу,
государство это Родина-Мать,
а корпорация это твой дом родной и все мы тут дружная семья, особенно главбух и зав. департамента))).
И уж совсем сложна для восприятия концепция интеллектуальной собственности (я, например, не способен ее понять),- каким это образом текст, звук или изображение могут кому-то принадлежать.
Видимо, с такими же затруднениями сталкивались индейцы, когда колонисты пытались донести до них, что на оленя можно охотиться, а на корову нельзя.
На том поле можно собирать съедобные растения, а вот на этом- уже нет.
И хотя юридически правонарушения могут быть одинаковы, этически они оцениваются совершенно по -разному.
Поэтому кражу интеллектуальной собственности я совершаю ежедневно и помногу и собираюсь продолжать в том же духе,
это этически допустимо.
А кражи частной собственности - ни разу, это этически недопустимо.
Так работает мораль.
На эмоциях и на когнициях, на возбуждении и контроле.
Множество отделов мозга вовлечены в систему этического восприятия и моральных оценок.
Ни один из отделов не является специфически "моральным".
Что же в итоге означает этическое чувство? (осторожно, много терминов).
Здесь начнется счас:
- верификации, рабочая память, узлы контроля,
- сравнение информации и оценка этических дилемм,
- оценка социального контекста,
- целеполагание и предвидение результатов,
- эмоциональный интеллект,
- самооценка и самоосознание,
- восприятие окружающих и ментализация, и прочее прочее.
Это очень обширный массив неосознаваемых и мгновенных вычислений,
по результатам которых мы получаем на выходе этическое чувство.
Суть их в том, чтобы мы изначально думали и чувствовали так, чтобы быть адекватными окружающей нас социальной среде.
Про то как наши этические стандарты нас любят...... и наказывают
Ребенка или собаку надо поощрять за правильный выбор,
у взрослого нормального человека уже в голове установлены все поощряющие "хороший песик, хороший";
равно как и все необходимые "атата по попе".
*
Социальные удовольствия мозг ценит даже выше физиологических,
этичные действия поощряются окружающими в виде положительного обратного отклика,
позитивных эмоций, уважения, симпатии и всякого прочего социального груминга.
У людей с высокоразвитым этическим интеллектом для этого поощрения даже не нужны внешние сигналы, хорошо натренированный мозг способен сам себе выписывать поощрение за этичное поведение.
Собственно, именно поэтому высокоморальные люди высокоморальны. И за это мы их ценим и уважаем.
А как наказывают?
И наоборот, за нарушение этических стандартов следует наказание.
Которое, опять же, установлено внутри головы.
Неэтичных людей окружающие отвергают,
а боязнь отвержения,- один из сильнейших аверсивных стимулов для человека.
Не зря в древности остракизм считался наказанием, по суровости сравнимым со смертным приговором.
Люди обычно не осознают, насколько они социальны, насколько они висят в сетях эмоциональных связей с окружающими.
Картина мозга человека, переживающего отвержение и осуждение группы, - очень похожа на картину мозга человека, испытывающего физическую боль.
... человек, испытывающий сильное моральное, социальное или эмоциональное давление и стресс, начинает чувствовать вполне реальную боль в сердце, голове, желудке etc).
Этика функциональна и полезна
... в каком-то смысле можно сказать, что наш мозг манипулирует нашими мыслями и эмоциями с какими-то смутными целями,
и не факт, что наш собственный родной мозг играет в нашу пользу,
а не в пользу, скажем, биологического вида homo sapiens в целом.
Действительно, все эти процедуры проходят до сознания, ниже сознания и без участия сознания.
Но на деле, - высокоразвитый моральный интеллект действительно дает значительные бонусы, помогает в адаптации, повышает субъективное качество жизни, и в итоге дает большие преимущества
Хорошее это хорошо, плохое это плохо. Такая вот неожиданная мысль.
Статья врача - психотерапевта Бесчастнова Павла Сергеевича
Было изменено: 11:08 19/08/2022.