Зима. Джузеппина
Думаю, что там за стук на кухне? Прихожу, а это котя нашел упавшую клюквину и с упоением гоняет ее по полу. Другие болеют рядом. За клюкву или за братца? А ведь если купишь им мячик, будешь играть сама. Какие, помню, надежды возлагались на електрическую рыбу, которая бьет хвостом, как живая! Посидели, посмотрели и отвернулись.
Но это так, лирическое отступление. Сегодня у нас Джузеппина.
Это уже век 19. Италия. Все помешаны на опере. Джузеппина Стреппони - оперная примадонна. Публика выпрыгивает из кресел от восторга. Прекрасный голос. Прекрасная вся. Но пашет, как лошадь, без отдыха, часто в неотапливаемых залах. Надо содержать мать-вдову, сестер и брата, отложить что-то потом, на жизнь без голоса.
Когда молодой неудачник Джузеппе Верди только начинает покорять оперный Олимп, Джузеппина в зените славы. Врачи предписывают ей длительный отдых и молчание, голос уже не тот, но ей так хочется поддержать талантливого композитора. И она она выкладывается в его Набукко", обеспечивая триумф. И через всю свою жизнь пронесет потом тяжкий крест ангела-хранителя гения.
Гений же являет собой практически некурабельный случай. Болезненно пережив провалы первых двух опер и похоронив двух маленьких детей, а вслед за ними и молодую жену, он превращается в совершенного мизантропа, а оперу ненавидит всей душой. Но чтобы обрести свободу, нужны деньги. А зарабатывать он умеет только композицией. И Верди пишет свои шедевры, стиснув зубы, каждый раз говоря себе, что эта опера последняя.
Ну, и потихоньку, потихоньку закручивается роман. Большой роман. Больше, чем роман. Деля кров и постель с Джузеппиной, Верди не стремится узаконить их союз. А та и не требует. Она возвела его на пьедестал. Великая честь выпала ей служить ему. Она не достойна его. Ведь "La Traviata" - это, в общем-то, про нее. А как можно было иначе? Женщина в искусстве в ре времена без могучего отца или покровителя беззащитна и уязвима.
Потеряв голос, Джузеппина выходит на пенсию и всецело отдает себя служению Верди. Верди принимает это как должное. ЧУдная гармония - донор и реципиент. Все счастливы. Она возвышается над пересудами и осуждающе поджатыми губами общества. Но все-таки нелегко не замечать, что тебя считают содержанкой. Наконец, наступает день, когда они венчаются. Наскоро, никого не известив, взяв в свидетели кучера и звонаря. Верди не хочет, чтобы состояние отошло после его смерти родне, с которой переругался.
Но. Все утомленные жизнью гении, обсюсюканные своими ангелами-хранительницами, расслабившись в тепле и уюте и уверовав, что им все можно, однажды жизнерадостно дрыгают ножкой и пускаются во все тяжкие. Ну, и композитор тоже дрыгнул и пустился. Конечно, певица. Конечно, молоденькая. Он привозит ее в дом. Потом она просто не уезжает. Они типа репетируют. Джузеппина - сама мудрость, такт, терпение. Не, не влияет. Тогда она ставит вопрос ребром: Имей совесть, гений. Или я, или она. А гений заявляет: Она! А ежели че, я вышибу себе мозги! И вот так они живут несколько лет, эдаким треугольником. Пока молодой не наскучивает эта геометрия.
Ну, а потом старость, болезни. Потом смерть. Джузеппина уходит первой. Джузеппе впадает в обычное свое состояние, депрессию. Через три года следует за женой и он сам.
Прожила они вместе аж пиисят лет. И кто знает, какой была бы его музыка без нее. И была бы вообще.
В память об этой героической женщине искусства слушаем арию Виолетты "Addio del Passato" из "Травиаты" вышеозначенного Верди. В исполнении, например, Марии Каллас.
Было изменено: 11:09 28/12/2022.
Но это так, лирическое отступление. Сегодня у нас Джузеппина.
Это уже век 19. Италия. Все помешаны на опере. Джузеппина Стреппони - оперная примадонна. Публика выпрыгивает из кресел от восторга. Прекрасный голос. Прекрасная вся. Но пашет, как лошадь, без отдыха, часто в неотапливаемых залах. Надо содержать мать-вдову, сестер и брата, отложить что-то потом, на жизнь без голоса.
Когда молодой неудачник Джузеппе Верди только начинает покорять оперный Олимп, Джузеппина в зените славы. Врачи предписывают ей длительный отдых и молчание, голос уже не тот, но ей так хочется поддержать талантливого композитора. И она она выкладывается в его Набукко", обеспечивая триумф. И через всю свою жизнь пронесет потом тяжкий крест ангела-хранителя гения.
Гений же являет собой практически некурабельный случай. Болезненно пережив провалы первых двух опер и похоронив двух маленьких детей, а вслед за ними и молодую жену, он превращается в совершенного мизантропа, а оперу ненавидит всей душой. Но чтобы обрести свободу, нужны деньги. А зарабатывать он умеет только композицией. И Верди пишет свои шедевры, стиснув зубы, каждый раз говоря себе, что эта опера последняя.
Ну, и потихоньку, потихоньку закручивается роман. Большой роман. Больше, чем роман. Деля кров и постель с Джузеппиной, Верди не стремится узаконить их союз. А та и не требует. Она возвела его на пьедестал. Великая честь выпала ей служить ему. Она не достойна его. Ведь "La Traviata" - это, в общем-то, про нее. А как можно было иначе? Женщина в искусстве в ре времена без могучего отца или покровителя беззащитна и уязвима.
Потеряв голос, Джузеппина выходит на пенсию и всецело отдает себя служению Верди. Верди принимает это как должное. ЧУдная гармония - донор и реципиент. Все счастливы. Она возвышается над пересудами и осуждающе поджатыми губами общества. Но все-таки нелегко не замечать, что тебя считают содержанкой. Наконец, наступает день, когда они венчаются. Наскоро, никого не известив, взяв в свидетели кучера и звонаря. Верди не хочет, чтобы состояние отошло после его смерти родне, с которой переругался.
Но. Все утомленные жизнью гении, обсюсюканные своими ангелами-хранительницами, расслабившись в тепле и уюте и уверовав, что им все можно, однажды жизнерадостно дрыгают ножкой и пускаются во все тяжкие. Ну, и композитор тоже дрыгнул и пустился. Конечно, певица. Конечно, молоденькая. Он привозит ее в дом. Потом она просто не уезжает. Они типа репетируют. Джузеппина - сама мудрость, такт, терпение. Не, не влияет. Тогда она ставит вопрос ребром: Имей совесть, гений. Или я, или она. А гений заявляет: Она! А ежели че, я вышибу себе мозги! И вот так они живут несколько лет, эдаким треугольником. Пока молодой не наскучивает эта геометрия.
Ну, а потом старость, болезни. Потом смерть. Джузеппина уходит первой. Джузеппе впадает в обычное свое состояние, депрессию. Через три года следует за женой и он сам.
Прожила они вместе аж пиисят лет. И кто знает, какой была бы его музыка без нее. И была бы вообще.
В память об этой героической женщине искусства слушаем арию Виолетты "Addio del Passato" из "Травиаты" вышеозначенного Верди. В исполнении, например, Марии Каллас.
Было изменено: 11:09 28/12/2022.