Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 6 февраля 2023, 23:43
за упокой феминизма в России
(копипаст)
... В 1979 году в Ленинграде вышел первый номер феминистского самиздата "Женщина и Россия" - альманах из статей, зарисовок из жизни и стихов советских феминисток. Его основала журналистка и диссидентка Татьяна Мамонова. Также к ней присоединились журналистка Татьяна Горичева, писательницы Наталья Малаховская и Юлия Вознесенская и другие литературные деятельницы.
В альманахе авторки делятся болью, которая накопилась у советских женщин.
Они пишут об акушерском насилии в роддомах и абортариях, бытовом сексизме,
безотцовщине и безразличии мужчин к детям,
о жестоких женских тюрьмах,
о бытовой усталости и о том, как с треском провалилась советская эмансипация.
Например, Малаховская в статье "Материнская семья" подробно расписывает, почему с нагрузкой, с которой сталкивается женщина, практически невозможно справиться.
Мамонова описывает свой опыт родов и абортов и говорит о жестокости врачей.
А Вознесенская рассказывает о жизни в женской колонии и милицейском насилии.
По словам Горичевой, для своего времени их альманах был почти экстремистским: до сих пор о проблемах женщин так никто не говорил.
"Мужчине нет дела до твоих метаний, он отделен от тебя толстой стеклянной стеной, которая надежно защищает его от шума, изредка тобой создаваемого...
Иногда доносится из-за стеклянной стены до него твой голос
(когда ты кричишь слишком громко): измените мир! сделайте мир справедливым!"
- но мужчине незачем менять мир.
Такое устройство ему удобно и выгодно.
Он лучше устроит новую войну, которая истребит твоих детей".
Татьяна Мамонова в статье "Роды человеческие"
Как пишет Анна Нижник в предисловии к переизданию альманаха, феминистское диссидентское движение чувствовало себя очень одиноко:
с одной стороны их преследовало КГБ,
с другой - отталкивало сообщество диссидентов-мужчин,
считая, что женские проблемы не заслуживают такого внимания.
Однако, она отмечает, что выпуск получил большое признание у французских феминисток.
Деятельность Мамоновой, Горичевой, Малаховской и других... привлекла внимание КГБ.
Их вызывали на "профилактические беседы", проводили обыски, прослушивали телефонные разговоры.
Тем не менее, журналистки не прекратили работу - продолжением "Женщины и России" стал журнал "Мария",
также выходивший в самиздате.
Редакция проводила конференции и устраивала женский клуб, а также выступала против войны в Афганистане.
Журнал также продержался недолго: в 1980 году Малаховская, Горичева и Мамонова эмигрировали из страны.
Татьяна Мамонова продолжала свою активистскую деятельность во Франции.
Что в итоге
В эпоху перестройки государство теряет контроль над частной жизнью граждан и возможность устанавливать эталонные представления о мужчинах и женщинах.
Появляется место для дискуссии, а также публикуются многие неизданные ранее материалы.
Однако, вплоть до распада СССР гендерный порядок остается без изменений.
По мнению Россман, провальный проект эмансипации - одна из причин, по которой современные российские женщины настороженно относятся к идее равноправия.
Было изменено: 9:07 07/02/2023.
Было изменено: 10:21 08/02/2023.
... В 1979 году в Ленинграде вышел первый номер феминистского самиздата "Женщина и Россия" - альманах из статей, зарисовок из жизни и стихов советских феминисток. Его основала журналистка и диссидентка Татьяна Мамонова. Также к ней присоединились журналистка Татьяна Горичева, писательницы Наталья Малаховская и Юлия Вознесенская и другие литературные деятельницы.
В альманахе авторки делятся болью, которая накопилась у советских женщин.
Они пишут об акушерском насилии в роддомах и абортариях, бытовом сексизме,
безотцовщине и безразличии мужчин к детям,
о жестоких женских тюрьмах,
о бытовой усталости и о том, как с треском провалилась советская эмансипация.
Например, Малаховская в статье "Материнская семья" подробно расписывает, почему с нагрузкой, с которой сталкивается женщина, практически невозможно справиться.
Мамонова описывает свой опыт родов и абортов и говорит о жестокости врачей.
А Вознесенская рассказывает о жизни в женской колонии и милицейском насилии.
По словам Горичевой, для своего времени их альманах был почти экстремистским: до сих пор о проблемах женщин так никто не говорил.
"Мужчине нет дела до твоих метаний, он отделен от тебя толстой стеклянной стеной, которая надежно защищает его от шума, изредка тобой создаваемого...
Иногда доносится из-за стеклянной стены до него твой голос
(когда ты кричишь слишком громко): измените мир! сделайте мир справедливым!"
- но мужчине незачем менять мир.
Такое устройство ему удобно и выгодно.
Он лучше устроит новую войну, которая истребит твоих детей".
Татьяна Мамонова в статье "Роды человеческие"
Как пишет Анна Нижник в предисловии к переизданию альманаха, феминистское диссидентское движение чувствовало себя очень одиноко:
с одной стороны их преследовало КГБ,
с другой - отталкивало сообщество диссидентов-мужчин,
считая, что женские проблемы не заслуживают такого внимания.
Однако, она отмечает, что выпуск получил большое признание у французских феминисток.
Деятельность Мамоновой, Горичевой, Малаховской и других... привлекла внимание КГБ.
Их вызывали на "профилактические беседы", проводили обыски, прослушивали телефонные разговоры.
Тем не менее, журналистки не прекратили работу - продолжением "Женщины и России" стал журнал "Мария",
также выходивший в самиздате.
Редакция проводила конференции и устраивала женский клуб, а также выступала против войны в Афганистане.
Журнал также продержался недолго: в 1980 году Малаховская, Горичева и Мамонова эмигрировали из страны.
Татьяна Мамонова продолжала свою активистскую деятельность во Франции.
Что в итоге
В эпоху перестройки государство теряет контроль над частной жизнью граждан и возможность устанавливать эталонные представления о мужчинах и женщинах.
Появляется место для дискуссии, а также публикуются многие неизданные ранее материалы.
Однако, вплоть до распада СССР гендерный порядок остается без изменений.
По мнению Россман, провальный проект эмансипации - одна из причин, по которой современные российские женщины настороженно относятся к идее равноправия.
Было изменено: 9:07 07/02/2023.
Было изменено: 10:21 08/02/2023.