Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 27 марта 2023, 09:56
Портрет Фауста
из Блога Голициной...
(ц)... сюжет начала "Фауста" - про проблематику "небес, земли и ада".
Где Мефистофель появился на небе с каким-то обвораживающим обаянием, так он слушал и соглашался с мнением Господа по поводу верного и "наусердного" раба, что можно было подумать, что он само очарование.
Меня поразило то, как он грамотно показал Господу противоречивость натуры Фауста, чтобы получить разрешение низвести этого "наусердного" раба в пучины бездны.
Так началась грандиозная борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного. Где декорациями этой драмы служили земля, небо и ад, а ее режиссёрами выступали Бог и Дьявол, со своими ассистентами в лице многочисленных Духов, Ангелов, Ведьм и Бесов.
Как обычно, представители Света и Тьмы разворачивали свое бесконечное противоборство.
С самого начала книги, мне уже было безумно жаль этого познавателя наук Фауста.
В своем изложении еще в школе - я предположила, что Гете иносказательно описывал темную сторону личности, которая присутствует в каждом человеке.
Это произведение учит тому, что свою темную сторону не стоит прятать, а наоборот, стоит всесторонне изучать и вытаскивать на свет.
Писала я и о том, что если человек будет прятать свои темные стороны, то они с ним рано или поздно сыграют злую штуку, захватив его в ловушку своих же темных желаний.
О том, что в темной стороне нет ничего плохого, если это не прятать, а изучить и признавать ее право на существование. В общем, о том, чему Юнг дал название, как архетип Тени.
Для которого бес-искуситель олицетворял "негативную, инфернальную сторону психики, которая отпала от Целого, чтобы обрести независимость и собственную индивидуальность".
В образе Фауста воплощается многие характерные черты довольно распространенного жизненного типа человека, наделенного от природы незаурядными умственными задатками и способностями, однако не нашедшим им достойного применения и решившегося вкусить от "запретного плода".
"Душа человека" и в наше время поражена тяжелейшим недугом, который невозможно вылечить ни церковными проповедями, ни социальными реформами, ни даже новейшими методами психологического воздействия.
... Поскольку, ни христианству, завещанную Христом миссию, ни светским институтам до сих пор так и не удалось "объединить противоположности".
В наших головах, в нашем подсознании так и царит хаос, несмотря на 2000 лет христианства, в наших глубинных структурах психики безраздельно и единовластно до сих пор царят дохристианские божества и демоны, легко различимые под масками "архетипов коллективного бессознательного".
Может, по своей ментальности мы продолжаем оставаться теми же язычниками и никем иными...
(цит)
Так как победить демонов в своей душЕ?
или же составлять каждый раз с ними договор, погибая и каясь?
И ДРУГАЯ ИДЕЯ - ИДЕЯ ПРИМИРЕНИЯ СО СМЕРТЬЮ
Драма Фауста - это драма каждого человека, ведь всем приходится когда-то умирать. Это драма жизни и смерти. "Гёте и смерть" - так можно было бы назвать это эссе, иронически обыгрывая как название юношеской поэмы Горького, так и знаменитую сталинскую на ней резолюцию.
В язычестве не было ощущения трагичности личной смерти.
День, год, жизнь рождались, развивались, умирали и возрождались снова.
Проблема для индивида в индуизме состоит в обеспечении себе лучшего воплощения в следующем рождении,
а в буддизме - по возможности в желательном прекращении круговорота рождений и смертей. Идея метемпсихоза...
*
С иудаизмом, перешедшим в христианство -
отношения Бога со своими рабами становились личными.
Трагизм существования и смерти снимался компромиссной идеей лучшего потустороннего мира для богобоязненных людей, а также грядущим воскресением ("И только верой в воскресенье какой-то указатель дан" - Борис Пастернак).
Новое время с его пантеизмом, атеизмом, материализмом возродило напряжение, касающееся смысла конечного существования отдельного человека...
Таким образом, "Фауст" - это откровение Нового времени, сакральный текст. Ни больше ни меньше.
"Фауст" предлагает альтернативную (пиетическую) религиозность - с живым чувством Высшего начала вместо догматов, обрядов...
Карл Густав Юнг, считавший себя потомком Гёте и новым Фаустом, утверждал, что "Фауст" - важнейшее коллективное сновидение западной души.
Потому, видимо, что использовал образы, идеи, архетипы европейской культуры. Шпенглер называл культурой Европы фаустианский тип сознания
Суть человека, по Гёте, - это стремление, вечное изменение, переход из одного в другое. Личность - соединение творца и твари в одном лице.
Герои Гёте - реинкарнации его самого.
в "Фаусте" Евангелие нередко цитирует чёрт.
Главная диалектическая идея "Фауста" - единство противоположностей
(света и тени, добра и зла, Земли и Неба, мужского и женского, субъекта и объекта, вечного и бренного, мгновения и вечности, прекрасного и безобразного, старого и юного, души и тела, духа и материи).
Их встреча - тема философской драмы Гёте.
Трагедия жизни - в их разделенности (по Библии, как мы помним, мир создан был отделением - света от тьмы, воды от суши...).
... вот скептическое высказывание о якобы венце Творения - Человеке:
"человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты Божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет".
(перевод Б. Пастернака)
... еще одна важная деталь, подмеченная Фридрихом Ницше.
Синонимом "смутного порыва" служит для Гёте "заблуждение". Заблуждение, понятое не как помеха, а как верный способ двигаться вперед только своей единственной дорогой - Per aspera ad astra. Это роднит его с нашим Борисом Пастернаком ("Но пораженье от победы ты сам не должен отличать")...
Фауст мечтает о волшебном плаще, чтобы, надев его, можно было бы беспрепятственно путешествовать по миру.
... накануне Пасхи на прогулке
К Фаусту и Вагнеру подбегает черный пудель, доктору кажется, что за собакой следует пламя, что она манит их в мистические круги следов.
Вагнер ничего этого не замечает.
Пуделя Фауст забирает с собой.
Пасхальная ночь, но к доктору Фаусту является не Христос, а Мефистофель.
... когда Фауст заменил "слово" на "дело". т. е. переходит от созерцания к действию - тогда Пудель оборачивается Мефистофелем.
Он одет как странствующий схоласт и представляется как "часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла" (парафраз из Исайи, 5:20).
Чёрт - своеобразный диалектик. Диалектика вообще имеет что-то общее с мистикой: слияние противоположностей, отождествления, переходы...
во 2й части Трагедии
Фауст видит 4-х сестер: Нехватку (Mangel), Вину (Schuld), Нужду (Not) и Заботу-Беспокойство (Sorge).
Эти аллегорические фигуры навеяны "Энеидой" Вергилия, где Эней, спускаясь в Аид, встречает подобные персонажи. В дом к богачу может проникнуть в замочную скважину только Забота, но вдали маячит их брат - Смерть (Tod).
Забота говорит, что всех, кого она посещает, преследует чувство неудовлетворенности жизнью.
Фауст, отбиваясь от нее, говорит, что он изменил свои взгляды за эти годы и перестал метаться между небом и землей:
"Достаточно познал я этот свет,
А в мир другой для нас дороги нет.
Слепец, кто гордо носится с мечтами,
Кто ищет равных нам за облаками!
Стань твердо здесь - и вкруг следи за всем:
Для дельного и этот мир не нем.
Что пользы в вечность воспарять мечтою!
Что знаем мы, то можно взять рукою".(перевод Н. Холодковского)
Забота твердит о колебаниях и сомнениях, безволье и шатаниях, преследующих человека на протяжении жизни.
Фауст отвечает, что презирает нравственный гнёт и власть Заботы над людьми.
(Забота - это то, что в терминологии экзистенциализма движет человеком, делая его вечно неудовлетворенным, мешает насладиться текущим моментом. Отвергая Заботу, Фауст уже совершает остановку в своем развитии.)
Она же в отместку делает его слепым.
Но Доктора это не волнует.
Он верит, что дело его будет жить, а план созидания воплотится в жизнь.
Он нашел смысл жизни - это труд во благо людей.
"Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил,
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
... Увидеть я б хотел в такие дни,
Тогда бы мог воскликнуть я:
"Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они".
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю".(Перевод Б. Пастернака)
Фауст слышит стук лопат и думает, что это воплощается его мечта. Гёте иронически обрисовывает старого слепого Фауста, ударившегося в утопические проекты, готового сказать "продлись" мгновению,
-когда ему чудится в стуке лопат, что это строят плотины, отвоёвывая землю у моря и у болот, а на самом деле это Мефистофель приказал лемурам (духи умерших предков в римской мифологии) рыть своему клиенту могилу.
(Антиутопия. Прямо платоновский "Котлован" или "Епифанские шлюзы". Борис Пастернак в своем переводе особенно педалирует эти моменты, намекая на великие сталинские стройки, ставшие братскими могилами. Но какова же сила прозрения Гёте!)
И, хотя фраза "Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени!" - была сказана в сослагательном наклонении (Zum Augenblicke drft ich sagen: Verweile doch, du bist so schоn!),
она всё же была произнесена, и в тот же момент Фауст падает замертво. И Мефистофель произносит эпитафию о тщете человеческих усилий:
"Все кончено".
А было ли начало?
Могло ли быть?
Лишь видимость мелькала,
Зато в понятье вечной пустоты
Двусмысленности нет и темноты".
(Перевод Б. Пастернака)
Фауст умер. "Свершилось!" (es ist vollbracht), - возглашает Мефистофель.
Его слова пародируют слова распятого Иисуса.
Лемуры кладут мертвое тело во гроб.
А душа - Психэ, - которую древние изображали в виде бабочки, всё не выходит из тела, и бесы ждут, не зная, в каком именно месте тела она может прятаться.
Неожиданно на Фауста проливается лучезарный свет, исходящий сверху. Это небесное воинство, ангелы, прилетевшие за душой Фауста. Они засыпают чертей розами и забирают бессмертную душу Фауста на небо.
Жизненный путь гетевского героя выглядит как цепь заблуждений, поражений, а если вспомнить судьбы Гретхен, Филемона и Бавкиды,-
то и преступлений.
Был ли Фауст злодеем?
Заслужил ли он ад?
Этические проблемы его не занимали.
Истину Фауст ищет за пределами морали и религии.
Он не лишен сострадания, но какая может быть этика в смерти?
Каждый умирает в одиночку.
Всё в земной жизни кончается крахом, и смерть лишь венчает пирамиду неудач.
Но Гёте верит в иные формы существования. Человек, ставший на путь духовного развития, не подвластен уничтожению.
Дух (энтелехия) эволюционирует в человеке, и он обретает бессмертие в высших сферах.
Духовная эволюция от низшего к высшему продолжает морфологическую.
Умереть, чтобы стать!
Как бабочка из куколки (помните, греки представляли себе душу как раз в виде бабочки).
Прав он или не прав, узнаем уже там, за чертой, но дай бог всякому встретить неведомое вот так,
не расплескав своей мудрости,
в ясном сознании,
пережив ментально свою смерть,
а значит и страх смерти,
уйти достойно, не с отчаянием,
а с надеждой и упованием.
Последние слова Гёте были: "Больше света!"
(ц. Ю. Шейман)
Было изменено: 11:15 27/03/2023.
Было изменено: 11:28 27/03/2023.
Было изменено: 21:28 30/03/2023.
(ц)... сюжет начала "Фауста" - про проблематику "небес, земли и ада".
Где Мефистофель появился на небе с каким-то обвораживающим обаянием, так он слушал и соглашался с мнением Господа по поводу верного и "наусердного" раба, что можно было подумать, что он само очарование.
Меня поразило то, как он грамотно показал Господу противоречивость натуры Фауста, чтобы получить разрешение низвести этого "наусердного" раба в пучины бездны.
Так началась грандиозная борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного. Где декорациями этой драмы служили земля, небо и ад, а ее режиссёрами выступали Бог и Дьявол, со своими ассистентами в лице многочисленных Духов, Ангелов, Ведьм и Бесов.
Как обычно, представители Света и Тьмы разворачивали свое бесконечное противоборство.
С самого начала книги, мне уже было безумно жаль этого познавателя наук Фауста.
В своем изложении еще в школе - я предположила, что Гете иносказательно описывал темную сторону личности, которая присутствует в каждом человеке.
Это произведение учит тому, что свою темную сторону не стоит прятать, а наоборот, стоит всесторонне изучать и вытаскивать на свет.
Писала я и о том, что если человек будет прятать свои темные стороны, то они с ним рано или поздно сыграют злую штуку, захватив его в ловушку своих же темных желаний.
О том, что в темной стороне нет ничего плохого, если это не прятать, а изучить и признавать ее право на существование. В общем, о том, чему Юнг дал название, как архетип Тени.
Для которого бес-искуситель олицетворял "негативную, инфернальную сторону психики, которая отпала от Целого, чтобы обрести независимость и собственную индивидуальность".
В образе Фауста воплощается многие характерные черты довольно распространенного жизненного типа человека, наделенного от природы незаурядными умственными задатками и способностями, однако не нашедшим им достойного применения и решившегося вкусить от "запретного плода".
"Душа человека" и в наше время поражена тяжелейшим недугом, который невозможно вылечить ни церковными проповедями, ни социальными реформами, ни даже новейшими методами психологического воздействия.
... Поскольку, ни христианству, завещанную Христом миссию, ни светским институтам до сих пор так и не удалось "объединить противоположности".
В наших головах, в нашем подсознании так и царит хаос, несмотря на 2000 лет христианства, в наших глубинных структурах психики безраздельно и единовластно до сих пор царят дохристианские божества и демоны, легко различимые под масками "архетипов коллективного бессознательного".
Может, по своей ментальности мы продолжаем оставаться теми же язычниками и никем иными...
(цит)
Так как победить демонов в своей душЕ?
или же составлять каждый раз с ними договор, погибая и каясь?
И ДРУГАЯ ИДЕЯ - ИДЕЯ ПРИМИРЕНИЯ СО СМЕРТЬЮ
Драма Фауста - это драма каждого человека, ведь всем приходится когда-то умирать. Это драма жизни и смерти. "Гёте и смерть" - так можно было бы назвать это эссе, иронически обыгрывая как название юношеской поэмы Горького, так и знаменитую сталинскую на ней резолюцию.
В язычестве не было ощущения трагичности личной смерти.
День, год, жизнь рождались, развивались, умирали и возрождались снова.
Проблема для индивида в индуизме состоит в обеспечении себе лучшего воплощения в следующем рождении,
а в буддизме - по возможности в желательном прекращении круговорота рождений и смертей. Идея метемпсихоза...
*
С иудаизмом, перешедшим в христианство -
отношения Бога со своими рабами становились личными.
Трагизм существования и смерти снимался компромиссной идеей лучшего потустороннего мира для богобоязненных людей, а также грядущим воскресением ("И только верой в воскресенье какой-то указатель дан" - Борис Пастернак).
Новое время с его пантеизмом, атеизмом, материализмом возродило напряжение, касающееся смысла конечного существования отдельного человека...
Таким образом, "Фауст" - это откровение Нового времени, сакральный текст. Ни больше ни меньше.
"Фауст" предлагает альтернативную (пиетическую) религиозность - с живым чувством Высшего начала вместо догматов, обрядов...
Карл Густав Юнг, считавший себя потомком Гёте и новым Фаустом, утверждал, что "Фауст" - важнейшее коллективное сновидение западной души.
Потому, видимо, что использовал образы, идеи, архетипы европейской культуры. Шпенглер называл культурой Европы фаустианский тип сознания
Суть человека, по Гёте, - это стремление, вечное изменение, переход из одного в другое. Личность - соединение творца и твари в одном лице.
Герои Гёте - реинкарнации его самого.
в "Фаусте" Евангелие нередко цитирует чёрт.
Главная диалектическая идея "Фауста" - единство противоположностей
(света и тени, добра и зла, Земли и Неба, мужского и женского, субъекта и объекта, вечного и бренного, мгновения и вечности, прекрасного и безобразного, старого и юного, души и тела, духа и материи).
Их встреча - тема философской драмы Гёте.
Трагедия жизни - в их разделенности (по Библии, как мы помним, мир создан был отделением - света от тьмы, воды от суши...).
... вот скептическое высказывание о якобы венце Творения - Человеке:
"человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты Божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет".
(перевод Б. Пастернака)
... еще одна важная деталь, подмеченная Фридрихом Ницше.
Синонимом "смутного порыва" служит для Гёте "заблуждение". Заблуждение, понятое не как помеха, а как верный способ двигаться вперед только своей единственной дорогой - Per aspera ad astra. Это роднит его с нашим Борисом Пастернаком ("Но пораженье от победы ты сам не должен отличать")...
Фауст мечтает о волшебном плаще, чтобы, надев его, можно было бы беспрепятственно путешествовать по миру.
... накануне Пасхи на прогулке
К Фаусту и Вагнеру подбегает черный пудель, доктору кажется, что за собакой следует пламя, что она манит их в мистические круги следов.
Вагнер ничего этого не замечает.
Пуделя Фауст забирает с собой.
Пасхальная ночь, но к доктору Фаусту является не Христос, а Мефистофель.
... когда Фауст заменил "слово" на "дело". т. е. переходит от созерцания к действию - тогда Пудель оборачивается Мефистофелем.
Он одет как странствующий схоласт и представляется как "часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла" (парафраз из Исайи, 5:20).
Чёрт - своеобразный диалектик. Диалектика вообще имеет что-то общее с мистикой: слияние противоположностей, отождествления, переходы...
во 2й части Трагедии
Фауст видит 4-х сестер: Нехватку (Mangel), Вину (Schuld), Нужду (Not) и Заботу-Беспокойство (Sorge).
Эти аллегорические фигуры навеяны "Энеидой" Вергилия, где Эней, спускаясь в Аид, встречает подобные персонажи. В дом к богачу может проникнуть в замочную скважину только Забота, но вдали маячит их брат - Смерть (Tod).
Забота говорит, что всех, кого она посещает, преследует чувство неудовлетворенности жизнью.
Фауст, отбиваясь от нее, говорит, что он изменил свои взгляды за эти годы и перестал метаться между небом и землей:
"Достаточно познал я этот свет,
А в мир другой для нас дороги нет.
Слепец, кто гордо носится с мечтами,
Кто ищет равных нам за облаками!
Стань твердо здесь - и вкруг следи за всем:
Для дельного и этот мир не нем.
Что пользы в вечность воспарять мечтою!
Что знаем мы, то можно взять рукою".(перевод Н. Холодковского)
Забота твердит о колебаниях и сомнениях, безволье и шатаниях, преследующих человека на протяжении жизни.
Фауст отвечает, что презирает нравственный гнёт и власть Заботы над людьми.
(Забота - это то, что в терминологии экзистенциализма движет человеком, делая его вечно неудовлетворенным, мешает насладиться текущим моментом. Отвергая Заботу, Фауст уже совершает остановку в своем развитии.)
Она же в отместку делает его слепым.
Но Доктора это не волнует.
Он верит, что дело его будет жить, а план созидания воплотится в жизнь.
Он нашел смысл жизни - это труд во благо людей.
"Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил,
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
... Увидеть я б хотел в такие дни,
Тогда бы мог воскликнуть я:
"Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они".
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю".(Перевод Б. Пастернака)
Фауст слышит стук лопат и думает, что это воплощается его мечта. Гёте иронически обрисовывает старого слепого Фауста, ударившегося в утопические проекты, готового сказать "продлись" мгновению,
-когда ему чудится в стуке лопат, что это строят плотины, отвоёвывая землю у моря и у болот, а на самом деле это Мефистофель приказал лемурам (духи умерших предков в римской мифологии) рыть своему клиенту могилу.
(Антиутопия. Прямо платоновский "Котлован" или "Епифанские шлюзы". Борис Пастернак в своем переводе особенно педалирует эти моменты, намекая на великие сталинские стройки, ставшие братскими могилами. Но какова же сила прозрения Гёте!)
И, хотя фраза "Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени!" - была сказана в сослагательном наклонении (Zum Augenblicke drft ich sagen: Verweile doch, du bist so schоn!),
она всё же была произнесена, и в тот же момент Фауст падает замертво. И Мефистофель произносит эпитафию о тщете человеческих усилий:
"Все кончено".
А было ли начало?
Могло ли быть?
Лишь видимость мелькала,
Зато в понятье вечной пустоты
Двусмысленности нет и темноты".
(Перевод Б. Пастернака)
Фауст умер. "Свершилось!" (es ist vollbracht), - возглашает Мефистофель.
Его слова пародируют слова распятого Иисуса.
Лемуры кладут мертвое тело во гроб.
А душа - Психэ, - которую древние изображали в виде бабочки, всё не выходит из тела, и бесы ждут, не зная, в каком именно месте тела она может прятаться.
Неожиданно на Фауста проливается лучезарный свет, исходящий сверху. Это небесное воинство, ангелы, прилетевшие за душой Фауста. Они засыпают чертей розами и забирают бессмертную душу Фауста на небо.
Жизненный путь гетевского героя выглядит как цепь заблуждений, поражений, а если вспомнить судьбы Гретхен, Филемона и Бавкиды,-
то и преступлений.
Был ли Фауст злодеем?
Заслужил ли он ад?
Этические проблемы его не занимали.
Истину Фауст ищет за пределами морали и религии.
Он не лишен сострадания, но какая может быть этика в смерти?
Каждый умирает в одиночку.
Всё в земной жизни кончается крахом, и смерть лишь венчает пирамиду неудач.
Но Гёте верит в иные формы существования. Человек, ставший на путь духовного развития, не подвластен уничтожению.
Дух (энтелехия) эволюционирует в человеке, и он обретает бессмертие в высших сферах.
Духовная эволюция от низшего к высшему продолжает морфологическую.
Умереть, чтобы стать!
Как бабочка из куколки (помните, греки представляли себе душу как раз в виде бабочки).
Прав он или не прав, узнаем уже там, за чертой, но дай бог всякому встретить неведомое вот так,
не расплескав своей мудрости,
в ясном сознании,
пережив ментально свою смерть,
а значит и страх смерти,
уйти достойно, не с отчаянием,
а с надеждой и упованием.
Последние слова Гёте были: "Больше света!"
(ц. Ю. Шейман)
Было изменено: 11:15 27/03/2023.
Было изменено: 11:28 27/03/2023.
Было изменено: 21:28 30/03/2023.