Кто такой положительный герой. Сомнительное...
А где
не скатывайтесь в анекдот
в самом деле: где проходит грань между положительностью и отрицательностью.
Положительный герой русской литературы в восприятии любителя мудрости Гобзева "это вообще что-то крайне неинтересное, это идиот Мышкин и прочие идиоты".
Странный тезис выдвигает кинорежиссер и писатель Владимир Алеников: "Не может быть одних и тех же героев для детей и взрослых".
Видимо, он не задумывался о том, что разрыв идеалов поколений ведет к разрушению поколенческих связей и, как следствие, к распаду общества.
Одну из важнейших тенденций современной литературы выразил Сергей Шаргунов: "... Не хватает в прозе обычных людей инженеров, офицеров, учителей, врачей, таксистов, слишком часто в центре произведения альтер-эго автора, нервно извивающийся книжный червь".
Проникновение в отечественную литературу постмодернизма ведет к исчезновению героя в первоначальном смысле этого слова.
Как описан русский герой Викт. Ерофеева, В. Сорокина, Вяч. Пьецуха, М. Шишкина? Это, как правило, или недочеловек с претензией на мессианство или слабоумный кретин, (! вот-вот)
чем-то напоминающий сказочного Иванушку-дурачка, или кровожадный маньяк, перегруженный сексуальными фантазиями.
Одновременно с этим идет процесс дегероизации отечественной литературы.
Его старательно поддерживают Дм. Быков, Л. Улицкая, Д. Рубина, Е. Чижова.
В их произведениях герой по определению не может быть русским.
А если русский становится героем, то он полностью должен отказаться от своих национальных идеалов, презреть их.
Прежде всего, это относится к Православию, державности, народности.
Чтобы правильно сформулировать настоящие черты героя русской литературы, обратимся к творчеству писателей-классиков.
* * *
Настоящих героев в современном литературном процессе, действительно, немного. Однако в русской литературе
(если слово "русский" понимать как "соответствующий русским духовным традициям") такой положительный герой всегда был, есть и будет.
Его характер и внутренний мир не всегда идеален, но он всегда стремится к конкретному идеалу идеалу православному.
От самых истоков нашей словесности мы видим такого героя: князь Владимир в "Слове о Законе и Благодати", князь Игорь в "Слове о полку Игореве", Борис и Глеб, Сергий Радонежский и многие другие святые, в нашей земле просиявшие и прославленные в агиографическом жанре, пушкинский Петруша Гринёв, гоголевские Тарас и Остап Бульба, тургеневские крестьяне, некрасовские русские женщины, толстовские Платон Каратаев, Тихон Щербатый, друзья-дворяне Андрей и Пьер из романа-эпопеи, Алёша Карамазов и другие герои Достоевского, очарованный странник Иван Флягин и когорта героев произведений Лескова, студент из одноимённого рассказа Чехова...
Михаил Юрьевич Лермонтов,- в своем творчестве дал нам несколько типов настоящего героя. Несомненно, наивысший тип героя России, наделенного обостренным чувством Родины, простотой, мудростью, горячим сердцем.
Другой удивительный пример такого солдата Максим Максимыч.
Пусть его образ бледно выглядит не только рядом с образом Печорина, но и рядом с такими второстепенными образами-персонажами, как Вернер и Грушницкий.
Но его понятие о чести и родстве душ, его детская наивность и чистота позволяют отнести этого персонажа к высшему разряду героев.
Не случайно и Николай I именно в Максиме Максимыче разглядел настоящего героя времени.
Третий образ русского героя дарован нам Лермонтовым в "Песне про купца Калашникова..."
Здесь мы видим максимализм русского человека в отстаивании чести своей семьи, в решительном выборе смертельной правды, которая предпочтительнее дарующей жизнь лжи.
Именно в "Песне..." проявляется ставшая сегодня штампом и потому теряющая свое исконное значение известная нравственная максима "жить не по лжи".
Солженицынский Иван Шухов, ради сохранения жизни оклеветавший себя на допросе в НКВД и попавший из-за этого в лагерь, рядом с эпическим персонажем Лермонтова - просто трус.
Прекрасны многие женские образы Лермонтова.
честная жена купца Калашникова Алена Дмитриевна пример для подражания...
Лермонтов, чтобы показать современникам и потомкам настоящий идеал, использовал и прием отталкивания от отрицательных черт персонажа.
Циники и эгоисты Арбенин, Печорин, Вернер, Грушницкий - это типажи, растерявшие главное национальное русское содержание человека и живущие ради удовольствия, самоутверждения, властвования над окружающими людьми.
Доминирующая в современной литературе тенденция к выхолащиванию положительного героя...
Настоящий герой нашего времени, как и любого другого, для русской литературы человек, способный пожертвовать собой ради ближних, способный "душу положить за други своя" и готовый служить Богу, России, семье...
(цит)
А не фальшиво ль все это?
Для меня - фальшиво звучит. НИчего не могу поделать
не скатывайтесь в анекдот
в самом деле: где проходит грань между положительностью и отрицательностью.
Положительный герой русской литературы в восприятии любителя мудрости Гобзева "это вообще что-то крайне неинтересное, это идиот Мышкин и прочие идиоты".
Странный тезис выдвигает кинорежиссер и писатель Владимир Алеников: "Не может быть одних и тех же героев для детей и взрослых".
Видимо, он не задумывался о том, что разрыв идеалов поколений ведет к разрушению поколенческих связей и, как следствие, к распаду общества.
Одну из важнейших тенденций современной литературы выразил Сергей Шаргунов: "... Не хватает в прозе обычных людей инженеров, офицеров, учителей, врачей, таксистов, слишком часто в центре произведения альтер-эго автора, нервно извивающийся книжный червь".
Проникновение в отечественную литературу постмодернизма ведет к исчезновению героя в первоначальном смысле этого слова.
Как описан русский герой Викт. Ерофеева, В. Сорокина, Вяч. Пьецуха, М. Шишкина? Это, как правило, или недочеловек с претензией на мессианство или слабоумный кретин, (! вот-вот)
чем-то напоминающий сказочного Иванушку-дурачка, или кровожадный маньяк, перегруженный сексуальными фантазиями.
Одновременно с этим идет процесс дегероизации отечественной литературы.
Его старательно поддерживают Дм. Быков, Л. Улицкая, Д. Рубина, Е. Чижова.
В их произведениях герой по определению не может быть русским.
А если русский становится героем, то он полностью должен отказаться от своих национальных идеалов, презреть их.
Прежде всего, это относится к Православию, державности, народности.
Чтобы правильно сформулировать настоящие черты героя русской литературы, обратимся к творчеству писателей-классиков.
* * *
Настоящих героев в современном литературном процессе, действительно, немного. Однако в русской литературе
(если слово "русский" понимать как "соответствующий русским духовным традициям") такой положительный герой всегда был, есть и будет.
Его характер и внутренний мир не всегда идеален, но он всегда стремится к конкретному идеалу идеалу православному.
От самых истоков нашей словесности мы видим такого героя: князь Владимир в "Слове о Законе и Благодати", князь Игорь в "Слове о полку Игореве", Борис и Глеб, Сергий Радонежский и многие другие святые, в нашей земле просиявшие и прославленные в агиографическом жанре, пушкинский Петруша Гринёв, гоголевские Тарас и Остап Бульба, тургеневские крестьяне, некрасовские русские женщины, толстовские Платон Каратаев, Тихон Щербатый, друзья-дворяне Андрей и Пьер из романа-эпопеи, Алёша Карамазов и другие герои Достоевского, очарованный странник Иван Флягин и когорта героев произведений Лескова, студент из одноимённого рассказа Чехова...
Михаил Юрьевич Лермонтов,- в своем творчестве дал нам несколько типов настоящего героя. Несомненно, наивысший тип героя России, наделенного обостренным чувством Родины, простотой, мудростью, горячим сердцем.
Другой удивительный пример такого солдата Максим Максимыч.
Пусть его образ бледно выглядит не только рядом с образом Печорина, но и рядом с такими второстепенными образами-персонажами, как Вернер и Грушницкий.
Но его понятие о чести и родстве душ, его детская наивность и чистота позволяют отнести этого персонажа к высшему разряду героев.
Не случайно и Николай I именно в Максиме Максимыче разглядел настоящего героя времени.
Третий образ русского героя дарован нам Лермонтовым в "Песне про купца Калашникова..."
Здесь мы видим максимализм русского человека в отстаивании чести своей семьи, в решительном выборе смертельной правды, которая предпочтительнее дарующей жизнь лжи.
Именно в "Песне..." проявляется ставшая сегодня штампом и потому теряющая свое исконное значение известная нравственная максима "жить не по лжи".
Солженицынский Иван Шухов, ради сохранения жизни оклеветавший себя на допросе в НКВД и попавший из-за этого в лагерь, рядом с эпическим персонажем Лермонтова - просто трус.
Прекрасны многие женские образы Лермонтова.
честная жена купца Калашникова Алена Дмитриевна пример для подражания...
Лермонтов, чтобы показать современникам и потомкам настоящий идеал, использовал и прием отталкивания от отрицательных черт персонажа.
Циники и эгоисты Арбенин, Печорин, Вернер, Грушницкий - это типажи, растерявшие главное национальное русское содержание человека и живущие ради удовольствия, самоутверждения, властвования над окружающими людьми.
Доминирующая в современной литературе тенденция к выхолащиванию положительного героя...
Настоящий герой нашего времени, как и любого другого, для русской литературы человек, способный пожертвовать собой ради ближних, способный "душу положить за други своя" и готовый служить Богу, России, семье...
(цит)
А не фальшиво ль все это?
Для меня - фальшиво звучит. НИчего не могу поделать