Рембрандт ван Рейн. "Даная".
Судьба этого произведения Рембрандта загадочна и драматична. Хотя на картине имеется авторская датировка - 1636 г., знатокам наследия мастера она всегда казалась более поздней работой. Для раннего периода его творчества ещё не характерны образы такой глубины и силы. Тёплая золотистая тональность красок также появляется на полотнах художника лишь начиная с 40-х гг. В 1966 г. картину исследовали с помощью рентгеновских лучей в лаборатории Эрмитажа, и эти сомнения разрешились. Произведение действительно было написано в 30-е гг., но десять лет спустя подверглось глубокой авторской переделке. В древнегреческой мифологии Даная — дочь аргоского царя Акрисия (Аргос —город в Древней Греции на полуострове Пелопоннес), который, получив предсказание, что погибнет от руки внука, запер её в медный дворец. Но бог Зевс, влюбленный в Данаю, превратился в золотой дождь и проник в её покои. Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник заменил их потоком света, который льётся из глубины, играет на атласе и парче ложа, ласково омывает тело зачарованной, ещё полусонной Данаи. Её фигура также была переписана. Как показали исследования, вначале Рембрандт изобразил в облике Данаи обильно украшенную драгоценностями Саскию. В окончательном варианте внешность героини изменилась, на ней поубавилось украшений, выражение лица стало более поэтичным и естественным, а жест протянутой руки — более плавным. Смеющегося ангелочка в изголовье кровати Рембрандт также переписал, теперь он плачет, очевидно, по усопшей. Известно, что мастер создал "Данаю" по заказу, но так дорожил этим полотном, что впоследствии выкупил его у наследников заказчика. Прославленный шедевр сменил несколько владельцев, а в 1772 г. был приобретён для российской императрицы Екатерины II и занял почётное место в коллекции Эрмитажа. В 1985 г. картина пострадала от нападения маньяка, который разрезал полотно ножом и облил его кислотой. Реставраторы сделали все возможное, чтобы возвратить "Данаю" зрителям. С октября 1997 г. она вновь выставлена в одном из залов Эрмитажа.