Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Андрей.  

Дата создания поста: 5 октября 2023, 11:46

"Портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой".

Портрет принадлежит к серии портретов «Смолянок» — воспитанниц Смольного института благородных девиц, написаных художником по заказу императорцы Екатерины II. Ф. С. Ржевская изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Н. М. Давыдова представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого возраста. Феодосия Степановна Ржевская — дочь генерал-поручика Степана Матвеевича Ржевского и Софии Николаевны, урожденной баронессы Строгановой. Воспитанница Смольного института благородных девиц, вышла замуж за князя М. Н. Голицына, члена государственнй думы, действительного статского советника, впоследствии ярославского губернатора. Настасья Михайловна Давыдова — княжна. Происходила из грузинского княжеского рода. Ее отец, генерал-майор Михаил Михаилович Давыдов, в 1780-х был губернатором в Тамбове. Воспитанница Смольного института благородных девиц. Строгая архитектоничность построения со всей яркостью обнаруживается в простом и «немногословном» портрете Ржевской и Давыдовой, который не содержит усложняющих композицию нарядных аксессуаров. Если бы фигуры девочек были представлены на гладком фоне, лишенном драпировки, то правая часть портрета, содержащая более крупную из них, перевешивала бы своей тяжестью. Драпировка, помещенная с левой стороны и вклинивающаяся большим треугольником между фигурами, уравновешивает композицию, заполняя пустоту фона над головой меньшей девочки. Высветленная часть занавеса своими наклонными складками нарушает монотонность вертикалей фигур и края драпировки, делящей фон на две равные части. Фигурки девочек повернуты в разные стороны под углом друг к другу; в это же время лица обеих обращены к центральной оси портрета Это оживляет группу и заставляет зрителя чувствовать реальность той пространственной зоны, которую она занимает. Благодаря этим приемам композиция принимает четкий ясно обозримый характер. В центре неглубокого затемненного пространства, обозначенного углом столика с гнутой ножкой, занавесом и убегающими к стене линиями дощатого пола — фигура старшей девочки. Она позирует художнику, старательно выпрямившись и расположив руки в танцевальном жесте, тем самым как бы «отталкиваясь» от темной части пространства и стремясь в его более светлую правую часть. Однако выглядывающая из-под подола платья ножка словно чертит невидимую вертикальную линию, подтверждением которой служит повернутое к зрителю лицо девочки. Эта линия композиционно резко контрастирует с общим поворотом девочки вправо. Второй персонаж портрета — младшая девочка тоже поставлена для позирования: она старательно сжимает в кулачке край своего скромно украшенного платья — ее левая рука практически выпрямлена и четко определяет грань между фигурами девочек, которая, впрочем, несколько сходит влево в нижней части полотна. В руке, положенной на край стола — белая роза: символ юности и добродетели. Однако вся эта маленькая фигурка, вопреки необходимости сохранить церемонное изящество, дышит детской непосредственностью, с трудом скрываемым удовольствием от позирования. Особенно выразительно лицо воспитанницы: она с восхищением смотрит на свою старшую подругу снизу вверх. Этот взгляд намечет одну из особых композиционных линий портрета.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩