"Истина, вылезающая из колодца".
Жан Жером, придумывая сюжеты для своих картин, часто обращался к историческим мотивам от древних времён до современности. Он научился управлять сюжетами так, что они оставляли неизгладимое впечатление у публики. Говоря о картине «Истина, выбирающаяся из колодца», нельзя умолчать о её предшественнице. В 1894 году художник пишет картину. На ней он изображает Истину в образе женщины. Лжецы и лицемеры беспощадны - они бросают ее в глубокую яму. Над телом парит дух Правды. Воспитанный на греческих рукописях, Жером подписывает полотно словами Демокрита: «Истина лежит на дне колодца». 1895 год. Художник представляет на суд зрителей очередную «Истину». Убиенная женщина воскресает и, собрав все силы, поднимается из глубины каменного плена. Она полностью обнажена, что сразу наводит на мысль о «голой правде». Молодая женщина красива, но лицо её искажено гневом и болью от страданий, причинённых людьми. Глаза горят желанием наказать тех, кто не слышал её призывов о помощи. Перекинутая через край колодца нога вот-вот коснётся земли. Истина отправится на поиски своих обидчиков. Всего существует четыре варианта этой картины. Две из них выставлялись Салоном и принесли стареющему художнику небывалый успех. В настоящее время картины принадлежат музеям Франции. Зная Жерома, как художника, часто работающего на публику, многие критики были склонны предполагать, что на создание «Истины» его подтолкнуло громкое «дело Альфреда Дрейфуса», незаслуженно обвинённого в государственной измене. Современные искусствоведы полностью отвергают эту версию, но главным неоспоримым фактом можно считать то, что Жан-Леон Жером оставил после себя грозное напоминание: "Истина всегда где-то рядом, и её карающая плеть беспощадна к лгунам и клеветникам".