"Голубой и розовый мальчик".
Многим знаком этот прекрасный портрет мальчика в голубом кисти Томаса Гейнсборо. Изысканно одетый юный джентльмен смотрит прямо на зрителя. У него непринужденная поза, уверенный вид, в общем, видно, что молодой человек знает себе цену. Я думал, что Гейнсборо написал портрет мальчика из знатной семьи, более того — аристократической. Томас Гейнсборо был знаменитым художником XVIII века. Хотя он нигде официально не учился живописи (то есть, не закончил Академию и не был учеником известного мастера), он сумел достичь большого мастерства, осваивая азы и совершенствуя приемы живописи, учась у разных художников и пробуя на практике полученные знания. В юности он работал в мастерской гравера Гравло и начал делать небольшие картины на продажу. Талант Гейнсборо был очевиден, его картины имели успех, что позволило художнику открыть свою мастерскую. Заказчиков у него было много, в основном люди среднего сословия, мелкие дворяне, духовенство, торговцы. Среди его знакомых был состоятельный купец, специализировавшийся на торговле скобяными изделиями, по фамилии Баттл. И вот он заказал Гейнсборо написать портрет своего сына Джонатана. Этот Джонатан Баттл и является "голубым мальчиком" из знаменитой картины. В своей повседневной жизни мальчик одевался совсем не так, как на картине. Да он и не мог бы по своему положению носить такой аристократический костюм. Все же сословные различия в Англии XVIII века были очень сильны. К тому же любой знаток истории моды сразу скажет, что подобные костюмы в XVIII веке уже не носили, они были актуальны век назад. Да, Гейнсборо одел юного Джонатана в костюм аристократа XVII века. Почему? Ответ простой — в 70-е годы XVIII столетия в Англии стало модно заказывать портреты в исторических костюмах. Так что, Гейнсборо последовал веяниям времени. Облик мальчика очень подходил такой одежде. Сдержанный, державшийся с достоинством, с благородной осанкой и умным лицом, Джонатан выглядел как настоящий джентльмен, хотя был всего лишь сыном торговца. Портрет получился отличным. Гейнсборо как бы говорит: смотрите, благородство и аристократизм не зависят от титулов, это результат воспитания и личностных качеств человека. Джонатан Баттл на всю жизнь сохранил приятельские отношения с Гейнсборо. Став взрослым, он коллекционировал его рисунки. Через 12 лет художник написал портрет другого мальчика, тоже одев его в костюм аристократа XVII века, на сей раз розовых тонов. Это был Френсис Николс, и я, к сожалению, не нашёл никаких сведений о нем. Он помладше Джонатана, личностные качества в нем еще не совсем развились, и картина производит не такое впечатление, как "Мальчик в голубом". Хотя она тоже написана превосходно.