мои ля-ля на тему "поцелуя" Родена
"В течение своей жизни Роден был и любим и ненавидим - ему была недоступна обычная карьера художника, но он был награжден высшими почестями авторитетов; его топтали, как упавшую клячу, а затем превозносили, как великого новатора; его считали революционером, но принимали в наиболее консервативных кругах. Правительство и официальные учреждения заказывали ему исторические памятники, но потом отказывались от созданных им шедевров. Когда он умер, "Мыслитель" и "Поцелуй" вошли к тому времени во все художественные словари по обе стороны Атлантики."[1]
Огюст Роден верил - настоящее искусство всегда искреннее. Оно не знает фальши и театральных поз. Скульптурная группа "Поцелуй" - это выражение любви скульптора к Камилле Клодель, которая, будучи ещё совсем еще юной девушкой, стала возлюбленной, музой и ученицей мастера, который был старше её на 24 года. Именно Камилла позировала для этой знаменитой скульптуры Родена.
***
"... любовь, что движет солнце и светила"
Данте А. "Божественная комедия"
Эта жанровая скульптура изначально была предназначена для дверей Музея декоративных искусств во Франции - для "Врат ада", которые должны были стать иллюстрациями к "Божественной комедии" Данте Алигьери. В них скульптор вдохнул целый вихрь мучительной, корчащейся от боли и желаний плоти. Художник попытался воплотить всё многообразие человеческого бытия, черту которому подводит смерть.
"Врата Ада" представляют собой плоский портал с двумя громадными створками. Наверху, над вратами, безвольно склонились три Тени, беспомощные и бессильные в борьбе со смертью. Под ними, подперев голову рукой, сидит Мыслитель, его окружают другие персонажи. "Врата Ада" не были закончены Роденом, но эскизы к ним вызвали к жизни немало прекрасных образов, ставших самостоятельными работами. Примером этому может послужить скульптурная группа "Поцелуй", изображающая двух любовников - Паоло и Франческу, романтическая история которых имеет глубоко трагическую развязку.
"Рука красавицы Франчески была обещана ее отцом Джанчотто Малатесте, старшему сыну и наследнику владетельного князя города Римини, как залог примирения между их фамилиями, издавна враждовавшими между собой. Так как Гвидо не рассчитывал на согласие своей прекрасной дочери стать супругой безобразного наружностью и свирепого нравом Джанчотто, а брак между тем был необходим для его политических видов, то он употребил хитрость: решено было временно подменить жениха и послать для сватовства и выполнения свадебного обряда младшего брата Джанчотто - Паоло, блиставшего красотой, талантами и образованием.
В сердце Франчески быстро зажглась пылкая страсть к Паоло. Не подозревая коварства, она отдала ему свою руку, была обвенчана и отправилась с ним в Римини. Только утром, последовавшим за первой брачной ночью, раскрылся обман, когда она, проснувшись, увидела рядом с собой на супружеском ложе отвратительную фигуру Джанчотто, ставшего ее мужем под покровом мрака. Оскорбленная Франческа решила отомстить изменой: она отдалась Паоло, который не мог устоять перед очарованием ее необычайной красоты. Влюбленные виделись в отсутствие мужа. Их выдал слуга, подсмотревший за свиданиями.
Предупрежденный Джанчотто ворвался в комнату Франчески, где и застал обоих любовников. Она погибла первая, пронзенная кинжалом мужа, когда хотела телом своим защитить возлюбленного. Та же судьба постигла и Паоло"
Это случилось в 1285 году. Кровавый эпизод послужил темой для одной из сцен в произведении Данте. Поэт повествует, как он встретил в том круге Ада, где мучатся любившие плотской, преступной страстью, несущуюся в общем грозном вихре обнявшуюся "чету теней".
Это и были навеки соединенные в бесконечном страдании Франческа и Паоло.
Эта история страстной любви вдохновляла многих художников на создание великолепных произведений. Особую трактовку она получила в исполнении великого скульптора.
"Поцелуй" представляет собой станковую круглую скульптуру, изображающую влюбленную пару, которая сплелась в волнительном объятии. Мы видим полное слияние плоти и души мужчины и женщины. Прекрасные гибкие тела словно перетекают друг в друга.
Работа Огюста Родена, представленная в ГМИИ им. А. С. Пушкина отлита при помощи формы из бронзы, главное воздействие которой "основано на острых контрастах поверхности и на четком темном силуэте"[2]. Скульптор считал, что бронза способна лучше мрамора передать фактурность мужского тела и некую текучесть женского.
Силуэт данного произведения не однородный. Контур фигуры Паоло передан жесткими, прямыми, лаконичными линиями, что нельзя сказать о плавном, волнообразном теле Франчески.
На примере этой работы мы можем видеть мастерское сочетание двух видов обработки поверхности: гладкая моделировка тел влюбленных и грубая, шероховатая плоскость скалы, на которой они сидят. Это взаимодействие фактур позволяет ещё больше подчеркнуть прекрасные молодые тела на фоне грубого утеса.
Особого внимания заслуживает безупречное знание Родена человеческого тела и великолепная передача живого, порывистого движения Паоло и Франчески, которые целуются со страстью и нежностью, присущей всем влюбленным. Этой правдивости скульптор добивается благодаря тому, что он всегда работал с натурщиками, которые не сидели в застывших позах, а передвигались по мастерской и позволяли ему улавливать все особенности их тела и манеру движения.
При работе над "Поцелуем" Огюст, желая убедиться, правильно ли он передает контуры спины, заставил Камиллу, позирующую ему, лечь на холодный пол. "Иначе поза будет неестественной"- объяснял он. Так Роден лепил, ощупывая её спину большим пальцем, и затем этим же пальцем, который хранил тепло тела, передавал его изгибы в работе. Роден заставлял модель прохаживаться, сидеть и принимать различные позы, изучая игру света и теней на её теле. Эти эксперименты позволили мастеру максимально достоверно передать движение девушки, прильнувшей к своему любимому в порыве страсти, и мужчины, принимающего её в свои крепкие объятия. Они сидят на скале, изгиб которой подчеркивает пластичность сплетенных тел любовников.
Скульптор не показывает лица натурщицы, считая, что её прекрасное тело должно передавать всю гамму чувств, говорить само за себя.
"Лицо нельзя считать единственным зеркалом человеческой души и выразительность лица не исключительный отражатель душевной жизни. Нет ни одной мышцы в человеческом теле, которая не принимала бы участия в выражении внутренних изменений. Каждая мышца выдает радость или грусть, воодушевление или пессимизм, веселье или гнев"[3]
Доподлинно известно, что мужскую фигуру Огюст Роден исполнял по памяти, а не с натуры. Он вылепил Паоло таким, каким хотел бы быть сам: стройным, высоким, гибким, широкоплечим, с узкой талией и длинными ногами.
В данной скульптурной композиции можно наблюдать все яркие стилевые особенности творчества великого скульптора. Это и свобода движения, и великолепная трактовка обнаженного тела, и ощущение жизни внутри изваяний. Все словно подчинено единому порыву и действию.
Однажды Рильке сказал Огюсту: - "Наполеон пытался разрушить мир и переделать его своими сильными руками. А вы из мягкой глины создали целую вселенную, населенную реальными людьми". Именно реальные люди предстают перед нами в "Поцелуе". Паоло и Франческа - это не обобщенный идеализированный образ влюбленных. Они глубоко индивидуальны и натуралистичны. Такое новаторство Родена было большим шагом для изобразительного искусства. Обожаемый и отвергаемый, признанный и поруганный, Роден бросил вызов своему времени. И продолжает покорять и порождать восторг у наших современников.
Камилла Клодель, позирующая для этой работы ещё совсем юной, прекрасной и полной творческих сил, пережила своего любовника и учителя на четверть века, окончив свою жизнь в 1946 году в полной нищете и безвестности в стенах одной из психиатрических клиник.
[1] Дэвид Вэйс. "Нагим пришел я".- М.: "Республика", 1993
[2] Б. Р. Виппер. "Введение в историческое изучение искусства". М.: "В. Шевчук". 2004
[3] Роден О. "Беседы об искусстве".
Огюст Роден верил - настоящее искусство всегда искреннее. Оно не знает фальши и театральных поз. Скульптурная группа "Поцелуй" - это выражение любви скульптора к Камилле Клодель, которая, будучи ещё совсем еще юной девушкой, стала возлюбленной, музой и ученицей мастера, который был старше её на 24 года. Именно Камилла позировала для этой знаменитой скульптуры Родена.
***
"... любовь, что движет солнце и светила"
Данте А. "Божественная комедия"
Эта жанровая скульптура изначально была предназначена для дверей Музея декоративных искусств во Франции - для "Врат ада", которые должны были стать иллюстрациями к "Божественной комедии" Данте Алигьери. В них скульптор вдохнул целый вихрь мучительной, корчащейся от боли и желаний плоти. Художник попытался воплотить всё многообразие человеческого бытия, черту которому подводит смерть.
"Врата Ада" представляют собой плоский портал с двумя громадными створками. Наверху, над вратами, безвольно склонились три Тени, беспомощные и бессильные в борьбе со смертью. Под ними, подперев голову рукой, сидит Мыслитель, его окружают другие персонажи. "Врата Ада" не были закончены Роденом, но эскизы к ним вызвали к жизни немало прекрасных образов, ставших самостоятельными работами. Примером этому может послужить скульптурная группа "Поцелуй", изображающая двух любовников - Паоло и Франческу, романтическая история которых имеет глубоко трагическую развязку.
"Рука красавицы Франчески была обещана ее отцом Джанчотто Малатесте, старшему сыну и наследнику владетельного князя города Римини, как залог примирения между их фамилиями, издавна враждовавшими между собой. Так как Гвидо не рассчитывал на согласие своей прекрасной дочери стать супругой безобразного наружностью и свирепого нравом Джанчотто, а брак между тем был необходим для его политических видов, то он употребил хитрость: решено было временно подменить жениха и послать для сватовства и выполнения свадебного обряда младшего брата Джанчотто - Паоло, блиставшего красотой, талантами и образованием.
В сердце Франчески быстро зажглась пылкая страсть к Паоло. Не подозревая коварства, она отдала ему свою руку, была обвенчана и отправилась с ним в Римини. Только утром, последовавшим за первой брачной ночью, раскрылся обман, когда она, проснувшись, увидела рядом с собой на супружеском ложе отвратительную фигуру Джанчотто, ставшего ее мужем под покровом мрака. Оскорбленная Франческа решила отомстить изменой: она отдалась Паоло, который не мог устоять перед очарованием ее необычайной красоты. Влюбленные виделись в отсутствие мужа. Их выдал слуга, подсмотревший за свиданиями.
Предупрежденный Джанчотто ворвался в комнату Франчески, где и застал обоих любовников. Она погибла первая, пронзенная кинжалом мужа, когда хотела телом своим защитить возлюбленного. Та же судьба постигла и Паоло"
Это случилось в 1285 году. Кровавый эпизод послужил темой для одной из сцен в произведении Данте. Поэт повествует, как он встретил в том круге Ада, где мучатся любившие плотской, преступной страстью, несущуюся в общем грозном вихре обнявшуюся "чету теней".
Это и были навеки соединенные в бесконечном страдании Франческа и Паоло.
Эта история страстной любви вдохновляла многих художников на создание великолепных произведений. Особую трактовку она получила в исполнении великого скульптора.
"Поцелуй" представляет собой станковую круглую скульптуру, изображающую влюбленную пару, которая сплелась в волнительном объятии. Мы видим полное слияние плоти и души мужчины и женщины. Прекрасные гибкие тела словно перетекают друг в друга.
Работа Огюста Родена, представленная в ГМИИ им. А. С. Пушкина отлита при помощи формы из бронзы, главное воздействие которой "основано на острых контрастах поверхности и на четком темном силуэте"[2]. Скульптор считал, что бронза способна лучше мрамора передать фактурность мужского тела и некую текучесть женского.
Силуэт данного произведения не однородный. Контур фигуры Паоло передан жесткими, прямыми, лаконичными линиями, что нельзя сказать о плавном, волнообразном теле Франчески.
На примере этой работы мы можем видеть мастерское сочетание двух видов обработки поверхности: гладкая моделировка тел влюбленных и грубая, шероховатая плоскость скалы, на которой они сидят. Это взаимодействие фактур позволяет ещё больше подчеркнуть прекрасные молодые тела на фоне грубого утеса.
Особого внимания заслуживает безупречное знание Родена человеческого тела и великолепная передача живого, порывистого движения Паоло и Франчески, которые целуются со страстью и нежностью, присущей всем влюбленным. Этой правдивости скульптор добивается благодаря тому, что он всегда работал с натурщиками, которые не сидели в застывших позах, а передвигались по мастерской и позволяли ему улавливать все особенности их тела и манеру движения.
При работе над "Поцелуем" Огюст, желая убедиться, правильно ли он передает контуры спины, заставил Камиллу, позирующую ему, лечь на холодный пол. "Иначе поза будет неестественной"- объяснял он. Так Роден лепил, ощупывая её спину большим пальцем, и затем этим же пальцем, который хранил тепло тела, передавал его изгибы в работе. Роден заставлял модель прохаживаться, сидеть и принимать различные позы, изучая игру света и теней на её теле. Эти эксперименты позволили мастеру максимально достоверно передать движение девушки, прильнувшей к своему любимому в порыве страсти, и мужчины, принимающего её в свои крепкие объятия. Они сидят на скале, изгиб которой подчеркивает пластичность сплетенных тел любовников.
Скульптор не показывает лица натурщицы, считая, что её прекрасное тело должно передавать всю гамму чувств, говорить само за себя.
"Лицо нельзя считать единственным зеркалом человеческой души и выразительность лица не исключительный отражатель душевной жизни. Нет ни одной мышцы в человеческом теле, которая не принимала бы участия в выражении внутренних изменений. Каждая мышца выдает радость или грусть, воодушевление или пессимизм, веселье или гнев"[3]
Доподлинно известно, что мужскую фигуру Огюст Роден исполнял по памяти, а не с натуры. Он вылепил Паоло таким, каким хотел бы быть сам: стройным, высоким, гибким, широкоплечим, с узкой талией и длинными ногами.
В данной скульптурной композиции можно наблюдать все яркие стилевые особенности творчества великого скульптора. Это и свобода движения, и великолепная трактовка обнаженного тела, и ощущение жизни внутри изваяний. Все словно подчинено единому порыву и действию.
Однажды Рильке сказал Огюсту: - "Наполеон пытался разрушить мир и переделать его своими сильными руками. А вы из мягкой глины создали целую вселенную, населенную реальными людьми". Именно реальные люди предстают перед нами в "Поцелуе". Паоло и Франческа - это не обобщенный идеализированный образ влюбленных. Они глубоко индивидуальны и натуралистичны. Такое новаторство Родена было большим шагом для изобразительного искусства. Обожаемый и отвергаемый, признанный и поруганный, Роден бросил вызов своему времени. И продолжает покорять и порождать восторг у наших современников.
Камилла Клодель, позирующая для этой работы ещё совсем юной, прекрасной и полной творческих сил, пережила своего любовника и учителя на четверть века, окончив свою жизнь в 1946 году в полной нищете и безвестности в стенах одной из психиатрических клиник.
[1] Дэвид Вэйс. "Нагим пришел я".- М.: "Республика", 1993
[2] Б. Р. Виппер. "Введение в историческое изучение искусства". М.: "В. Шевчук". 2004
[3] Роден О. "Беседы об искусстве".