Про войну, без политики (много букв)
Илья молча стоял у правых стоек шасси уже час и смотрел на здание аэропорта, вернее на выход из него. Борт давно был загружен под завязку, закреплён и проверен. Оставалось дождаться второго пилота, который, как обычно задерживался.
Они много лет летали вместе — Илья и Гай. Они и служили в соседних эскадрильях когда-то в ВВС Израиля. Тоже на транспортниках. Возили десант, грузы, вывозили под огнем раненых, в общем пороху нанюхались вдоволь так, что можно было и не курить.
Когда вышли на пенсию в 35, быстро переучились на гражданские самолёты и попали в один экипаж. Те, кто их знал близко — всегда смеялись. Это было действительно забавно — смуглый, восточный Гай был по европейски всегда спокоен, выдержан и размерен. Илья же, он же Хилель- взрывался по любому поводу, орал как бешенный и вообще только внешне был похож на еврея — ашкеназа. Что да — они оба были классными пилотами и в своей непростой работе — знали все. А тут ещё боевой опыт, который на их счастье больше был уже не нужен.
Илья докурил ещё одну сигарету, увидев Гая. Курить на поле было запрещено, но они были транспортниками и стояли очень далеко от здания порта. Тот издалека покачал головой и было понятно, что улетят они не скоро
Погода была не очень в этот февральский вечер.
Мокрый дождь со снегом и ветер приличный у земли. Штормовое предупреждение.
Пошли спать, буркнул Гай — все равно, если улетим — то завтра. Небо закрыто.
Они молча побрели к зданию ангара погрузки.
Там можно было выспаться, выпить кофе и посидеть в телефоне, покопавшись в новостях.
Около пяти часов утра Илья проснувшись, по привычке натянул кроссовки, толкнул в бок Гая засобирался на пробежку. Лёгкой трусцой они побежали вокруг ангара. Оба старались по старой привычке держать себя в форме. Начинало светать. Дождь прекратился и это вселяло надежду на скорый вылет, хотя в порту скопилось приличное количество грузовых бортов.
Совсем рассвело, и подбегая к самолёту, лётчики услышали привычный звук в небе. Привычный, но как то не совсем. Бомберы? Смотри сколько, сказал Гай. Учения у украинцев, наверное, рассеяно ответил Илья.
- Да какие учения! - вдруг закричал невозмутимый Гай. - Ты что не слышишь ???
Реально бомбёжка. Небо озарилось огненными языками и всполохами.
Они бросились в ангар и включили новости, одновременно шаря в телефоне.
Россия напала на Украину ?
- Странно, сказал Гай. Чего им делить? Ты же “русский”, должен в этом разбираться, Хилель?
- Если я “ русский “, то ты араб, привычно огрызнулся Илья.
- Что делать будем, командир? - вдруг посерьезнел Гай.
- Ждать. Пошли на борт, будем просить вылет. Горючего под завязку, груз укреплён — можем вылетать хоть сейчас.
- Гостомель, Вышка, я борт ИсраДиэйчэл 5702. Борт проверен, к взлету готовы. Разрешите вылет! — быстро на английском проговорил Гай.
- Вылет задерживаем, - после паузы ответил украинский диспетчер. - КВС просим прибыть в офис отправки.
- Давай сходим, предложил Гай. Поторопим их. Ну, правда, что мы здесь сидим. Глядишь они ещё и аэропорт бомбить начнут.
- Давай.
И они мелкой трусцой, под дождем побежали в сторону светящихся окон.
Встретил их дежурный по грузовому аэропорту и какой — то мужик, очень похожий на израильтянина. Он и оказался израильтянином, да ещё и послом в Украине.
Начав говорить по-английски и с ними, извинившись перед дежурным, перешёл на иврит.
- Я сразу и к делу. Начались военные действия между Россией и Украиной. Что происходит и кто виноват — будет ясно чуть позже, после официальных заявлений. Моя задача — передать вам некие документы государственной и служебной важности, а так же вы должны забрать на борт часть посольских работников, вернее их жен и детей.
- Как же мы их возьмем, если борт у нас грузовой. Сидя на полу полетят? — съязвил Хилель.
- Надо будет — значит на полу. Важно вывезти их. Это приказ. - И посмотрел почему—то на Гая тоже.
- Приказ? Я в армии больше не служу. Много лет. Мы — грузовик, господин посол и вам это известно.
- Все я знаю, ребята. Надо. Я пока ехал в аэропорт, говорил с вашим бывшим начальством. Сказали — вы сможете.
- Вообще—то вы обязаны говорить при мне по английски, извините, что напоминаю. Я все таки дежурный по аэропорту.
- Да-да, извините, сказал посол.
- Так что делаем?
- Ну давай их сюда, а там решим.
Выйдя в небольшое лобби перед офисом, он увидел группу людей из человек двадцати. Это были в основном молодые женщины и маленькие дети. Были и дети подростки. Подростки были очень молчаливы и видно, что все были прилично напуганы.
Оглядев их, Хилель негромко спросил посла
— Документы их где?
- Вот, - смягчив взгляд, сказал посол и протянул папку.
- Ок. . .
Подойдя к ним, он достаточно весело произнес на иврите и потом повторил на английском персонально для дежурного
- Уважаемые дамы и господа! Разрешите вас пригласить на борт нашего замечательного судна, который является частью государства Израиль, а значит обладает таким же дипломатическим иммунитетом.
- Микола, ты микроавтобус дашь, чтобы они под дождем не гуляли?
- Запретить я не могу, машину дам. Сидите там и не высовывайтесь, добре?
- Договорились, дзякую пан дежурный
Размещались в огромном чреве грузового Боинга долго. Гай ходил между людьми, прикрепляя все что может покатится, оторваться и мешать при полете. Заветную папку Хилель спрятал в сейф, где всегда лежали пистолеты его и Гая.
Они сидели в темной кабине вдвоем и слушали переговоры. Смотрели на летное поле, на рулежку, на большие светлые всполохи в небе где—то на расстоянии 8–10 км. Они, лётчики, прекрасно знали что это. Это отрабатывали бомбардировщики по объектам, которые им было указано разбомбить в первую очередь.
- Знаешь, что я думаю? - медленно сказал Гай. - Они ведь продолжают расширять диаметр. А аэропорт этот - стратегический. Хилель, надо уходить.
- Надо, ответил тот. А как? Разрешения на взлет никто не даст. Ты же видишь — все стоят на земле.
- Мы не все. Я не хочу сгореть тут на земле не понятно за что и не понятно от кого.
- Вышка Киев, я IsraDhl 5702 — прошу разрешения на взлет.
- Взлет запрещаю — мгновенно отозвался диспетчер.
Хилель молча встал, прошел в грузовой отсек и встал в проходе. Большинство людей спало, Гай включил обогрев и их разморило от жары. Один из малышей, без переднего зуба — спросил у Хилеля.
- Ты капитан?
- Ну да.
- А когда мы полетим? Я ещё ни разу не летал на твоём самолёте. Он огромный и мне нравится.
- Он такой же по размеру как пассажирский, малыш, просто кресел нет. А вместо них — сам видишь — разные грузы.
- Да, я вижу. Давай только быстрее лети. Я к бабушке хочу в Рамат Ган. Мы ее давно не видели.
Хилель вернулся в салон.
- Идём покурим, - сказал Гай
Подойдя к двери, он увидел водителя грузового трапа.
- Слышишь друг, давай отцепляйся. Мы двери драить будем - спать пора. И береги себя - русские скоро здесь будут
Работяга, посмотрев вверх, сплюнул и сказал:
- Как придут, так и уйдут. Это наша земля. Нечего им тут делать.
- Ты береги себя, батя. Мало ли. .
- Спасибо, сынки. Будем живы — не помрем.
Гай спросил:
- Ты же с ним на русском говоришь. А он украинец. И нападают сейчас русские. Как это может быть ?
- Он может и не украинец. Русский. Жить хочет на Украине. Будет защищать ее.
- Понятно то, что не понятно ничего, - усмехнувшись, сказал Гай.
Хилель ещё раз посмотрел на небо. Сполохи приближались.
- Пошли, Гай, задраивай дверь.
Вернувшись в кабину, Хилель сел на командирское кресло. Гай сел рядом.
- Может в карты сыграем, - спросил он у Хилеля.
- Какие нах. . карты, - пробормотал Хилель по-русски.
- Чего?
- Ничего. . . запускай двигатели. Порядок первый четвертый, второй третий
- Есть, ответил Гай и быстро защелкал тумблерами.
- Двигатели запущены.
- Малый ход, идём к рулежке.
- Есть
Молча, при потушенных бортовых огнях, лайнер медленно покатился по рулежке.
- Ещё 500 метров и взлетная. Одиннадцатая Кью. Она длинная и мы по ней все время. . .
- Помню, сквозь зубы прошипел Хилель.
Они встали у черты взлетной полосы и ещё раз посмотрел через лобовое на небо. Мокрый снег с дождем, ветер у земли и при взлете, под завязку груженный самолёт в принципе не обещали обычного взлета. А как взлетать без прогноза и данных? Он посмотрел на приборы.
- Параметры в норме?
- Все ок, командир. Борт к взлету готов.
Хилель ещё раз зачем-то посмотрел на наушники, которые болтались на шее.
- Двигателям взлетный, рубеж 210, полоса 11 Q. Включить фары. Управление слева, контроль справа. Вперёд.
- Выполняю, командир.
Лайнер, шурша мокрыми шасси стремительно начал набирать скорость. Они неслись по взлетной и по рации вдруг началось.
- Борт IsraDHL 5072 - немедленно остановитесь. Я запрещаю движение по полосе. Я запрещаю взлет ! Вы слышите, IsraDHL 5072? Немедленно тормозить!
Хилель вцепился в штурвал и боковым зрением смотрел на второго пилота.
- Скорость?
- 180
- Скорость?
-195
Сбоку он видел множество машин из службы аэропорта, которые со всех концов летели к их слишком медленно разгоняющемуся самолёту.
- 210, командир. Принятие решения.
- Принимаю решение — взлетаем.
Скорость 210 была немного маловата для отрыва и самолёт медленно пополз вверх, после того как Хилель потянул джойстик на себя.
С вышки по переговорной не останавливаясь неслись ругательства, ор и снова ругательства.
- Вы нарушили все международные законы авиации. Вас лишат лицензии и будут судить на земле - нервно прокричала рация.
- Я борт IsraDHL 5702, взлет совершил. Продолжаю набор высоты. Прошу курс на Варшаву.
Потом он помолчал и сказал совсем тихо.
- Ребята. Я вижу их авиацию. Они все ближе. Скоро вас начнут бомбить. И добавил по-русски:
- Прячьтесь сами и спрячьте остальных. Они бомбят все. Спасайтесь.
- Вас понял, борт IsraDHL 5072. Даю курс.
Потом помолчал и сказал: - Осторожней там ребята. Удачи вам, парни.
- И вам. Берегите себя и Украину.
Гай даже не просил перевести ему, о чем они говорили с диспетчером. Он как будто понял и молча смотрел перед собой на приборы.
Борт набирал высоту. Гай быстро вбил данные курса в компьютер и вопросительно посмотрел на Хилеля.
- Нет
- Как скажешь
За столько лет вместе в одном экипаже они понимали друг друга с полувзгляда. Гай не спрашивая, спросил включать ли автопилот. И также без ответа получил ответ, что полетят вручную. Не тот случай, тем более что курс не был занесён заранее.
Набрав две тысячи метров, они вдруг услышали на корректном канале четкий приказ по английски
- Представьтесь, пожалуйста
- Борт IsraDHL 5702, курс на Варшаву. Классификационный номер. . .
Ему не дали продолжить
- Военно воздушные силы России. Мы предлагаем вам немедленно вернуться в порт вылета. Вы нарушаете воздушное пространство, закрытое для гражданских судов.
Хилель и Гай переглянулись.
И опять не договариваясь, Хилель спокойно сказал в микрофон
- Я не подчиняюсь приказам ВВС России. Продолжаю полет по заданному курсу.
- В таком случае мы будем вынуждены посадить вас принудительно, - проорала рация.
- Я не сяду, - ещё раз спокойно ответил Хилель. - Не будете же вы стрелять по мирному, гражданскому судну?
- Идёт спецоперация, ты пилот долбаный, уже не выдержал российский начальник. Наша авиация работает в воздухе. Тебя собьют и даже сажать не будут, - не скрывая досады продолжала орать рация. Хилель решительно выключил ее.
Гай, щёлкнув пальцами - молча показал командиру сначала налево, потом направо.
Там, совсем близко висели в воздухе два штурмовика СУ, с российским флагами и буквой Z на бортах
Пилоты одновременно слева и справа приблизились к Боингу и Хилель даже не смотря на ночь и отвратительную погоду, увидел лицо пилота штурмовика. Тот показал указательным пальцем вниз. На языке пилотов всех стран - садись.
Хилель снова включил рацию.
- Борт IsraDHL 5702, приказываю немедленно лечь на обратный курс и следовать за мной. В случае отказа — у меня есть приказ применить огонь на поражение.
Хилель молча показал Гаю жестом на правое крыло. Гай знал что это. Это был боевой маневр израильских летчиков. Валиться на крыло и идти в штопор. Так делали, обманывая противника, когда тебя брал в кольцо превосходящий количеством самолётов противник. Потом высота резко набиралась и ты оказывался в безопасности. Истребитель или штурмовик, конечно опаснее, быстрее и маневреннее.
Но обмануть его было можно. Но на военном транспортнике. И при прикрытии своих истребителей. А тут. .
Нет своих, самолет тяжёлый, гражданский и совсем не военный транспортник.
И тем не менее Хилель решительно отклонил ручку управления, а Гай убрал обороты двигателей. А потом и вовсе выключил два из четырех.
Борт взвыл и стремительно ухнул в воздушную яму. Он летел в черноту, отворачивая в право. Запаса высоты не было, ведь они так и не успели набрать ее.
Высотомер мелькал перед глазами. Оставалось чуть больше тысячи метров и Хилель крикнул Гаю
- Полная тяга. Двигателям полная тяга.
- Есть командир, Гай слаженно защелкал тумблерами.
Хилель тем временем добирал ручку управления и прижал ее до максимума и чуть влево. Самолёт взвыл уже по человечьи и пополз назад вверх.
Прошло всего несколько минут, а казалось что вечность.
- Гай, сходи посмотри, что там с людьми и с грузом, сказал командир и опять включил рацию.
Она включилась на полуслове.
. . . 5702 слышите меня ? Мы все равно обязаны выполнить приказ.
И он опять увидел уже четыре русских самолёта, которые шли рядом.
Вернулся Гай.
- Ну как там они ?
- Перепугались. Все валяется, но тем не менее. Наши люди. Сказал им плохая погода, надо маневрировать. Успокоил.
Хилель открыл рацию и набрал экстренный канал.
- Внимание всем, кто меня слышит. Я борт IsraDHL 5702. Гражданский транспортный самолет. Принадлежность государства Израиль. Следую в Тель Авив через Варшаву. Меня преследуют четыре самолёта Российских ВВС с их опознавательными знаками. Мы находимся в воздушном пространстве государства Украина. Мне был озвучен приказ немедленно посадить самолёт. В случае неповиновения обещали расстрелять борт. Я прошу помощи у всех кто в воздухе и на земле. Всем, кто меня слышит.
- Кончай дурить, немедленно иди на посадку, мы не шутим! - по второму каналу связи сказал один из российских пилотов. - Больше не предупреждаем.
- Ты бы представился, чтобы потянуть время ответил ему Гай
- Полковник российских ВВС Мединцев
- Майор израильских ВВС Гай Альмог. Рядом со мной полковник этих же ВВС Хейфец Хилель. Ребята, давайте договоримся. Мы тихо уйдем и никому не скажем.
Ответом прослужила очередь из пушек, которая прошла не то чтобы рядом, но довольно близко.
Хилель монотонно несколько раз в открытом эфире повторил свое объявление. Два российских самолёта встали на курс перед ним. Взяли в ножницы, поняли оба израильских пилота.
И вдруг в эфире раздалось,
- Я борт Грузинских Авиалиний командир корабля Кавладзе Сосо. Следую курсом на Хельсинки. Слышу тебя, IsraDHL 5702. Какая помощь нужна?
- Сбить меня хотят, батоно.
- Кто? Твои координаты?
- Даю.
- Я борт Арабские Эмираты, командир Ибрахим Айшат. Готов оказать помощь. Терпите крушение?
- Нас хотят обстрелять россияне. Мы всего лишь хотим уйти из зоны их бомбежки.
- Видишь меня, еврей? Я на встречном курсе. Сближаюсь до возможного и начинаю выполнять разворот.
- Я тебя почти догнал, IsraDHL 5702, проговорил с грузинским акцентом по английски командир грузинских Авиалиний.
- Я ещё далеко, километров двенадцать отозвался араб из Эмиратов. Держись парень. Встанем хвост в хвост, три борта они сбивать не будут.
- Спасибо, парни. . Я не знаю что ещё сказать.
- Спасибо на земле скажешь, потом.
- Вижу тебя, Израиль. Встал точно за тобой. Между нами три км. Ближе не могу. Потоком от твоих двигателей может меня свалить.
- И я уже тут. Семь от израильского и три от тебя, грузинские авиалинии.
Хилель взялся за второй канал связи.
- Полковник, слышишь меня? Нас трое. Мы медленнее и слабее. Убивать придется всех. Бога не боишься? Не бери грех на душу. Иди домой. Скажешь не догнал до границы. Зачем это тебе?
- У меня приказ! Как ты не понимаешь? Приказ! Не могу я!
- Людоед отдавал этот приказ. Людоед. Слушай я же тоже военный летчик в прошлом. Мы же коллеги. Почти братья. Хоть и погоны разные были.
И Хилель добавил по русски — Хер с ними, с погонами, полковник — важно ведь остаться человеком, брат.
В рации возникла тяжёлая пауза и потом прозвучал голос российского пилота
- до границы с Польшей шесть километров. Мы снижаем скорость — вы увеличиваете. Все понял? Не сдавай меня.
- Понял тебя, полковник, - сказал израильский пилот и переключившись на аварийный канал сказал остальным бортам — выжимаем максимум. До границы чуть чуть.
- Удачи тебе, брат, сказал он российскому пилоту.
Тот ничего не ответил, лишь показал палец вверх и скомадовав видимо своим, резко отвернул самолёт и они синхронно исчезли.
Хилель и Гай переглянулись. Комбинезоны были мокрые от пота, до трусов. Командир молча смотрел перед собой.
- Сходи, проверь как там наши пассажиры.
Гай встал проходя молча похлопал его по плечу. Они всегда понимали друг друга без слов. Всегда
Хилель выровнял самолёт, включил автопилот и перед тем как выключить аварийный канал, откашлявшись сказал
- Спасибо вам, парни. И тебе, Сосо, и тебе, Ибрахим. Вы нам жизнь спасли. Надеюсь когда нибудь пересечёмся.
- Выпьем чачи вместе?
- Обязательно.
- Я не пью, - после паузы отозвался араб.
- Тогда просто чаю или кофе.
- Замётано.
- Можем и сейчас кофе выпить, - заметил появившийся в кокпите Гай. - Вот я принес.
- Ребята , я пью этот кофе за ваше здоровье.
- Погоди, я себе налью, - отозвался грузин
- И я, конечно, - поговорил пилот ОАЭ.
- Давайте, мужчины!
Если бы люди в этот момент посмотрели в небо, то увидели бы три белоснежные птицы. Они медленно разлетались, каждый по своему курсу. Каждый с флагом своей страны на борту. Такие разные в жизни и такие одинаковые в небе. Может быть, они никогда в жизни больше и не встретятся. А может судьба сведет их в курилке одного из международных аэропортов. Только они ведь даже не узнают друг друга в лицо. Ведь они так и не увиделись. Знают только позывные друг друга. По которым не задумываясь спасали друг другу жизнь. Хилель так и не узнал имени и фамилии украинского авиадиспетчера, который напоследок пожелал ему удачи. И через четыре часа погиб под разрывом авиабомбы.
И полковник российский, который нарушил приказ и не стал их сбивать — тоже исчез в истории этой страшной и странной войны.
Все это случилось тогда. В эту страшную ночь 25 февраля 2022 года. В украинском небе. Над свободной Украиной.
(с)
Отредактировано: 31 Янв 2024, 12:29.
Они много лет летали вместе — Илья и Гай. Они и служили в соседних эскадрильях когда-то в ВВС Израиля. Тоже на транспортниках. Возили десант, грузы, вывозили под огнем раненых, в общем пороху нанюхались вдоволь так, что можно было и не курить.
Когда вышли на пенсию в 35, быстро переучились на гражданские самолёты и попали в один экипаж. Те, кто их знал близко — всегда смеялись. Это было действительно забавно — смуглый, восточный Гай был по европейски всегда спокоен, выдержан и размерен. Илья же, он же Хилель- взрывался по любому поводу, орал как бешенный и вообще только внешне был похож на еврея — ашкеназа. Что да — они оба были классными пилотами и в своей непростой работе — знали все. А тут ещё боевой опыт, который на их счастье больше был уже не нужен.
Илья докурил ещё одну сигарету, увидев Гая. Курить на поле было запрещено, но они были транспортниками и стояли очень далеко от здания порта. Тот издалека покачал головой и было понятно, что улетят они не скоро
Погода была не очень в этот февральский вечер.
Мокрый дождь со снегом и ветер приличный у земли. Штормовое предупреждение.
Пошли спать, буркнул Гай — все равно, если улетим — то завтра. Небо закрыто.
Они молча побрели к зданию ангара погрузки.
Там можно было выспаться, выпить кофе и посидеть в телефоне, покопавшись в новостях.
Около пяти часов утра Илья проснувшись, по привычке натянул кроссовки, толкнул в бок Гая засобирался на пробежку. Лёгкой трусцой они побежали вокруг ангара. Оба старались по старой привычке держать себя в форме. Начинало светать. Дождь прекратился и это вселяло надежду на скорый вылет, хотя в порту скопилось приличное количество грузовых бортов.
Совсем рассвело, и подбегая к самолёту, лётчики услышали привычный звук в небе. Привычный, но как то не совсем. Бомберы? Смотри сколько, сказал Гай. Учения у украинцев, наверное, рассеяно ответил Илья.
- Да какие учения! - вдруг закричал невозмутимый Гай. - Ты что не слышишь ???
Реально бомбёжка. Небо озарилось огненными языками и всполохами.
Они бросились в ангар и включили новости, одновременно шаря в телефоне.
Россия напала на Украину ?
- Странно, сказал Гай. Чего им делить? Ты же “русский”, должен в этом разбираться, Хилель?
- Если я “ русский “, то ты араб, привычно огрызнулся Илья.
- Что делать будем, командир? - вдруг посерьезнел Гай.
- Ждать. Пошли на борт, будем просить вылет. Горючего под завязку, груз укреплён — можем вылетать хоть сейчас.
- Гостомель, Вышка, я борт ИсраДиэйчэл 5702. Борт проверен, к взлету готовы. Разрешите вылет! — быстро на английском проговорил Гай.
- Вылет задерживаем, - после паузы ответил украинский диспетчер. - КВС просим прибыть в офис отправки.
- Давай сходим, предложил Гай. Поторопим их. Ну, правда, что мы здесь сидим. Глядишь они ещё и аэропорт бомбить начнут.
- Давай.
И они мелкой трусцой, под дождем побежали в сторону светящихся окон.
Встретил их дежурный по грузовому аэропорту и какой — то мужик, очень похожий на израильтянина. Он и оказался израильтянином, да ещё и послом в Украине.
Начав говорить по-английски и с ними, извинившись перед дежурным, перешёл на иврит.
- Я сразу и к делу. Начались военные действия между Россией и Украиной. Что происходит и кто виноват — будет ясно чуть позже, после официальных заявлений. Моя задача — передать вам некие документы государственной и служебной важности, а так же вы должны забрать на борт часть посольских работников, вернее их жен и детей.
- Как же мы их возьмем, если борт у нас грузовой. Сидя на полу полетят? — съязвил Хилель.
- Надо будет — значит на полу. Важно вывезти их. Это приказ. - И посмотрел почему—то на Гая тоже.
- Приказ? Я в армии больше не служу. Много лет. Мы — грузовик, господин посол и вам это известно.
- Все я знаю, ребята. Надо. Я пока ехал в аэропорт, говорил с вашим бывшим начальством. Сказали — вы сможете.
- Вообще—то вы обязаны говорить при мне по английски, извините, что напоминаю. Я все таки дежурный по аэропорту.
- Да-да, извините, сказал посол.
- Так что делаем?
- Ну давай их сюда, а там решим.
Выйдя в небольшое лобби перед офисом, он увидел группу людей из человек двадцати. Это были в основном молодые женщины и маленькие дети. Были и дети подростки. Подростки были очень молчаливы и видно, что все были прилично напуганы.
Оглядев их, Хилель негромко спросил посла
— Документы их где?
- Вот, - смягчив взгляд, сказал посол и протянул папку.
- Ок. . .
Подойдя к ним, он достаточно весело произнес на иврите и потом повторил на английском персонально для дежурного
- Уважаемые дамы и господа! Разрешите вас пригласить на борт нашего замечательного судна, который является частью государства Израиль, а значит обладает таким же дипломатическим иммунитетом.
- Микола, ты микроавтобус дашь, чтобы они под дождем не гуляли?
- Запретить я не могу, машину дам. Сидите там и не высовывайтесь, добре?
- Договорились, дзякую пан дежурный
Размещались в огромном чреве грузового Боинга долго. Гай ходил между людьми, прикрепляя все что может покатится, оторваться и мешать при полете. Заветную папку Хилель спрятал в сейф, где всегда лежали пистолеты его и Гая.
Они сидели в темной кабине вдвоем и слушали переговоры. Смотрели на летное поле, на рулежку, на большие светлые всполохи в небе где—то на расстоянии 8–10 км. Они, лётчики, прекрасно знали что это. Это отрабатывали бомбардировщики по объектам, которые им было указано разбомбить в первую очередь.
- Знаешь, что я думаю? - медленно сказал Гай. - Они ведь продолжают расширять диаметр. А аэропорт этот - стратегический. Хилель, надо уходить.
- Надо, ответил тот. А как? Разрешения на взлет никто не даст. Ты же видишь — все стоят на земле.
- Мы не все. Я не хочу сгореть тут на земле не понятно за что и не понятно от кого.
- Вышка Киев, я IsraDhl 5702 — прошу разрешения на взлет.
- Взлет запрещаю — мгновенно отозвался диспетчер.
Хилель молча встал, прошел в грузовой отсек и встал в проходе. Большинство людей спало, Гай включил обогрев и их разморило от жары. Один из малышей, без переднего зуба — спросил у Хилеля.
- Ты капитан?
- Ну да.
- А когда мы полетим? Я ещё ни разу не летал на твоём самолёте. Он огромный и мне нравится.
- Он такой же по размеру как пассажирский, малыш, просто кресел нет. А вместо них — сам видишь — разные грузы.
- Да, я вижу. Давай только быстрее лети. Я к бабушке хочу в Рамат Ган. Мы ее давно не видели.
Хилель вернулся в салон.
- Идём покурим, - сказал Гай
Подойдя к двери, он увидел водителя грузового трапа.
- Слышишь друг, давай отцепляйся. Мы двери драить будем - спать пора. И береги себя - русские скоро здесь будут
Работяга, посмотрев вверх, сплюнул и сказал:
- Как придут, так и уйдут. Это наша земля. Нечего им тут делать.
- Ты береги себя, батя. Мало ли. .
- Спасибо, сынки. Будем живы — не помрем.
Гай спросил:
- Ты же с ним на русском говоришь. А он украинец. И нападают сейчас русские. Как это может быть ?
- Он может и не украинец. Русский. Жить хочет на Украине. Будет защищать ее.
- Понятно то, что не понятно ничего, - усмехнувшись, сказал Гай.
Хилель ещё раз посмотрел на небо. Сполохи приближались.
- Пошли, Гай, задраивай дверь.
Вернувшись в кабину, Хилель сел на командирское кресло. Гай сел рядом.
- Может в карты сыграем, - спросил он у Хилеля.
- Какие нах. . карты, - пробормотал Хилель по-русски.
- Чего?
- Ничего. . . запускай двигатели. Порядок первый четвертый, второй третий
- Есть, ответил Гай и быстро защелкал тумблерами.
- Двигатели запущены.
- Малый ход, идём к рулежке.
- Есть
Молча, при потушенных бортовых огнях, лайнер медленно покатился по рулежке.
- Ещё 500 метров и взлетная. Одиннадцатая Кью. Она длинная и мы по ней все время. . .
- Помню, сквозь зубы прошипел Хилель.
Они встали у черты взлетной полосы и ещё раз посмотрел через лобовое на небо. Мокрый снег с дождем, ветер у земли и при взлете, под завязку груженный самолёт в принципе не обещали обычного взлета. А как взлетать без прогноза и данных? Он посмотрел на приборы.
- Параметры в норме?
- Все ок, командир. Борт к взлету готов.
Хилель ещё раз зачем-то посмотрел на наушники, которые болтались на шее.
- Двигателям взлетный, рубеж 210, полоса 11 Q. Включить фары. Управление слева, контроль справа. Вперёд.
- Выполняю, командир.
Лайнер, шурша мокрыми шасси стремительно начал набирать скорость. Они неслись по взлетной и по рации вдруг началось.
- Борт IsraDHL 5072 - немедленно остановитесь. Я запрещаю движение по полосе. Я запрещаю взлет ! Вы слышите, IsraDHL 5072? Немедленно тормозить!
Хилель вцепился в штурвал и боковым зрением смотрел на второго пилота.
- Скорость?
- 180
- Скорость?
-195
Сбоку он видел множество машин из службы аэропорта, которые со всех концов летели к их слишком медленно разгоняющемуся самолёту.
- 210, командир. Принятие решения.
- Принимаю решение — взлетаем.
Скорость 210 была немного маловата для отрыва и самолёт медленно пополз вверх, после того как Хилель потянул джойстик на себя.
С вышки по переговорной не останавливаясь неслись ругательства, ор и снова ругательства.
- Вы нарушили все международные законы авиации. Вас лишат лицензии и будут судить на земле - нервно прокричала рация.
- Я борт IsraDHL 5702, взлет совершил. Продолжаю набор высоты. Прошу курс на Варшаву.
Потом он помолчал и сказал совсем тихо.
- Ребята. Я вижу их авиацию. Они все ближе. Скоро вас начнут бомбить. И добавил по-русски:
- Прячьтесь сами и спрячьте остальных. Они бомбят все. Спасайтесь.
- Вас понял, борт IsraDHL 5072. Даю курс.
Потом помолчал и сказал: - Осторожней там ребята. Удачи вам, парни.
- И вам. Берегите себя и Украину.
Гай даже не просил перевести ему, о чем они говорили с диспетчером. Он как будто понял и молча смотрел перед собой на приборы.
Борт набирал высоту. Гай быстро вбил данные курса в компьютер и вопросительно посмотрел на Хилеля.
- Нет
- Как скажешь
За столько лет вместе в одном экипаже они понимали друг друга с полувзгляда. Гай не спрашивая, спросил включать ли автопилот. И также без ответа получил ответ, что полетят вручную. Не тот случай, тем более что курс не был занесён заранее.
Набрав две тысячи метров, они вдруг услышали на корректном канале четкий приказ по английски
- Представьтесь, пожалуйста
- Борт IsraDHL 5702, курс на Варшаву. Классификационный номер. . .
Ему не дали продолжить
- Военно воздушные силы России. Мы предлагаем вам немедленно вернуться в порт вылета. Вы нарушаете воздушное пространство, закрытое для гражданских судов.
Хилель и Гай переглянулись.
И опять не договариваясь, Хилель спокойно сказал в микрофон
- Я не подчиняюсь приказам ВВС России. Продолжаю полет по заданному курсу.
- В таком случае мы будем вынуждены посадить вас принудительно, - проорала рация.
- Я не сяду, - ещё раз спокойно ответил Хилель. - Не будете же вы стрелять по мирному, гражданскому судну?
- Идёт спецоперация, ты пилот долбаный, уже не выдержал российский начальник. Наша авиация работает в воздухе. Тебя собьют и даже сажать не будут, - не скрывая досады продолжала орать рация. Хилель решительно выключил ее.
Гай, щёлкнув пальцами - молча показал командиру сначала налево, потом направо.
Там, совсем близко висели в воздухе два штурмовика СУ, с российским флагами и буквой Z на бортах
Пилоты одновременно слева и справа приблизились к Боингу и Хилель даже не смотря на ночь и отвратительную погоду, увидел лицо пилота штурмовика. Тот показал указательным пальцем вниз. На языке пилотов всех стран - садись.
Хилель снова включил рацию.
- Борт IsraDHL 5702, приказываю немедленно лечь на обратный курс и следовать за мной. В случае отказа — у меня есть приказ применить огонь на поражение.
Хилель молча показал Гаю жестом на правое крыло. Гай знал что это. Это был боевой маневр израильских летчиков. Валиться на крыло и идти в штопор. Так делали, обманывая противника, когда тебя брал в кольцо превосходящий количеством самолётов противник. Потом высота резко набиралась и ты оказывался в безопасности. Истребитель или штурмовик, конечно опаснее, быстрее и маневреннее.
Но обмануть его было можно. Но на военном транспортнике. И при прикрытии своих истребителей. А тут. .
Нет своих, самолет тяжёлый, гражданский и совсем не военный транспортник.
И тем не менее Хилель решительно отклонил ручку управления, а Гай убрал обороты двигателей. А потом и вовсе выключил два из четырех.
Борт взвыл и стремительно ухнул в воздушную яму. Он летел в черноту, отворачивая в право. Запаса высоты не было, ведь они так и не успели набрать ее.
Высотомер мелькал перед глазами. Оставалось чуть больше тысячи метров и Хилель крикнул Гаю
- Полная тяга. Двигателям полная тяга.
- Есть командир, Гай слаженно защелкал тумблерами.
Хилель тем временем добирал ручку управления и прижал ее до максимума и чуть влево. Самолёт взвыл уже по человечьи и пополз назад вверх.
Прошло всего несколько минут, а казалось что вечность.
- Гай, сходи посмотри, что там с людьми и с грузом, сказал командир и опять включил рацию.
Она включилась на полуслове.
. . . 5702 слышите меня ? Мы все равно обязаны выполнить приказ.
И он опять увидел уже четыре русских самолёта, которые шли рядом.
Вернулся Гай.
- Ну как там они ?
- Перепугались. Все валяется, но тем не менее. Наши люди. Сказал им плохая погода, надо маневрировать. Успокоил.
Хилель открыл рацию и набрал экстренный канал.
- Внимание всем, кто меня слышит. Я борт IsraDHL 5702. Гражданский транспортный самолет. Принадлежность государства Израиль. Следую в Тель Авив через Варшаву. Меня преследуют четыре самолёта Российских ВВС с их опознавательными знаками. Мы находимся в воздушном пространстве государства Украина. Мне был озвучен приказ немедленно посадить самолёт. В случае неповиновения обещали расстрелять борт. Я прошу помощи у всех кто в воздухе и на земле. Всем, кто меня слышит.
- Кончай дурить, немедленно иди на посадку, мы не шутим! - по второму каналу связи сказал один из российских пилотов. - Больше не предупреждаем.
- Ты бы представился, чтобы потянуть время ответил ему Гай
- Полковник российских ВВС Мединцев
- Майор израильских ВВС Гай Альмог. Рядом со мной полковник этих же ВВС Хейфец Хилель. Ребята, давайте договоримся. Мы тихо уйдем и никому не скажем.
Ответом прослужила очередь из пушек, которая прошла не то чтобы рядом, но довольно близко.
Хилель монотонно несколько раз в открытом эфире повторил свое объявление. Два российских самолёта встали на курс перед ним. Взяли в ножницы, поняли оба израильских пилота.
И вдруг в эфире раздалось,
- Я борт Грузинских Авиалиний командир корабля Кавладзе Сосо. Следую курсом на Хельсинки. Слышу тебя, IsraDHL 5702. Какая помощь нужна?
- Сбить меня хотят, батоно.
- Кто? Твои координаты?
- Даю.
- Я борт Арабские Эмираты, командир Ибрахим Айшат. Готов оказать помощь. Терпите крушение?
- Нас хотят обстрелять россияне. Мы всего лишь хотим уйти из зоны их бомбежки.
- Видишь меня, еврей? Я на встречном курсе. Сближаюсь до возможного и начинаю выполнять разворот.
- Я тебя почти догнал, IsraDHL 5702, проговорил с грузинским акцентом по английски командир грузинских Авиалиний.
- Я ещё далеко, километров двенадцать отозвался араб из Эмиратов. Держись парень. Встанем хвост в хвост, три борта они сбивать не будут.
- Спасибо, парни. . Я не знаю что ещё сказать.
- Спасибо на земле скажешь, потом.
- Вижу тебя, Израиль. Встал точно за тобой. Между нами три км. Ближе не могу. Потоком от твоих двигателей может меня свалить.
- И я уже тут. Семь от израильского и три от тебя, грузинские авиалинии.
Хилель взялся за второй канал связи.
- Полковник, слышишь меня? Нас трое. Мы медленнее и слабее. Убивать придется всех. Бога не боишься? Не бери грех на душу. Иди домой. Скажешь не догнал до границы. Зачем это тебе?
- У меня приказ! Как ты не понимаешь? Приказ! Не могу я!
- Людоед отдавал этот приказ. Людоед. Слушай я же тоже военный летчик в прошлом. Мы же коллеги. Почти братья. Хоть и погоны разные были.
И Хилель добавил по русски — Хер с ними, с погонами, полковник — важно ведь остаться человеком, брат.
В рации возникла тяжёлая пауза и потом прозвучал голос российского пилота
- до границы с Польшей шесть километров. Мы снижаем скорость — вы увеличиваете. Все понял? Не сдавай меня.
- Понял тебя, полковник, - сказал израильский пилот и переключившись на аварийный канал сказал остальным бортам — выжимаем максимум. До границы чуть чуть.
- Удачи тебе, брат, сказал он российскому пилоту.
Тот ничего не ответил, лишь показал палец вверх и скомадовав видимо своим, резко отвернул самолёт и они синхронно исчезли.
Хилель и Гай переглянулись. Комбинезоны были мокрые от пота, до трусов. Командир молча смотрел перед собой.
- Сходи, проверь как там наши пассажиры.
Гай встал проходя молча похлопал его по плечу. Они всегда понимали друг друга без слов. Всегда
Хилель выровнял самолёт, включил автопилот и перед тем как выключить аварийный канал, откашлявшись сказал
- Спасибо вам, парни. И тебе, Сосо, и тебе, Ибрахим. Вы нам жизнь спасли. Надеюсь когда нибудь пересечёмся.
- Выпьем чачи вместе?
- Обязательно.
- Я не пью, - после паузы отозвался араб.
- Тогда просто чаю или кофе.
- Замётано.
- Можем и сейчас кофе выпить, - заметил появившийся в кокпите Гай. - Вот я принес.
- Ребята , я пью этот кофе за ваше здоровье.
- Погоди, я себе налью, - отозвался грузин
- И я, конечно, - поговорил пилот ОАЭ.
- Давайте, мужчины!
Если бы люди в этот момент посмотрели в небо, то увидели бы три белоснежные птицы. Они медленно разлетались, каждый по своему курсу. Каждый с флагом своей страны на борту. Такие разные в жизни и такие одинаковые в небе. Может быть, они никогда в жизни больше и не встретятся. А может судьба сведет их в курилке одного из международных аэропортов. Только они ведь даже не узнают друг друга в лицо. Ведь они так и не увиделись. Знают только позывные друг друга. По которым не задумываясь спасали друг другу жизнь. Хилель так и не узнал имени и фамилии украинского авиадиспетчера, который напоследок пожелал ему удачи. И через четыре часа погиб под разрывом авиабомбы.
И полковник российский, который нарушил приказ и не стал их сбивать — тоже исчез в истории этой страшной и странной войны.
Все это случилось тогда. В эту страшную ночь 25 февраля 2022 года. В украинском небе. Над свободной Украиной.
(с)
Отредактировано: 31 Янв 2024, 12:29.