Радоница
Сегодня Радоница - день особого поминовения усопших, праздник, идущий из глубокой древности. О нем пишет уже святитель Иоанн Златоуст. Этимологически слово "радоница" связана со словом "радость", т. е. в этот день люди должны не скорбеть об ушедших, а радоваться их рождению в жизнь вечную. "Мы, - как писал митрополит Антоний Сурожский, - с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
Нам трудно представить "радость об усопшем", но я всегда буду помнить, какое впечатление произвела на меня знакомая монахиня, искренне радовавшаяся о кончине тяжело больной дочери, которую теперь принял Господь и воздаст ей за все кротко перенесенные долгие страдания. "Ей же теперь хорошо! Ей ведь так хорошо! О Господе родилась!" И жалела она только об одном: что нельзя теперь еще хоть немного поухаживать за ней у постели.
На Радоницу христосуются с усопшими, приносят на могилы крашеные яйца, совершается поминальная трапеза. Мы приналежим к Церкви Воинствующей, они к Церкви Торжествующей, но все вместе мы члены Церкви, Тела Христова, все мы живы, поскольку Бог "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22, 32).
Все мы хорошо знаем, что в наши дни очень распространен обычай посещать кладбища на Пасху. Сразу необходимо подчеркнуть, что этот обычай не одобряется Церковью и противоречит ее уставу. Этот обычай порождение советского времени. Он возник сразу после войны, когда почти каждая семья не дождалась кого-то из своих членов, а ходить во вторник на кладбище значило прогулять рабочий день. Начали ходить на Пасху по воскресеньям, что активно поддерживалось властями, поскольку непременным атрибутом таких поминок становится питье и еда на кладбище, оставление рюмок для покойных, что, в свою очередь, интерпретировалось атеистической литературой как дикость религиозного мировоззрения (очень живое наблюдение на эту тему есть в записных книжках епископа Варнавы (Беляева).
См. "Дядя Коля" против. Записные книжки епископа Варнавы (Беляева). 1950-1960. Нижний Новгород., 2010. Сс. 160-162.)
"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага", - пишет святитель Иоанн Златоуст.
(с)
Было изменено: 7:59 14/05/2024.
Нам трудно представить "радость об усопшем", но я всегда буду помнить, какое впечатление произвела на меня знакомая монахиня, искренне радовавшаяся о кончине тяжело больной дочери, которую теперь принял Господь и воздаст ей за все кротко перенесенные долгие страдания. "Ей же теперь хорошо! Ей ведь так хорошо! О Господе родилась!" И жалела она только об одном: что нельзя теперь еще хоть немного поухаживать за ней у постели.
На Радоницу христосуются с усопшими, приносят на могилы крашеные яйца, совершается поминальная трапеза. Мы приналежим к Церкви Воинствующей, они к Церкви Торжествующей, но все вместе мы члены Церкви, Тела Христова, все мы живы, поскольку Бог "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22, 32).
Все мы хорошо знаем, что в наши дни очень распространен обычай посещать кладбища на Пасху. Сразу необходимо подчеркнуть, что этот обычай не одобряется Церковью и противоречит ее уставу. Этот обычай порождение советского времени. Он возник сразу после войны, когда почти каждая семья не дождалась кого-то из своих членов, а ходить во вторник на кладбище значило прогулять рабочий день. Начали ходить на Пасху по воскресеньям, что активно поддерживалось властями, поскольку непременным атрибутом таких поминок становится питье и еда на кладбище, оставление рюмок для покойных, что, в свою очередь, интерпретировалось атеистической литературой как дикость религиозного мировоззрения (очень живое наблюдение на эту тему есть в записных книжках епископа Варнавы (Беляева).
См. "Дядя Коля" против. Записные книжки епископа Варнавы (Беляева). 1950-1960. Нижний Новгород., 2010. Сс. 160-162.)
"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага", - пишет святитель Иоанн Златоуст.
(с)
Было изменено: 7:59 14/05/2024.