о русалках и наядах
Крамской Иван Николаевич... серьезный художник, - вдруг "заболел" темой русалок и прочей нечисти
Говорят, возможно, под влиянием Гоголя и его Майской ночи
Художник решил запечатлеть на полотне ночную мглу и струящейся лунный свет.
Сюжет был навеян отрывком из гоголевской "Майской ночи", где автор описал сон Левка. Крамской не ставил цели точно передать детали сна, а стремился поделиться со зрителем тем видением, которое посетило его во время работы над эскизами будущей картины.
На переднем плане расположилась группа молодых девушек, облаченных в белые длинные одеяния. Тонкие фигурки утопленниц застыли в живописных позах. Да-да, именно утопленницы изображены на картине. Напомню, что Русалки - это девушки, которые утопились и стали духами природы.
По ночам они выходят из воды, путают сети рыбаков, очаровывают путников и затягивают их в подводный мир. В некоторых поселениях, например, в Брянской области, считали, что "на Троецкой,* или Русальной (Русаличьей), неделе*, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с того света на землю** (см. ниже).
Кроме того, в сказках распущенные волосы являются отличительной чертой русалок. "Ходит как русалка (о нечесанной девке)" - гласит словарь Владимира Даля. Также Даль описал народное поверье: когда русалка гребнем расчесывает волосы, с них струится вода, затопляя все вокруг. Если волосы русалок высыхали, они погибали.
Русалки на картине Крамского эфемерны и меланхоличны: одни устроились на поваленных стволах деревьев, а другие ушли в лесную чащу и слились с листвой. Вероятно всего, девушкой с "плетью тростника" в руках и с венком из трав на голове является гоголевская панночка
Впервые картина была представлена публике в ноябре 1871 года на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок (идеологом и организатором являлся Крамской).
Мистический сюжет "Майской ночи" не соответствовал программе передвижников#8203;, которые стремились объективно отражать действительность. Кроме того, основной темой являлись не социальные проблемы, а народные верования.
Многие современники считали, что гоголевские сюжеты могут свести живописцев с ума: "Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло", говорил Крамской. Однако и зрители, и критики, и художники отнеслись к полотну с интересом, а сразу после выставки его приобрел Павел Третьяков
На картине отсутствует изображение луны - мы различаем лишь лунный свет, который преображает ночной пейзаж бликами на стенах заброшенной хаты и одеждах утопленниц. Художник считал, что передать лунное освещение было его главной технической задачей.
Спустя 10 лет Крамской напишет картину с созвучным названием - "Лунная ночь". В центре изображена женщина в белом платье. Моделями для этой картины были сначала Анна Попова (будущая жена Менделеева), а потом вторая жена Сергея Третьякова - Елена
"... о мерцание природы под этими лучами - целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья, на высокий душевный строй: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее - словом, предмет для искусства достойный".
- Иван Крамской: Образ "серебристо-лунной" девушки впервые появился в творчестве художника летом 1871 года, когда Крамской создал знаменитую работу "Сомнамбула".
На картине изображена спящая девушка, которая с отрешенным лицом следует за лунным светом. Так же безучастны и лица русалок... Крамской намеренно лишил их индивидуальности: сонм "лунных" девушек не принадлежит миру живых людей, они сливаются с лилиями в пруду, со стволами деревьев...
Красота русалок не в чертах лица, а в отраженном лунном свете
О картине ходит множество легенд. Говорят, что в Третьяковской галерее по ночам было слышно пение и возникало ощущение дуновения ветра и появлялся запах сырости, а посетительницы, которые долго смотрели на картину, якобы сходили с ума или бросались в реку (одна девушка действительно покончила жизнь самоубийством).
Соседством с "Русалками" суеверная публика объясняла и то, что висевшая рядом картина "Грачи прилетели" Алексея Саврасова#8203; в первую же ночь на выставке упала со стены.
Работники выставки в шутку утверждали, что это дело рук русалок, которым соседство с птицами пришлось не по душе
Утверждают, что и сам Третьяков чувствовал усталость рядом с картиной и решил перевесить ее в темный угол, чтобы на нее не попадал солнечный свет, после чего русалки, якобы, перестали беспокоить посетителей.
***
свидет-ва того, что РУСАЛКИ СУЩЕСТВУЮТ!
(ИЛИ СУЩЕСТВОВАЛИ..._)
Древнеримский ученый и писатель Плиний Старший (23 или 24-79 гг.) в своей "Естественной истории" писал: "то, что рассказывают о нереидах, отнюдь не является выдумкой. Они действительно существуют", "иногда их мертвые тела находили на берегу".
Встречи с русалками
В исландской летописи XII века "Speculum Regale" говорится: "У берегов Гренландии встречается чудовище (русалка), которое люди называют "Маргигр".
Существо (русалка) это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе - у нее рыбий хвост, чешуя и плавники".
Известный мореплаватель Генри Гудзон, проходя неподалеку от Новой Земли, сделал в судовом журнале запись: "Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку.
Описание: ... спина и грудь (русалки) были как у женщины... у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее (русалку) видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.".
Историк и писатель А. Горбовский приводит выдержку из мемуаров капитана английского флота Ричарда Уитбурна: "Не могу не сказать несколько слов о странном существе (русалке), которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде,
удивительное существо (русалка) очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины; глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы.
... Я и человек из моего экипажа... разглядывали существо это довольно долго... Существо же это (русалка) ... нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад.
При этом оно (русалка) часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не мог.
Какое-то время спустя это же существо (русалка) подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индской Компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в нее забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его (русалку) по голове. Тогда оно оставило их в покое.
Позднее оно (русалка) приблизилось еще к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега. Моряки в страхе выскочили на берег и оттуда на него смотрели.
... решил рассказать то, что видел сам и что есть самая истинная правда".
В мае 1658 г. русалов заметили в устье реки Ди в Шотландии, и в том же году в "Абердинском альманахе" появилось заявление, что те, кто путешествует в этих местах, "обязательно увидят прелестную компанию русалок - изумительно красивых созданий".
Датский колониальный священник Франсуа Валентайн сообщал российскому императору Петру I, что "в 1652 или в 1653 году лейтенант, бывший на службе компании, видел два таких существа (русалов и русалок) в заливе возле островов Керам и Боэро, департамента Амбоина (Индонезия).
Португальский миссионер Аншиета, живший в XVII веке, сообщал: "До прихода и расселения христиан в этих местах [побережье Бразилии] много индейцев было утоплено иарами [русалками]".
Век спустя голландский путешественник Гаспар ван Баэрле свидетельствовал, что ненасытные иары, красавицы с длинными волосами и рыбьими хвостами, продолжают соблазнять пловцов и рыбаков и губят их. При этом он уточнил, что "иара (русалка) душит своих избранников не по злобе, а по страсти", зацеловывая их до смерти. Тела этих несчастных возлюбленных, сообщил путешественник, находят потом на отмелях.
Русалок встречали почти повсеместно - у побережий и островов Азии, Африки, Северной и Южной Америки и даже в Северном Ледовитом океане; их видели с античных времен до XIX столетия и изредка продолжают встречать и теперь.
Американский зоолог Карл Банзе, проанализировав имеющийся материал о русалках в работе "Основы биологии русалок" (1990), пришел к заключению, что они дожили до середины XIX века. Вот что он писал об этих удивительных созданиях:
"Детали изображений таких существ [русалок] во многом сходятся, начиная с описаний, данных еще Аристотелем. Типичная русалка обладает бинокулярным зрением, то есть два ее глаза смотрят в одном направлении. У нее характерный для человека противопоставленный остальным большой палец, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна большая голова, говорящая, по-видимому, о хорошо развитом мозге. Нижняя часть тела - это, скорее, нечто вроде хвостовых лопастей китообразных. А рыбья чешуя - это всего лишь ороговевшие складки кожи".
Судя по имеющимся описаниям и зарисовкам... у них длинные золотистые, русые, черные, зеленые или синие волосы - по одним данным, походившие на распущенные женские волосы, а по другим, скорее напоминавшие морские водоросли или тину.
У русалок человеческий нос, рот и голубые или черные глаза и такие же, как у людей, руки, только с перепонками между пальцами и, по некоторым данным, с острыми когтями вместо ногтей.
Немецкий натуралист И. Йонетонус писал в "Естественной истории рыб и китов" (1646 г.), что вес взрослой русалки меньше веса человека. Хотя, анализ свидетельских показаний о встречах с "морскими людьми" скорее свидетельствует о том, что они были разными: иногда как 3-4-х летний ребенок, и их рост не превышал 1 м, иногда попадались "гигантские" экземпляры ростом около 2 метров. Но чаще всего в отчетах и рассказах моряков и рыбаков приводятся цифры 150-170 см. Значит, большинство русалок были подобием (точнее, их верхняя половина) людей.
И самое живо-трепещущее!
Самые горячие споры всегда вызывал вопрос о том, каким образом размножались русалки. Приводимые средневековые свидетельства об имевшей место интимной близости моряков и русалок дают основание считать, что они делали это почти также как и люди. И. Йонетонус полагал, что, судя по количеству молочных желез, у них рождался только один детеныш.
В греческом, ирландском, шотландском, германском, прибалтийском, славянском, перуанском эпосе и преданиях некоторых других народов приводятся сведения о браках между русалками (морскими нимфами) и людьми, и о рождавшихся от таких браков детях.
Сверхчеловеческие способности русалок
Независимо от времени и места возникновения преданий о русалах и русалках, обитателям подводного мира чаще всего приписывались одни и те же качества. Это - гипнотическое пение и способность к телепатии.
Моряки и рыбаки считали, что русалка способна взглядом заворожить и полностью подчинить себе человека. Эти существа иногда выступали в роли прорицателей. В некоторых преданиях они описывались как бессмертные.
В скандинавских, шотландских и ирландских легендах иногда говорится, что на берегу русалы и русалки принимали облик обычных людей, то есть обладали даром оборотничества.
___
* Русалочья неделя,
ПОминовение умерших НЕ своей смертью - или умерших олт утопления
(ц) Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи и получила такое народное название от Семика. Эта неделя в старину известна была под именем Русальной.
Малоруссы называют её зелёною, клечальною, а последние три дня зелёными святками. Около Стародуба (место) её величают Греною, где и семицкие песни называются Гренухами.
Дни семицкой недели наш народ называет особенными именами: вторник: задушными поминками, четверг: семиком, субботу: клечальным днём, семицкие ночи называются: воробьиными. Литовцы и поляки называют нашу Семицкую неделю зеленою неделею, чехи и словаки - Русальною; карпато-руссы - Русалье.
(автор - Сахаров И. П. Сказания русского народа)
Семик, как и"Троицын день" - считался девичьим праздником.
Девочек-подростков принимали в компанию девушек и они могли "невеститься", гадать о суженом и принимать спустя полгода участие в осенне-зимних посиделках...
Также и в природе - Мать - Сыра Земля готовилась к плодоношению - на пролетье колосились рожь и овёс:
- Семик, Семик, Троица, Пресвятая мать Купальница,
Ты на чём приехала?
- На овсяном зерночке,
На оржаном колосе!
Как и перед другими большими праздниками, перед Семиком (Троицей) поминали умерших: сначала "заложных" (несвоей смертью умерших), затем - родителей.
В католической традиции Зелёные святки завершались на Троицу объездами по селу верхом на лошадях (Пасхальная кавалькада), играми в "Краля" и "Кралицу"
см - "Русалии"
*
Русалии - праздник в память умерших у славян = поминальные дни (русальные дни) или поминальный обряд.
Первое упоминание о русалиях содержится в Лаврентьевской летописи (под 1068 г.). В ней осуждается языческий обычай призывать "дьявола" для предотвращения засухи...
В более поздних памятниках Русалии характеризуются как "бесовские игрища" и "потехи с плясанием, песнями, с ряжением в маски животных и т. п.
Считалось, что на "Троицын день" русалки выходят из воды и пребывают на земле - пока их не "проводят".
В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт... С Семика (Троицы) действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, нельзя было ходить в лес поодиночке, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься шитьём.
Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, - это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе.
В Русальную неделю следовало задабривать русалок - тогда можно было рассчитывать на их помощь
(цит)
Было изменено: 20:47 15/05/2024.
Было изменено: 0:54 16/05/2024.
Было изменено: 7:43 16/05/2024.
Было изменено: 9:53 16/05/2024.
Было изменено: 9:10 17/05/2024.
Говорят, возможно, под влиянием Гоголя и его Майской ночи
Художник решил запечатлеть на полотне ночную мглу и струящейся лунный свет.
Сюжет был навеян отрывком из гоголевской "Майской ночи", где автор описал сон Левка. Крамской не ставил цели точно передать детали сна, а стремился поделиться со зрителем тем видением, которое посетило его во время работы над эскизами будущей картины.
На переднем плане расположилась группа молодых девушек, облаченных в белые длинные одеяния. Тонкие фигурки утопленниц застыли в живописных позах. Да-да, именно утопленницы изображены на картине. Напомню, что Русалки - это девушки, которые утопились и стали духами природы.
По ночам они выходят из воды, путают сети рыбаков, очаровывают путников и затягивают их в подводный мир. В некоторых поселениях, например, в Брянской области, считали, что "на Троецкой,* или Русальной (Русаличьей), неделе*, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с того света на землю** (см. ниже).
Кроме того, в сказках распущенные волосы являются отличительной чертой русалок. "Ходит как русалка (о нечесанной девке)" - гласит словарь Владимира Даля. Также Даль описал народное поверье: когда русалка гребнем расчесывает волосы, с них струится вода, затопляя все вокруг. Если волосы русалок высыхали, они погибали.
Русалки на картине Крамского эфемерны и меланхоличны: одни устроились на поваленных стволах деревьев, а другие ушли в лесную чащу и слились с листвой. Вероятно всего, девушкой с "плетью тростника" в руках и с венком из трав на голове является гоголевская панночка
Впервые картина была представлена публике в ноябре 1871 года на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок (идеологом и организатором являлся Крамской).
Мистический сюжет "Майской ночи" не соответствовал программе передвижников#8203;, которые стремились объективно отражать действительность. Кроме того, основной темой являлись не социальные проблемы, а народные верования.
Многие современники считали, что гоголевские сюжеты могут свести живописцев с ума: "Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло", говорил Крамской. Однако и зрители, и критики, и художники отнеслись к полотну с интересом, а сразу после выставки его приобрел Павел Третьяков
На картине отсутствует изображение луны - мы различаем лишь лунный свет, который преображает ночной пейзаж бликами на стенах заброшенной хаты и одеждах утопленниц. Художник считал, что передать лунное освещение было его главной технической задачей.
Спустя 10 лет Крамской напишет картину с созвучным названием - "Лунная ночь". В центре изображена женщина в белом платье. Моделями для этой картины были сначала Анна Попова (будущая жена Менделеева), а потом вторая жена Сергея Третьякова - Елена
"... о мерцание природы под этими лучами - целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья, на высокий душевный строй: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее - словом, предмет для искусства достойный".
- Иван Крамской: Образ "серебристо-лунной" девушки впервые появился в творчестве художника летом 1871 года, когда Крамской создал знаменитую работу "Сомнамбула".
На картине изображена спящая девушка, которая с отрешенным лицом следует за лунным светом. Так же безучастны и лица русалок... Крамской намеренно лишил их индивидуальности: сонм "лунных" девушек не принадлежит миру живых людей, они сливаются с лилиями в пруду, со стволами деревьев...
Красота русалок не в чертах лица, а в отраженном лунном свете
О картине ходит множество легенд. Говорят, что в Третьяковской галерее по ночам было слышно пение и возникало ощущение дуновения ветра и появлялся запах сырости, а посетительницы, которые долго смотрели на картину, якобы сходили с ума или бросались в реку (одна девушка действительно покончила жизнь самоубийством).
Соседством с "Русалками" суеверная публика объясняла и то, что висевшая рядом картина "Грачи прилетели" Алексея Саврасова#8203; в первую же ночь на выставке упала со стены.
Работники выставки в шутку утверждали, что это дело рук русалок, которым соседство с птицами пришлось не по душе
Утверждают, что и сам Третьяков чувствовал усталость рядом с картиной и решил перевесить ее в темный угол, чтобы на нее не попадал солнечный свет, после чего русалки, якобы, перестали беспокоить посетителей.
***
свидет-ва того, что РУСАЛКИ СУЩЕСТВУЮТ!
(ИЛИ СУЩЕСТВОВАЛИ..._)
Древнеримский ученый и писатель Плиний Старший (23 или 24-79 гг.) в своей "Естественной истории" писал: "то, что рассказывают о нереидах, отнюдь не является выдумкой. Они действительно существуют", "иногда их мертвые тела находили на берегу".
Встречи с русалками
В исландской летописи XII века "Speculum Regale" говорится: "У берегов Гренландии встречается чудовище (русалка), которое люди называют "Маргигр".
Существо (русалка) это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе - у нее рыбий хвост, чешуя и плавники".
Известный мореплаватель Генри Гудзон, проходя неподалеку от Новой Земли, сделал в судовом журнале запись: "Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку.
Описание: ... спина и грудь (русалки) были как у женщины... у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее (русалку) видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.".
Историк и писатель А. Горбовский приводит выдержку из мемуаров капитана английского флота Ричарда Уитбурна: "Не могу не сказать несколько слов о странном существе (русалке), которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде,
удивительное существо (русалка) очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины; глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы.
... Я и человек из моего экипажа... разглядывали существо это довольно долго... Существо же это (русалка) ... нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад.
При этом оно (русалка) часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не мог.
Какое-то время спустя это же существо (русалка) подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индской Компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в нее забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его (русалку) по голове. Тогда оно оставило их в покое.
Позднее оно (русалка) приблизилось еще к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега. Моряки в страхе выскочили на берег и оттуда на него смотрели.
... решил рассказать то, что видел сам и что есть самая истинная правда".
В мае 1658 г. русалов заметили в устье реки Ди в Шотландии, и в том же году в "Абердинском альманахе" появилось заявление, что те, кто путешествует в этих местах, "обязательно увидят прелестную компанию русалок - изумительно красивых созданий".
Датский колониальный священник Франсуа Валентайн сообщал российскому императору Петру I, что "в 1652 или в 1653 году лейтенант, бывший на службе компании, видел два таких существа (русалов и русалок) в заливе возле островов Керам и Боэро, департамента Амбоина (Индонезия).
Португальский миссионер Аншиета, живший в XVII веке, сообщал: "До прихода и расселения христиан в этих местах [побережье Бразилии] много индейцев было утоплено иарами [русалками]".
Век спустя голландский путешественник Гаспар ван Баэрле свидетельствовал, что ненасытные иары, красавицы с длинными волосами и рыбьими хвостами, продолжают соблазнять пловцов и рыбаков и губят их. При этом он уточнил, что "иара (русалка) душит своих избранников не по злобе, а по страсти", зацеловывая их до смерти. Тела этих несчастных возлюбленных, сообщил путешественник, находят потом на отмелях.
Русалок встречали почти повсеместно - у побережий и островов Азии, Африки, Северной и Южной Америки и даже в Северном Ледовитом океане; их видели с античных времен до XIX столетия и изредка продолжают встречать и теперь.
Американский зоолог Карл Банзе, проанализировав имеющийся материал о русалках в работе "Основы биологии русалок" (1990), пришел к заключению, что они дожили до середины XIX века. Вот что он писал об этих удивительных созданиях:
"Детали изображений таких существ [русалок] во многом сходятся, начиная с описаний, данных еще Аристотелем. Типичная русалка обладает бинокулярным зрением, то есть два ее глаза смотрят в одном направлении. У нее характерный для человека противопоставленный остальным большой палец, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна большая голова, говорящая, по-видимому, о хорошо развитом мозге. Нижняя часть тела - это, скорее, нечто вроде хвостовых лопастей китообразных. А рыбья чешуя - это всего лишь ороговевшие складки кожи".
Судя по имеющимся описаниям и зарисовкам... у них длинные золотистые, русые, черные, зеленые или синие волосы - по одним данным, походившие на распущенные женские волосы, а по другим, скорее напоминавшие морские водоросли или тину.
У русалок человеческий нос, рот и голубые или черные глаза и такие же, как у людей, руки, только с перепонками между пальцами и, по некоторым данным, с острыми когтями вместо ногтей.
Немецкий натуралист И. Йонетонус писал в "Естественной истории рыб и китов" (1646 г.), что вес взрослой русалки меньше веса человека. Хотя, анализ свидетельских показаний о встречах с "морскими людьми" скорее свидетельствует о том, что они были разными: иногда как 3-4-х летний ребенок, и их рост не превышал 1 м, иногда попадались "гигантские" экземпляры ростом около 2 метров. Но чаще всего в отчетах и рассказах моряков и рыбаков приводятся цифры 150-170 см. Значит, большинство русалок были подобием (точнее, их верхняя половина) людей.
И самое живо-трепещущее!
Самые горячие споры всегда вызывал вопрос о том, каким образом размножались русалки. Приводимые средневековые свидетельства об имевшей место интимной близости моряков и русалок дают основание считать, что они делали это почти также как и люди. И. Йонетонус полагал, что, судя по количеству молочных желез, у них рождался только один детеныш.
В греческом, ирландском, шотландском, германском, прибалтийском, славянском, перуанском эпосе и преданиях некоторых других народов приводятся сведения о браках между русалками (морскими нимфами) и людьми, и о рождавшихся от таких браков детях.
Сверхчеловеческие способности русалок
Независимо от времени и места возникновения преданий о русалах и русалках, обитателям подводного мира чаще всего приписывались одни и те же качества. Это - гипнотическое пение и способность к телепатии.
Моряки и рыбаки считали, что русалка способна взглядом заворожить и полностью подчинить себе человека. Эти существа иногда выступали в роли прорицателей. В некоторых преданиях они описывались как бессмертные.
В скандинавских, шотландских и ирландских легендах иногда говорится, что на берегу русалы и русалки принимали облик обычных людей, то есть обладали даром оборотничества.
___
* Русалочья неделя,
ПОминовение умерших НЕ своей смертью - или умерших олт утопления
(ц) Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи и получила такое народное название от Семика. Эта неделя в старину известна была под именем Русальной.
Малоруссы называют её зелёною, клечальною, а последние три дня зелёными святками. Около Стародуба (место) её величают Греною, где и семицкие песни называются Гренухами.
Дни семицкой недели наш народ называет особенными именами: вторник: задушными поминками, четверг: семиком, субботу: клечальным днём, семицкие ночи называются: воробьиными. Литовцы и поляки называют нашу Семицкую неделю зеленою неделею, чехи и словаки - Русальною; карпато-руссы - Русалье.
(автор - Сахаров И. П. Сказания русского народа)
Семик, как и"Троицын день" - считался девичьим праздником.
Девочек-подростков принимали в компанию девушек и они могли "невеститься", гадать о суженом и принимать спустя полгода участие в осенне-зимних посиделках...
Также и в природе - Мать - Сыра Земля готовилась к плодоношению - на пролетье колосились рожь и овёс:
- Семик, Семик, Троица, Пресвятая мать Купальница,
Ты на чём приехала?
- На овсяном зерночке,
На оржаном колосе!
Как и перед другими большими праздниками, перед Семиком (Троицей) поминали умерших: сначала "заложных" (несвоей смертью умерших), затем - родителей.
В католической традиции Зелёные святки завершались на Троицу объездами по селу верхом на лошадях (Пасхальная кавалькада), играми в "Краля" и "Кралицу"
см - "Русалии"
*
Русалии - праздник в память умерших у славян = поминальные дни (русальные дни) или поминальный обряд.
Первое упоминание о русалиях содержится в Лаврентьевской летописи (под 1068 г.). В ней осуждается языческий обычай призывать "дьявола" для предотвращения засухи...
В более поздних памятниках Русалии характеризуются как "бесовские игрища" и "потехи с плясанием, песнями, с ряжением в маски животных и т. п.
Считалось, что на "Троицын день" русалки выходят из воды и пребывают на земле - пока их не "проводят".
В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт... С Семика (Троицы) действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, нельзя было ходить в лес поодиночке, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься шитьём.
Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, - это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе.
В Русальную неделю следовало задабривать русалок - тогда можно было рассчитывать на их помощь
(цит)
Было изменено: 20:47 15/05/2024.
Было изменено: 0:54 16/05/2024.
Было изменено: 7:43 16/05/2024.
Было изменено: 9:53 16/05/2024.
Было изменено: 9:10 17/05/2024.