Хазака, мерония, гахлат. Три еврейских слова
Хазака в еврейском праве - это право завладеть имуществом (обычно недвижимостью) кого-либо человека (обычно гоя). К своим евреи понятие хазаки не применяют.
То есть купившему хазаку (или как бы то ни было еще открывшему ее) еврею предоставляется полнейшая свобода в выборе средств для достижения этой цели, то есть завладения имуществом. Что и означается словами в купчих актах: "Предоставляется (такому-то) полное право завладеть имуществом (таким-то) посредством каких бы то ни было мер".
Институт хазаки служит двум целям: во-первых, таким образом ее владелец закрепляет свое намерение окончательно завладеть имуществом какого-либо лица, и, во-вторых он устраняет конкуренцию других евреев в отношении этого имущества.
В тaлмyдичecких правилах говорится, что "Имущество иноверца свободно, и кто им раньше завладеет, тому оно и принадлежит"(Хошек-Гамишпот, ст. 156).
---
Если хазака - это право на имущество гоя, то мерония - это право на его личность. На него самого. Дословный смысл слова мерония - держать кого-либо в своих когтях. Т. е. обдирать, беспрестанно обманывать, не выпуская из когтей. Продажей права меронии личность данного конкретного гоя делается неотъемлемым и исключительным достоянием того еврея, который купил эту меронию, и уже ни один другой еврей в мире не имеет права ни ссужать этого гоя деньгами, исполнять его поручения, или вообще входить с ним в какие-либо деловые отношения.
Оба этих права кагал, т. е. национальное еврейское местное правительство, признавая все находящееся в данном районе имущество гоев и их самих своей, так сказать, "казенной собственностью", продает отдельным евреям эти два права - хазаку и меронию. Купчий акт на то или другое право или на оба вместе называется гахлат.
То есть купившему хазаку (или как бы то ни было еще открывшему ее) еврею предоставляется полнейшая свобода в выборе средств для достижения этой цели, то есть завладения имуществом. Что и означается словами в купчих актах: "Предоставляется (такому-то) полное право завладеть имуществом (таким-то) посредством каких бы то ни было мер".
Институт хазаки служит двум целям: во-первых, таким образом ее владелец закрепляет свое намерение окончательно завладеть имуществом какого-либо лица, и, во-вторых он устраняет конкуренцию других евреев в отношении этого имущества.
В тaлмyдичecких правилах говорится, что "Имущество иноверца свободно, и кто им раньше завладеет, тому оно и принадлежит"(Хошек-Гамишпот, ст. 156).
---
Если хазака - это право на имущество гоя, то мерония - это право на его личность. На него самого. Дословный смысл слова мерония - держать кого-либо в своих когтях. Т. е. обдирать, беспрестанно обманывать, не выпуская из когтей. Продажей права меронии личность данного конкретного гоя делается неотъемлемым и исключительным достоянием того еврея, который купил эту меронию, и уже ни один другой еврей в мире не имеет права ни ссужать этого гоя деньгами, исполнять его поручения, или вообще входить с ним в какие-либо деловые отношения.
Оба этих права кагал, т. е. национальное еврейское местное правительство, признавая все находящееся в данном районе имущество гоев и их самих своей, так сказать, "казенной собственностью", продает отдельным евреям эти два права - хазаку и меронию. Купчий акт на то или другое право или на оба вместе называется гахлат.