Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Андрей.  

Дата создания поста: 28 июля 2024, 01:25

"Эксперимент с птицей в воздушном насосе".

Что есть Джозеф Райт если вкратце? Это, прежде всего, нетипичные сюжеты, которые могли появиться только в эпоху Просвещения и только у мастера, испытывающего большой интерес к науке и достижениям. Это стройные многофигурные композиции. И, наконец, это мастерство световых эффектов, среди которых главным является написание сюжета с горящими свечами. Весь набор элементов, по которым мы безошибочно узнаем Райта, есть в его интереснейшем полотне «Эксперимент с птицей в воздушном насосе». Ещё в 1659 году учёные (Роберт Бойль) задались целью сконструировать вакуумный насос. Далеко не сразу этот довольно дорогой аппарат появился, но как только был изобретён с ним неустанно стали проводить разного рода опыты, пытаясь понять, что происходит с предметами в пространстве без воздуха. Со временем опыты на живых существах, птицах и насекомых превратились в зрелищную демонстрацию по билетам, собиравшую вокруг немало любопытствующих людей – от учёных до простых рабочих. На картине Райта мы видим какаду белого окраса в стеклянной ёмкости. Механизм откачивает из него воздух, и птица в панике бьётся, чувствуя острую нехватку кислорода. На самом деле именно такого эксперимента с птицей быть не могло – какаду и сейчас, а особенно тогда был очень редкой птицей, и никто не стал бы её убивать…даже из любопытства. Почему автор остановился на ней? Райт был жаден до всякого рода экзотики, равно как и к достижениям научного прогресса. К тому же, белое оперение какаду очень эффектно смотрится в тёмной комнате. При различных эмоциях на лицах зрителей можно отметить, что интерес к опыту гораздо сильнее, чем гуманность или чувство сострадание к обречённому существу. Более того, отсутствие центральной фигуры делает всех участников равнозначными, в том числе и зрителя – автор приглашает нас присоединиться к кругу любопытных. Картина мастера имела большой успех. Её хвалили за «ум и энергичность», Флобер отмечал её как «глубокую и очаровательную». Большим спросом пользовались гравюры и меццо-тинто, повторяющие картину Райта. Сегодня полотно с жестоким научным опытом воспринимается как прекрасный пример произведения, посвящённого научному прогрессу и тому интересу, который он вызывал, волнуя и буквально будоража сердца обывателей. А Райт вошёл в историю английской и мировой живописи, как оригинальный художник, преданный эпохе, в которой ему было суждено родиться – эпохе Просвещения.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩