Про авторское кино
История одного сумасшествия, волею рока имевшая отношение к жизни великого русского композитора или «Жена Чайковского».
Это фильм Кирилла Серебренникова.
Не относя себя к поклонникам творчества режиссёра, не имея пристрастия к выяснениям подробностей чьей-либо интимной жизни, не стремясь поспевать за кинематографической, в том числе, модой, смотреть не собиралась осознанно. Более того, заведомо негативно воспринимала обсуждение фильма в свете полученного им признания критиков и публики. Премьера в рамках Каннского кинофестиваля это вам не абы что все-таки.
Но.
«Не читал, но осуждаю», проверено, не может быть нормой жизни любопытствующего обывателя. И таки случилось фильм посмотреть.
Три часа экранного времени удалось преодолеть за три подхода, там, кстати, и частей тоже три. Но вынужденные перерывы связаны только с личными обстоятельствами. Фильм смотрится на одном дыхании.
Это действительно история Антонины Милюковой, де юро ставшей женой композитора на всю жизнь, де факто же так ею и не ставшей. Спойлерить не буду, хотя сам сюжет довольно прост. Атмосфера фильма, качественный монтаж, эпизоды, снятые одним кадром, погружают в реальность происходящих событий, не противоречащую, возможно нереальным режиссёрским допускам, ведь подлинность подробностей жизни великого композитора — предмет обсуждения без однозначных выводов до сегодняшнего дня.
Особого признания заслуживает великолепная игра актрисы (Алёна Михайлова) в роли главной героини. Ассоциативно она напомнила потрясающую Эмили Уотсон в Рассекая волны фон Триера.
Конечно, это кино авторское. В нем отражается и личное восприятие жизни, и отношение к истории и героям. Наверное, это свойство любого хорошего кино.
Время не потеряно. Послевкусие сложное. Есть, что смотреть. Есть, о чем думать.