"Завтрак аристократа".
Бытовой жанр в его критическом аспекте появляется в русской живописи в творчестве Федотова. Впервые в картинах этого мастера на сцену выходит живая современность в её глубоких социальных противоречиях. В «Завтраке аристократа», в этой неприглядной сцене из жизни тщеславного и легкомысленного щёголя, художник раскрывает тему нравственного упадка дворянства. Дорогое убранство кабинета, обставленного мебелью красного дерева, коврами, картинами, бронзой, брошенные на стул театральные афишки и объявление о продаже устриц, - всё говорит о праздной жизни светского человека. Сам «герой» — молодой аристократ, одетый в дорогие шелка. Но как смешна и неловка его поза - торопливый жест руки, стыдливо прикрывающий ломоть чёрного хлеба, испуганное лицо с остановившимися челюстями и непрожеванным куском за щекой. Боязнь, что истинное положение дел будет раскрыто, заставляет его прятаться за внешним показным блеском. В картине нет развёрнутого сюжетного хода. Внимание художника сосредоточено на одной фигуре, развитие действия только предполагается. Сюжет раскрывается через состояние одного героя. Это - своеобразный монолог, в котором звучит основная тема произведения. С тонким живописным мастерством написан окружающий героя интерьер. Красочная гамма картины приведена в необычайную цветовую гармонию. Густо-розовые, синие, голубые пятна объединены и погружены в общий спокойный зеленоватый тон. В этом мире вещей, полном глубокого смысла, ещё острее чувствуются безнравственность и пустота населяющих его людей.